Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сбитого машиной бездомного на Рождество выкинули из больницы

Юрий приехал из Украины на работу. Получив зарплату, выпил с незнакомым человеком и проснулся без денег и документов. Вечером 6 января Юру сбила машина. В больнице ему сказали, чтобы он перестал притворяться, и вынесли на мороз. Почему это произошло?

Юрий приехал из Украины на работу. Получив зарплату, выпил с незнакомым человеком и проснулся без денег и документов. Вечером 6 января Юру сбила машина. В больнице ему сказали, чтобы он перестал притворяться, и вынесли на мороз. Почему это произошло?

Встань и иди отсюда

В канун Рождества, 6 января, Юрия сбила машина. «Скорая» привезла мужчину с переломами костей таза в 67-ю больницу. Документов или денег у него не было, и он просидел в приемном покое два дня без еды и воды. От боли Юра едва мог самостоятельно доползти хотя бы до туалета. Снимок таза ему не сделали, зато сделали снимок позвоночника и осмотрели визуально. Не найдя перелома, Юре сказали, чтобы он перестал притворяться и попытались вытащить на улицу: без полиса ОМС бесплатную помощь больница может оказать только при угрозе жизни.

За пострадавшего заступились люди, находившиеся в приемном покое. В том числе юрист Светлана, она сходила и купила Юре еды и воды, дала свой номер телефона. Ночью, когда Светлана уехала домой, санитар и охранник вынесли Юрия на улицу, доволокли до шлагбаума на въезде и оставили лежать – несмотря на все заверения Юрия, что ему очень больно и что он не может ходить. Пакет с водой и едой остался в приемном покое. На четвереньках по лужам и грязи Юра дополз до ближайшего дома (а была и другая мысль – под машину), и мокрый и замерзший пролежал на скамейке до утра. Утром 9 января его нашли жильцы подъезда и вызвали скорую. Скорая предложила Юре снова отвезти его в 67-ю больницу.

Юрий испугался и отказался. «Социальный патруль», который вызвали врачи, отвез его к закрытым воротам дезинфекционной станции в Нижнем Сусальном переулке, и оставил у ворот. Днем ворота открыли, но пробиться через толпу бездомных Юрий уже не мог. Он просидел у дезстанции до вечера, все больше слабея. В таком состоянии его и обнаружила Ольга, доброволец движения «Курский вокзал – бездомные, дети» (КВБД).

Юрий выглядел так измученно и страшно, что бросался в глаза даже на фоне толпы бездомных. С помощью добровольца опять вызвали скорую помощь и отвезли покалеченного человека… в больницу номер 67. На этот раз его удалось госпитализировать – за деньги. Оплатила госпитализацию Светлана, юрист, которая была свидетелем первой попытки Юрия получить медпомощь.

С больницей заключили договор об оказании платных услуг. Теперь у Юрия все есть – вежливый и внимательный персонал, лечение, питание, ходунки. Рентген показал неосложненный перелом костей таза и внутреннее кровотечение. Через неделю или две Юрия можно будет выписывать и движение КВБД отправит его домой на Украину. Но в Москве останутся другие люди, которым в больнице возможно скажут, что они притворяются, и вынесут на улицу. Почему это происходит?

Бесплатно лечат только от смерти

Юрист петербургской благотворительной организации «Ночлежка» Екатерина Диковская регулярно консультирует людей без денег и документов по вопросам госпитализации. Медицинская помощь без каких либо предварительных требований к пациенту сейчас оказывается только в том случае, если существует непосредственная угроза жизни. Это так называемая экстренная помощь.

Дело в том, что с 1 января 2013 «Скорая помощь» перешла с бюджетного финансирование на финансирование за счет средств фонда ОМС. В понятие скорой помощи входит не только медицинская эвакуация, но последующее лечение в стационарном учреждении. Такой порядок финансирования получил название «одноканального», в противовес «многоканальному», существовавшему ранее.

В тот момент, когда угрожающее жизни состояние снято, безусловная помощь прекращается. За все остальное лечение кто-то должен заплатить – либо сам пациент, либо фонд ОМС, куда застрахованные перечисляют деньги. Фонд ОМС платит за граждан РФ и еще за ряд категорий людей вроде беженцев или иностранных граждан с видом на жительство в РФ. Если нет подтверждающих документов, лечатся за деньги. Если нет ни того ни другого (например, вы приехали на заработки в другой город и получив зарплату выпили с незнакомцем, а проснулись без денег и документов, как это произошло с Юрием), то лечить вас не будут, если конечно вы не умираете. «Это звучит очень бесчеловечно, но экстренная помощь, это только помощь при угрозе жизни. Как только угроза миновала, это перестает быть экстренной помощью», — объясняет Екатерина Диковская.

Врач между уголовным наказанием и служебным взысканием

По мнению президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, случай Юрия является с точки зрения закона пограничным, и закон можно трактовать как в одну, так и в другую сторону. С одной стороны, по словам юриста, острое состояние, каким является перелом, обычно все-таки купируется, вне зависимости от наличия полиса. В этом случае человека защищает статья 124 уголовного кодекса, которая подразумевает ответственность за неоказание медицинской помощи, повлекшее вред здоровью средней или тяжелой степени тяжести. С другой стороны, только гражданам Конституция гарантирует бесплатную помощь.

«Соответственно, врач, если он не хочет уголовной ответственности, должен пациенту помочь, — считает Александр Саверский. — Но если Департамент здравоохранения, который ему не заплатит за лечение, для врача страшнее, то он может помощь и не оказать».

Врач – это последний, кого можно винить в сложившейся ситуации, считает Анна Федотова, координатор движения «Курский вокзал – бездомные, дети».

БОМЖ это СОМЖ, но без ресурсов

По словам Анны Федотовой, врачи пытаются как-то выкручиваться во все сжимающихся рамках, и им иногда приходится принимать очень трудные решения. Но постепенно социальные законы России трансформируются так, что начинают вступать в противоречие с законами Божьими, законами о любви к ближнему. Закон заставляет врача не оказывать помощь бездомному человеку, потому что иначе врача оштрафуют или уволят. «Реформа социальной сферы идет в сторону того, что человек выживает только за счет своих ресурсов, прежде всего ресурса семьи. И если за человеком ничто не стоит, ни деньги, ни клан, ни община, у него нет ресурса, то сразу срабатывает механизм – для него можно ничего не делать, — считает Анна Федотова. — Можно его игнорировать, можно выгнать на мороз, можно убить. Потому что он никто. Просто на людях СОМЖ, с определенным местом жительства, это пока не так заметно».

Что делать? Анна Федотова предлагает объединяться и давать отпор беззаконию по всем фронтам. Например, протестовать против закона, по которому человека могут выселить из квартиры за долги. Кроме того — добиться отдельного финансирования медицинской помощи для бездомных граждан. И наконец нужно перестать делить общество на БОМЖей и СОМЖей.
«В нашей Конституции написано, что у нас социальное государство. Значит надо и делать социальное государство, — призывает Анна Федотова. — А не заниматься оптимизацией расходов за счет тех, кто не может за себя заступиться».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?