Кроме того, это самый распространенный вид транспорта. По статистике, все лифты мира за три дня перевозят количество пассажиров, равное населению Земли.
На ослиной тяге
Корни лифта кроются в далеком прошлом. Нет ответа на вопрос, когда он был изобретен и где впервые применен. По одной версии это произошло в 236 году до нашей эры, а строителем первой подъемной машины был сам Архимед.
Один из лифтов обнаружили в Городе Геркулануме, погибшем в 79 году вместе с Помпеями. Лифт был в «Золотом доме» Нерона – он состоял из сандаловой платформы, перемещающейся по наклонным деревянным рельсам. Эти рельсы смазывали жиром для того, чтобы уменьшить трение. Когда император звонил в специальный звонок, рабы начинали вращать ручку лебедки, и возили своего владельца по этажам огромного дворца.
Своеобразным был трон византийского императора Константина VII Багрянородного, жившего в 900-е годы. Когда император усаживался, специальное устройство нагнетало воздух в меха, и властелин взмывал под потолок. Можно представить, какой ужас это наводило на дремучих современников Багрянородного.
В Риме с помощью простейших механизмов поднимали на арену гладиаторов. В Колизее, в частности, было двенадцать лифтов. Индийские крестьяне с помощью механических подъемников черпали воду из рек. А в 1203 году в одном из французских аббатств устроен был подъемник на ослиной тяге. Словом, технология все совершенствовалась и совершенствовалась.
Первый известный нам российский лифт был выполнен в усадьбе Шереметевых, в Кускове.
Правда, людей он не перевозил – лифт прятался в изящном павильоне «Эрмитаж» и поднимал во время графских трапез заранее накрытый и сервированный стол.
Вошел в историю и лифт академика Роллера, установленный в Большом театре в середине девятнадцатого века. Он представлял собой платформу, которая висела на веревках и свободно двигалась по четырем столбам. Веревки сматывали и наматывали четверо «лифтеров».
Но в обиход лифт стал входить только к концу позапрошлого века, когда возникла мода на многоэтажные дома.
Сидя в лифте на мягком диване
Первыми лифтами, входившими в городской обиход, стали не электрические, а гидравлические. Они обеспечивали плавность хода и бесшумность. Устроен лифт был таким образом. Под домом выкапывали глубокий колодец и устанавливали в нем длинный стержень с поршнем – тот стержень должен быть равен высоте самого дома. А на вершине стержня находилась собственно кабина лифта. Лифтер открывал краник, в колодец заливалась вода, и поршень поднимался вверх. А вместе с ним и пассажиры.
Прошли десятилетия, прежде чем догадались размещать стержень горизонтально, связывая его с лифтом с помощью простой системы передач.
Впрочем, таких лифтов было еще очень мало, они обставлялись как предметы роскоши – мягкими диванами, красивыми коврами зеркалами. Диваны приходились весьма кстати – эти лифты были очень медленными.
В середине девятнадцатого века вошла в славу фирма Отиса. Именно Элише Грейвсу Отису и его компании Otis Elevator Company принадлежит слава изобретения так называемых «ловителей», не дающих возможность кабине упасть в шахту. Отис продемонстрировал свое изобретение в 1854 году в Кристалл Паласе, в городе Нью-Йорке. Он мужественно вошел в кабину, а его ассистент, стоящий на верху лифтовой шахты, перерубил трос старинным мечом. Лифт ринулся было вниз, но сразу же стал замедлять свой ход и в скором времени остановился. Отис снял цилиндр и поклонился публике.
Этот полезный эффект достигался с помощью особенных зубчатых рельсов.
Тем не менее, до современного лифта было еще далеко. Еще шли поиски самой практичной, удобной и технологичной схемы. Тот же Отис, например, установил в 1859 году в одном из роскошных отелей так называемый винтовой лифт.
Вместо шахты там действительно использовался гигантский винт, пронзающий здание от первого и до последнего этажа. А кабина вращалась вокруг, словно гайка.
