«Если что-то является субъективным, это совершенно не значит, что оно не поддается измерению», — говорит доктор наук Мелисса Вейнберг, почетный сотрудник Школы психологии Университета Дикина (Виктория, Австралия) и Центра изучения качества жизни.
Сама Вейнберг долгие годы занимается измерением такой, казалось бы, эфемерной субстанции, как счастье.
Причину своего научного интереса она объясняет так: «Спросите любого, чего он желает своему ребенку или просто близкому человеку, и он ответит: «Я просто хочу, чтобы он был счастлив».
«Счастлив на все 80!»
Чтобы «обсчитать» счастье, ученые придумали для него научный термин и даже формулу.
По-научному счастье называется «субъективное благополучие».
Субъективное благополучие – это «удовлетворенность жизнью+аффект».
Удовлетворенность жизнью отражает оценку человеком его собственной жизни, а аффект – эмоциональная сторона, включающую как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.
По мнению психологов, наше субъективное благополучие стремится к определенной точке на шкале измерения так же, как наша температура стремится к показателю 36,6.
Как утверждает Вейнберг, человек счастлив, когда его уровень субъективного благополучия находится на отметке 80%.
Почему же не все 100?
Представьте себе, что вы ложитесь спать в предвкушении какого-то важного хорошего события, которое должно произойти завтра. Скорее всего, вы будете так возбуждены, что очень долго не сможете уснуть, а то и вовсе не сомкнете глаз.
Но в режиме постоянного возбуждения организм не может нормально функционировать. Поэтому человек естественным образом стремится сохранить эмоциональный гомеостаз (динамическое равновесие), так же как наше тело стремится к гомеостазу биологическому.
Эта способность возвращаться к оптимальной точке на шкале настроения — краеугольный камень психического здоровья.
А счастье заключается не в том, что человек постоянно чувствует себя «на седьмом небе», а в способности испытывать самые разнообразные эмоции в зависимости от ситуации и возвращаться к ровному и спокойному настроению.
Разумеется, когда мы сталкиваемся с трудностями или утратами, мы можем испытывать боль, горечь, грусть, досаду. Однако постепенно мы преодолеваем их. Если же в нашей жизни случается победа или обретение, мы можем испытывать эйфорию, однако довольно быстро мы привыкаем к тому, что в какой-то момент времени сделало нас безмерно счастливыми, то есть спускаемся на максимально комфортный уровень 80%.
Конечно, человек, переживающий слишком много ударов судьбы один за другим, не успевает «отскакивать» к точке эмоционального равновесия и впадает в депрессию. Но это уже другая история.
Золотой треугольник Каммингса
Коллега Мелиссы Вейнберг, профессор Университета Дикина Роберт Камминс создал специальный индекс благополучия, то есть шкалу, измеряющую уровень счастья респондента.
В течение 15 лет группа исследователей опросила порядка 60 000 австралийцев, которые должны были не только оценить свой уровень счастья по предложенной шкале, но и ответить на вопросы об обстоятельствах своей жизни. Респондентов спрашивали о достатке, здоровье, наличии цели в жизни, личных отношениях, общественных связях, уверенности в завтрашнем дне.
В итоге исследователи обнаружили то, что Камминс назвал «золотым треугольником».
Те респонденты, которые оценивали свое субъективное благополучие в 75% и выше, сообщали о трех важных обстоятельствах.
Первое и самое главное — это наличие близкого значимого человека (людей). Речь идет о супругах, родителях/детях, других членах семьи.
Как выяснилось, домашние животные не являются полноценной заменой близкого человека.
Вторая вершина треугольника — финансовое благополучие. Сами по себе деньги не делают нас счастливыми, но вот их длительная существенная нехватка способна погрузить человека в депрессию. Исследователи установили, что их респонденты считали себя несчастными, если их годовой доход был ниже 15 000 долларов.
Субъективное благополучие увеличивается с ростом доходов до 100 000 в год, а вот рост сверх этого счастья практически не прибавляет.
И, наконец, огромное значение имел тот факт, ощущает ли человек свою жизнь осмысленной, иными словами, есть ли у него цель, ради которой стоит жить и активно действовать.
