Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сделай сам: биохакеры «взламывают» свою биологию, чтобы жить до 120

Человек всегда стремится расширить сферу своего контроля над собственной жизнью, сейчас дело дошло до жизни как таковой в ее биологическом смысле! Именно этим занимается модный нынче биохакинг

Кадр из фильма «Из машины» (2014). Изображение с сайта secretmag.ru

Нутригеномика

Биохакинг возник не на пустом месте. Во-первых, всегда были те, кто не просто по мере возможности старался соблюдать правила здорового образа жизни, но стремился к нему со всей серьезностью, уделяя этому значительную часть собственных ресурсов – времени, усилий и денег.

Во-вторых, с бурным развитием генетики и эпигенетики, появилась своеобразная научная база биохакинга. Например, новая отрасль – нутригеномика. Она занимается изучением влияния питания человека (или иных живых существ) на экспрессию генов, то есть на то, как проявляются признаки, закодированные в геноме.

Нутригеномика имеет огромный потенциал: пройдет еще немного времени, и станет реальностью создание персонализированной системы питания для конкретного человека на основе его индивидуального генома!

Уже сейчас некоторые достижения этой отрасли можно применить для борьбы со старением.

Именно это и пытаются делать биохакеры, не дожидаясь полномасштабного развития подобных технологий.

Что такое биохакинг

Фото с сайта pbs.org.ru

Сначала биохакерами называли тех, кто в небольших (нередко – домашних) лабораториях проводил генно-инженерные эксперименты, практикуя do-it-yourself biology (занятия биологией по принципу «сделай сам»). Это были небольшие группы людей, состоявшие совсем не обязательно из профессионалов, но в первую очередь из тех, кому было интересно исследовать разнообразные возможности для создания чего-то нового при помощи манипуляции с ДНК.

Самый яркий пример, пожалуй, это художник Филип Росс, который превращает грибы в живые кирпичи, «кормя» их опилками и скорлупой фисташек.

Новая же волна биохакинга – это исследование возможностей собственного организма, стремление обрести оптимальную физическую и интеллектуальную форму и высвободить творческий потенциал.

Вот что говорит один из активных его представителей эксперт в области компьютерной безопасности Дэйв Эспри:

«Есть два направления в биохакинге. Одно заключается в том, что вы что-то делаете с биологией за рамками собственного организма, меняете живую клетку; вы вносите изменения в клетки амебы и заставляете ее светиться в темноте. Другое направление биохакинга, которым я и занимаюсь, это когда вы взламываете собственную биологию и берете под контроль системы вашего собственного тела, доступ к которым ранее был вам недоступен».

Эспри создал ряд компаний, специализирующихся на биохакинге, стал производить специальный бренд низкотоксичного и высоко стимулирующего кофе Bulletproof Coffee, и разработал диету для биохакеров – Bulletproof Diet, которую описал в своей книге (The Bulletproof Diet, 2014). Он принимает различные биологические добавки, электро-процедуры для стимуляции работы мозга и мышц, что, по его словам, улучшает состояние его тела и ума.

Биохакинг развивается очень быстро и постепенно превращается в жизненную стратегию, которая включает в себя не только правила здорового образа жизни, но и собственную этику и отчасти даже философию.

Как стать биохакером

Фото с сайта secretmag.ru

Серьезные биохакеры – люди, как правило, не бедные. Среди них немало исполнительных директоров компаний Кремниевой долины, которая, собственно, и считается родиной биохакинга. А недавно на портале Medium появилась статья российского предпринимателя Сергея Фаге, который подошел к биохакингу более чем основательно. На многочисленные консультации со специалистами, анализы, обследования и медикаменты, которые он принимает непрерывно вот уже почти пять лет, Сергей потратил ни много ни мало 200 тысяч долларов.

В основе биохакинга лежит глубокая диагностика, а это вещь недешевая. Десятки анализов на содержание микроэлементов, витаминов, тяжелых металлов, антиоксидантов, тесты на генетические поломки и предрасположенности к тем или иным заболеваниям, – все это нужно проделать не один раз, а множество – на каждом новом этапе процесса оздоровления для его мониторинга и внесения коррективов.