Существующий ныне лифт с электротягой был изобретен в 1880 году инженером Вернером Сименсом, основателем знаменитой немецкой фирмы. Он сразу же был усовершенствован – спустя всего семь лет американец А. Майлс получил патент на систему блокировки дверей лифтовой шахты. По большому счету, технология с тех пор принципиально не менялась, только совершенствовалась.
В частности, в Москве, в высотном здании на Котельнической набережной были установлены высокоскоростные лифты. Они перемещались со скоростью один этаж в секунду. Правда, потом эти лифты специально замедлили – у многих жильцов от перепада давления закладывало уши.
Предпринимались и попытки «изобрести велосипед». В частности, до недавних пор в Москве, на улице Мясницкой, 39 действовал так называемый патерностер – лифт, состоящий из огромного количества кабинок, которые двигались непрерывно замкнутой цепочкой – с одной стороны вниз, с другой стороны вверх. Входить в кабинки надо было на ходу.
Но патерностер был, конечно, неудобен, и распространения не получил.
Трагическая смерть в лифтовой шахте
Первый в Москве электрический лифт появился в 1901 году в доме 17 по Рождественскому бульвару (в 1966 году он был заменен новым). В Санкт-Петербурге лифт возник несколько раньше – это произошло в 1890 году, в доме купцов Елисеевых на улице Ломоносова, 14. После этих двух дебютов вертикальный транспорт начал завоевывать Россию.
Поначалу электрические лифты вызывали у обывателей ужас. Вот впечатления купца, впервые встретившегося с новым изобретением в одном из крупных магазинов, принадлежавших товариществу Мюра и Мерилиза (ныне – московский ЦУМ): «Перешагнул я через порог, мальчишка за мною, затем запер дверь, нажал какую-то пуговицу и… Господи, твоя воля! Началось сущее вознесение, мчимся по какому-то колодцу кверху, промелькнул этаж, в нем люди, мы дальше, наконец, остановились.
Вышел я на волю, а сердце так и стучит. Оглянулся, а мальчишка с аппаратом сквозь землю уходит. Ну и диковинка!»
А вот детские воспоминания Анастасии Цветаевой – все о том же магазинном лифте: «И вот мы стоим перед тем, что давно обсуждают в Москве, и рассказ о чем – сказочен: лифт. Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности… Мы нагулялись по этажам, по всем отделам – до сытости. Не могли больше глаза принимать в себя вещи, когда нас повели еще раз к лифту. Он ехал вниз. Пол оборвался под нашей ногой, полетел, как во сне, страшным скольжением, в теле сделалась слабость, ступни ошпарило страхом, и я залилась… на весь Мюр и Мерилиз «и-и-и»».
И все-таки Россия отставала от крупнейших европейских городов. В частности, когда в 1913 году в Москву приехал Анатоль Франс, он очень удивился, что колокольня Ивана Великого не снабжена лифтом, и принципиально отказался забираться на известную московскую святыню.
Но главное – лифт не был безопасен. Борис Зайцев пишет в повести «Голубая звезда» о страшной гибели одного из героев: «Он машинально вошел, машинально побрел к лифту. Зеленоватый сумрак был в вестибюле. Уже подойдя к самой двери, он на мгновение остановился, охнул. Рядом, улыбаясь, сняв кепи, стоял знакомый швейцар из Вены и приглашал войти. Никодимов бросился вперед. С порога, сразу он упал в яму, глубиною в полроста. Дверца лифта не была заперта. Он очень ушиб ногу, вскрикнул, попытался встать, но было темно и тесно. Сзади в ужасе закричал кто-то. Сверху, плавно, слегка погромыхивая, спускался лифт. Никодимов собрал все силы, вскочил, до груди высунулся из люка. Его отчаянный вопль не был уже криком человека».
К счастью, сегодня безопасность лифта практически стопроцентная. Нынешние технологические поиски большей частью касаются экономии пространства – в первую очередь за счет избавления от машинного этажа.
А в этом, 2017 году немецкий концерн ThyssenKrupp разработал первый в мире бесканатный лифт. Но это все же технология не настоящего, а будущего.