Интересно, что среди счастливейших людей оказались волонтеры в разных сферах общественной деятельности, а вот призывники, наоборот, чувствовали себя несчастными.
Отцовство делает счастливым
Было установлено еще несколько закономерностей. Мужчины, являющиеся отцами, были счастливее бездетных, а вот для женщин — как это ни удивительно — уровень счастья не зависел от того, были у них дети или нет.
Исследователи объясняют этот факт следующим образом: женщины значительно адаптивнее и способны поддерживать тесные социальные связи за пределами семьи, в то время как мужчины в значительной степени опираются именно на семью и без нее чувствуют себя потерянными.
Еще одно неожиданное открытие: здоровье оказывает на субъективное благополучие меньшее влияние, чем это можно было предположить. Люди с серьезными медицинскими проблемами, но обладающие «золотым треугольником», чувствуют себя счастливыми, если только тяжелая болезнь или инвалидность не стали для них внезапными.
Самой счастливой возрастной когортой оказались граждане старше 55 лет.
А самыми несчастными были те, кому приходилось большую часть своего времени отдавать заботе о тяжело больном члене семьи, жертвуя собственными интересами.
Еще один примечательный факт: самые благополучные люди пользовались социальными сетями не более 30 минут в день, однако начиная с 2007 года, когда социальные сети обрели реальную популярность, ученые заметили постоянный подъем удовлетворения жизнью у подростков.
Профессор Камминс предполагает, что эти вещи связаны: «Вполне может быть, что социальные сети дают им чувство пребывания в сообществе, чувство связанности друг с другом, которых было значительно труднее достичь до наступления компьютерной эры».
Главная вершина треугольника
Исследование австралийских ученых длилось 15 лет, а вот работа их коллег в Северном полушарии началась в 1938 году и не окончена до сих пор. При этом сходство выводов исследователей из Университетов Дикина и Гарварда заставляет поверить, что они, действительно, нашли секрет счастья.
Гарвардское исследование началось еще в годы Великой депрессии, когда ученые рекрутировали 268 второкурсников Гарвардского университета, в числе которых были будущий президент Джон Кеннеди, будущий многолетний редактор газеты Washington Post Бен Брэдли и другие амбициозные молодые люди. За ними должны были наблюдать до самой старости, чтобы вычленить те факторы, которые влияют на здоровье и благополучие. 19 из первых участников живы до сих пор, им 90+.
В исследовании первоначально принимали участие только мужчины, потому что женщин на курсе не было.
Затем в исследование были добавлены 1300 детей первоначальных участников, которым сейчас 50-60 лет, а в 70-е годы — 456 жителей Бостона.
Выяснилось: самым главным фактором, повлиявшим не только на счастье, но и на состояние здоровья людей, принимавших участие в этом долгосрочном наблюдательном исследовании, были не богатство или слава, а отношения с другими людьми.
Крепкие человеческие связи защищают нас от физического старения и деменции в гораздо большей степени, чем принадлежность к определенной социальной группе, уровень интеллекта и даже здоровые гены, — такой вывод сделали исследователи.
Проанализировав огромный массив данных, включая медицинские карточки, личные интервью и письменные анкеты, они установили сильную корреляцию благополучия и преуспевания с отношениями в семье, с друзьями, с обществом. Особенно важными были супружеские отношения.
«Ухаживать за телом необходимо, но забота об отношениях — это тоже часть заботы о себе. И это я считаю важным открытием», — говорит Роберт Уолдингер, руководитель исследования, психиатр Массачусетской многопрофильной больницы и профессор Медицинской школы Гарвардского университета.
«Одиночество убивает. Его эффект так же силен, как эффект курения и алкоголизма», — добавляет он.
И еще один важный вывод сделали исследователи Гарварда: они опровергли расхожее убеждение в том, что к 30 годам личность человека застыла в граните и существенно изменить ее нельзя.
«Мы видели, как те, кто в 20-25 был похож на обломок кораблекрушения, становились впоследствии замечательными восьмидесятилетними стариками», — говорит психиатр Джордж Вейлант, который работает в команде гарвардских исследователей с 1966 года.
Так что стать счастливым никогда не поздно. Главное — обрести близких и дорожить ими.