Такой сервис недоступен в районной поликлинике, поэтому наблюдаться приходится в специализированных и весьма дорогих частных клиниках.

БАДы (например, те же антиоксиданты, которые биохакеры принимают для того, чтобы затормозить процесс старения организма) покупаются тоже не в аптеке, а выписываются из самых престижных и высокотехнологичных лабораторий.

Что же делают биохакеры, пройдя диагностику?

Оптимизируют питание: подбирают диету, которая бы отвечала индивидуальным потребностям организма, исключают то, что вызывает аллергию либо как-то иначе отрицательно влияет на здоровье. Очень часто диета биохакеров включает периоды голодания, которые также призваны высвободить физическую и интеллектуальную энергию.

Подбирают физические упражнения, максимально соответствующие индивидуальным потребностям организма.

Нормализуют сон.

Оптимизируют гормональный статус, если диагностированы какие-то эндокринные проблемы.

Очищают организм от токсинов и принимают меры для коррекции вредных влияний окружающей среды.

Принимают профилактические меры для предупреждения заболеваний, к которым выявлена генетическая склонность.

Используют различные средства для активизации мышления и творческих способностей.

Обучаются практикам контроля стресса, например, медитации.

На сайтах «теоретиков» биохакинга можно встретить и неожиданные этические советы. Так Марк Мосшел в своем руководстве для начинающих рекомендует… проявлять благодарность!

«Ведите дневник благодарностей. Для начала просто записывайте каждый вечер три вещи, за которые вы благодарны. … По дороге на работу будьте включены в окружающую реальность и благодарите за все, что вы видите и чувствуете в течение этой короткой прогулки. Постарайтесь испытать благодарность в вашем сердце». И так далее.

Ничего особенно нового в этих рекомендациях нет, они вполне вписываются в давно существующий тренд «позитивного мышления», но интересно, что биохакеры не ограничиваются лишь физиологией, но пытаются внести изменения и в собственное сознание.

«Без фанатизма!»

Джозайя Зайнер. Фото с сайта buzzfeed.com

— этот призыв банален и применим к чему угодно. Но в данном случае он более чем уместен, ибо биохакеры порой склонны к недостаточно обоснованным, а то и, прямо скажем, экстравагантным шагам.

Биохакер Джозайя Зайнер увлечен новаторской технологией изменения генов CRISPR («короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами»). Сначала он использовал ее за пределами собственного организма, например, пытался сварить пиво, светящееся в темноте. Не очень понятна практическая ценность такого упражнения, но оно вполне безобидно и удовлетворяет естественную научную любознательность.

Но Зайнер на этом не остановился и обрел славу первого человека, изменившего свой геном при помощи CRISPR.

При помощи инъекции Джозайя ввел себе ДНК, способствующую росту мышц. Нельзя сказать, чтобы на его мышцы это как-то повлияло, да и не могло повлиять, по оценке ученых. Даже если ген, отвечающий за развитие мышц, действительно, отредактирован (что сомнительно), он не может сработать сам по себе: мышцы не станут накаченными без тренировок. Имеет значение и возраст, так как у взрослого человека мышцы в основном уже сформировались при участии собственных генов, и единственный способ повлиять на них – это физические упражнения.

Однако отсутствие ощутимого результата Джозайю Зайнера не смутило: он разместил в интернете инструкцию DIY Human CRISPR Guide и продает ДНК, якобы способствующее росту мышечной массы, по цене 20 долларов за инъекцию. Главное, считает биохакер, вывести передовые биотехнологии из-под контроля университетов и фармацевтических компаний и сделать их доступными для большинства людей в режиме DIY («сделай сам»).

Эксперты предупреждают, что это небезопасно. Повторное бесконтрольное введение инъекций может вызвать воспаление. Тем более, мало предсказуемы последствия домашних опытов с ДНК, которые призваны изменить какие-то еще свойства организма.

