В самом деле, если другие формы нарушения развития, как, например, аутизм, имеют достаточно выраженную специфику, которая по мере взросления малыша проявляется все ярче, то СДВГ может не вызывать особого беспокойства родителей, пока ребенок не начинает учиться в школе. Да и тогда взрослые нередко отказываются видеть нечто большее, чем непоседливость, и надеются на то, что вот еще годик-другой, и он «перерастет» детские проблемы.
С другой стороны, осведомленность о синдроме заставляет некоторых родителей подозревать расстройство у сына или дочери при малейших проявлениях невнимательности или повышенной активности, тревожиться и, в свою очередь, повышать тревожность у ребенка.
СДВГ является также предметом яростных споров экспертов-медиков и психологов. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, одни специалисты ставят этот диагноз детям, другие утверждают, что это не болезнь, что СДВГ «изобрели, но не доказали», а его проявления не являются ненормальными, их вполне возможно объяснить влиянием окружения или особенностью личности человека, которому приписывают «расстройство».
Известный американский журналист, в прошлом психотерапевт Том Хартман, сыну которого поставили диагноз СДВГ, даже придумал интересную гипотезу, получившую название «теории охотника и фермера». По мысли Хартмана, поскольку человек в течение первых тысячелетий своей истории был кочевым охотником или собирателем, гиперактивность и импульсивность, а также сфокусированное на одном объекте внимание и небрежение к другим деталям, являлись с эволюционной точки зрения благоприятными адаптивными качествами.
Затем с развитием земледелия этот стандарт постепенно изменился, человечество в целом приспособились к оседлому образу жизни и рутинному производству продуктов питания и других материальных благ, требующему длительного и распределенного внимания. Люди же с СДВГ сохранили в себе некоторые черты охотников. Хартман предложил рассматривать «гиперфокусировку» (способность к особо интенсивному вниманию на объекте интереса при слабости внимания ко всему остальному) как дар или преимущество людей с синдромом, а ряд других характеристик, таких как пренебрежение социальными нормами, слабые организаторские способности, сниженная способность к планированию, нарушения ощущения времени, импульсивность и нетерпеливость – как особенности, связанные с типом личности охотника.
Интересно, что американский антрополог Бен Кэмпбелл изучал кочевой народ Ариаал в Кении и обнаружил, что для его представителей весьма характерна гиперактивность и импульсивность, которые нисколько не мешают, а, наоборот, помогают наилучшей адаптации к их образу жизни.
Диагноз критикуют также исходя из того, что нет никаких твердых биологических маркеров расстройства, нет и однозначного лечения, приводящего к выздоровлению.
Сторонники же выделения СДВГ в самостоятельный диагноз основываются на наличии некоторого комплекса симптомов, которые при определенной степени выраженности приводят к частичной дезадаптации пациента, дезадаптация же свидетельствует о наличии расстройства.
На сегодняшний день победа остается за последними: в международном классификаторе болезней МКБ-10 диагноз такой есть. По данным систематического исследования литературы, проведенного в 2007 году, распространенность СДВГ в мире составляла 5,29 %. Девочки получают диагноз СДВГ в среднем в 3-4 раза реже, чем мальчики.
Российские данные поражают своим колоссальным разбросом: по разным оценкам от этого расстройства страдают от 2% до 47% детского населения нашей страны, и это свидетельствует о том, что грамотные эпидемиологические исследования у нас, к сожалению, не проводились. Есть основания полагать, что наиболее вероятная распространенность в РФ – примерно на том же уровне, что и в других развитых странах.
Что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Для него характерна триада признаков: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.
Нарушение внимания проявляется в том, что ребенок неспособен сосредоточиться на деталях, постоянно отвлекается, допускает ошибки в школьных заданиях, выдающие скорее небрежность, чем отсутствие логики и способности к операциям мышления в соответствии с возрастом. Дошкольник с трудом сохраняет внимание во время игры. Часто складывается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь.
Иногда может показаться, что ребенок не понимает инструкции, задания, потому что он не в состоянии выполнить его от начала до конца, но на самом деле проблема не в слабости мышления, а именно в невозможности для него сколько-нибудь долго концентрировать внимание.
Ребенок может отчаянно сопротивляться выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, будь то задача по математике или наведение порядка в комнате, но дело не в негативизме или протестном поведении: ему на самом деле это очень трудно и потому требует волевого усилия больше того, что соответствует его возрасту.
К слову: СДВГ бывает не только у детей, но взрослый человек, как правило, способен преодолеть сложности с концентрацией внимания, поэтому окружающие могут не замечать его проблем.
Невнимательность приводит к тому, что ребенок часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, варежки, сменную обувь), забывает дома дневник, тетради, учебники.
Гиперактивность проявляется в неспособности ребенка к тихим, спокойным занятиям. Сидя на уроке или дома при выполнении домашнего задания, он постоянно крутится, встает даже в тех ситуациях, когда предполагается оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность. Часто он пытается куда-то залезть, подвергает себя риску, не умея правильно оценить последствия своих действий.