Случается, что даже манипуляции с генами при выведении ГМО-сортов сельскохозяйственных растений дают нежелательные последствия, и от таких продуктов приходится отказываться, что же говорить о таком сложном организме, как человек. Одно дело – идти на риск ради преодоления жизнеугрожающего заболевания (что ученые уже делают с CRISPR), другое – экспериментировать с целью улучшения здоровья и так здорового человека.

Однако критика биохакинга не ограничивается темой экспериментов с ДНК. Некоторые эксперты считают, что сосредоточенность биохакеров на том, что они едят и какой уровень кетонов у них в крови, а также голодание в течение нескольких дней подряд, повышают риск инфекции, дефицита важнейших микроэлементов и развития такого расстройства пищевого поведения, как орторексия.

Для человека, страдающего нервной орторексией, озабоченность здоровым питанием не оставляет места для каких-либо интересов и увлечений в жизни, а любое нарушение диеты (употребление «запрещенных» продуктов) вызывает тревожность и сильное чувство вины, а это совершенно противоречит поставленной биохакером цели, потому что здоровое тело и здоровый дух – две составляющих одного целого.

Биофизик Екатерина Шишацкая видит в биохакинге больше вреда, чем пользы. «Управлять биохимическими процессами в теле человека может только врач. Человек, который ставит на себе подобные опыты, должен находиться под постоянным медицинским контролем. Необходимы регулярные осмотры, обследования и четкое следование рекомендациям», – пишет она в своей статье «Биохакинг здорового человека: Как не умереть, продлевая жизнь».

Что же в итоге?

Фото с сайта pbs.org.ru

Биохакинг без крайностей можно считать вполне оправданным. Есть только одно «но»: образ жизни, требующий постоянного неусыпного контроля, постепенно превращается в основное содержание жизни. Его нарушения, как в случае с уже описанной орторексией, вызывают чувство вины и тревогу. В итоге человек тратит огромный эмоциональный ресурс на то, чтобы соблюсти все правила и прожить 120 лет, но удастся ли ему это? И даже если удастся, не получится ли, что весь смысл прожитой жизни свелся к тому, чтобы удлинить ее? Может быть, имеет смысл жить не так долго, но как-то иначе распорядиться отпущенным временем?

Интересно то, что порой совершенно неожиданные факторы сказываются на нашем здоровье, а значит и на продолжительности жизни. Вот в этом докладе шотландских ученых говорится о том, что вовлеченность в разнообразные спортивные и культурные мероприятия улучшает здоровье людей.

Что касается спорта – это не удивительно, но кто бы мог подумать, что люди, посещающие музеи, имеют на 20% более высокий шанс не болеть, чем те, кто музеями не интересуется!

А те, кто осматривает исторические места или археологические достопримечательности оказываются в добром здравии на 50% чаще!

Но ведь мы идем в картинную галерею, чтобы насладиться живописью, совершенно не думая о здоровье и продолжительности жизни. Мы стремимся получить эмоциональный, эстетический, духовный опыт, который для нас ценен сам по себе, а не потому, что это часть здорового образа жизни.

Возможно, когда-нибудь ученые проследят влияние каждого из компонентов нашей жизни на здоровье, и тогда у человека будет выбор, наполнить свою жизнь лишь тем, что позволяет ее удлинить, или впустить в нее и то, что не отдалит ухода.

Кто-то выберет «прогулку благодарности» по пути на работу, а кто-то – неторопливый променад по берегу моря с близким человеком или в одиночестве. Глядя на волны, можно забыть о беспощадном беге времени, а можно, наоборот, без страха и тревоги подумать о бренности всего живого.

Источники:

What is biohacking and why should we care?

The Beginner’s Guide to Biohacking

This Guy Says He’s The First Person To Attempt Editing His DNA With CRISPR

Precautions, and Why the Silicon Valley Method of Biohacking Isn’t a Good Idea

Biohacking: Why the Latest Fasting Diet Is Doing Silicon Valley Execs More Harm than Good

Биохакинг здорового человека: как не умереть, продлевая жизнь

Что такое биохакинг: дань моде или реальный способ изменить жизнь

Museum visitors one fifth more likely to report good health

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?