Некоторые из гиперактивных детей отличаются тем, что никогда не молчат, их словесный поток очень трудно остановить, и это становится особенно заметно в школе, где классно-урочная система предполагает высказывание ученика лишь по просьбе учителя.
Третий критерий синдрома – импульсивность. Ребенок отвечает на вопрос не задумываясь, часто даже не дослушав его. Ему трудно стоять в очереди. Он часто вмешивается в беседы или игры, пристает с разговорами к окружающим. Он совершает рискованные поступки под влиянием внезапно возникшего импульса, не успевая подумать об опасных последствиях, чаще других получает травмы и портит свое или чужое имущество.
Нужно отметить, что синдром может протекать с преимущественными нарушениями внимания без гиперактивности и импульсивности, и наоборот, гиперактивность и импульсивность могут быть ведущими симптомами при слабо выраженном нарушении внимания. Но в той или иной форме он всегда создает сложности с адаптацией ребенка к школьной жизни, как в плане успеваемости, так и в плане взаимоотношений с одноклассниками.
Диагноз СДВГ может быть поставлен, начиная с позднего дошкольного или младшего школьного возраста, поскольку для этого необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе), а также выраженные нарушения в обучении и социализации.
При том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью является признанным диагнозом, специалисты, родители, педагоги во многих странах отмечают проблему субъективности постановки диагноза, и в связи с этим – гипердиагностику, либо, наоборот, недостаточность диагностики СДВГ. Опасно и то и другое: медикаментозное лечение здорового, но несколько непоседливого ребенка, принесет только вред, но страдает и ребенок с реальным расстройством, не получающий адекватной помощи (совсем не обязательно медикаментозной).
Нередко приходится слышать жалобы родителей на педагогов: не умея наладить дисциплину в классе, удержать внимание детей ярким изложением учебного материала, мотивировать их к самостоятельной работе, учителя требуют от родителей неуспевающего ученика принять меры, вплоть до медицинского освидетельствования и соответствующего лечения.
Вот интересная статистика за 2005 год: 82% преподавателей в США считают, что диагностирование СДВГ производится чрезмерно, в то время как только 3% полагают, что этот диагноз ставится недостаточно; а вот в Китае лишь 19% преподавателей посчитали диагностирование СДВГ чрезмерным, зато 57% уверены, что у многих детей СДВГ остается недиагностированным.
Американские педагоги оказались на стороне детей и не торопятся объяснять их школьные проблемы медицинскими, китайские же – наоборот. Трудно сказать, в том ли дело, что в США реально существует гипердиагностика, а в Китае проблема обратная, либо все объясняется спецификой отношения педагогов двух стран к своим подопечным. Так или иначе, очень интересно было бы посмотреть на результаты такого опроса в российских детских садах и школах.
Как любое нарушение развития, СДВГ имеет биологическую основу, однако в чем она состоит, какие варианты физического нездоровья приводят к синдрому, пока что до конца неясно. Исключение составляет резидуальная форма СДВГ, когда расстройство наступает вследствие физической травмы головного мозга.
Считается, что к СДВГ у ребенка могут привести осложнения в течении беременности у матери или при родах, а также такие заболевания, как астма, повторяющиеся пневмонии, заболевания почек, аллергии, поэтому при постановке диагноза СДВГ необходимо провести всестороннее медицинское обследование и заняться лечением выявленных нарушений, что может привести к снижению симптомов дефицита внимания и гиперактивности.
Есть данные о наличии генетической предрасположенности к СДВГ, однако пока что нет четких представлений о том, мутации каких генов ответственны за возникновения синдрома.
Сравнительно недавно ученые выделили в качестве самостоятельного расстройства нарушение обработки сенсорного импульса (НОСИ). У ребенка (или взрослого) может быть прекрасное зрение, но при этом зрительный сигнал не обрабатывается мозгом должным образом, и он не всегда автоматически сделает шаг в сторону, если видит, что на него двигается крупный объект.
Ребенок может быть неуклюжим и плохо скоординированным, потому что сенсорные сигналы, поступающие в мозг от вестибулярной и тактильной систем, от мышц и суставов (также обладающих глубокой чувствительностью), неправильно обрабатываются центральной нервной системой, которая, в свою очередь, генерирует неадекватный моторный ответ.
В норме наш мозг формирует целостное представление о том, что находится в поле нашего восприятия, интегрируя сигналы, одновременно поступающие от всех чувственных анализаторов. Если этого не происходит, то даже взрослому человеку приходится сильнее напрягать свое внимание, и он быстрее устает. От ребенка же с сенсорными проблемами требуется чрезвычайное усилие для того, чтобы сосредоточиться и выполнить задание, и именно от этого может проистекать его неспособность к длительной концентрации внимания.
Связь СДВГ и НОСИ начала изучаться сравнительно недавно, и по предварительным данным, проблемы с нарушением обработки сенсорных сигналов встречаются гораздо чаще у пациентов с СДВГ, чем у детей без нарушений в развитии, а значит, есть все основания проверить ребенка с СДВГ на наличие НОСИ.
Что же делать, если у вашего ребенка диагностирован синдром дефицита внимания? Как лечить его, как помочь ему дома? Об этом читайте через неделю.
Источники: