Православный портал о благотворительности

Самоубийство – следствие болезни или свободный выбор?

Телезрительница: – Доброе утро! Я хочу сказать о большой насущной проблеме. Я пенсионерка, у меня квартплата 1500 рублей, пенсия – 2100, я умираю с голода и хочу покончить жизнь самоубийством!

Материал телепередачи “Православная энциклопедия”

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Тема, которой посвящена наша сегодняшняя передача, тяжелая: самоубийство. Мы подумали, что не вправе обойти эту тему, как бы тяжела она ни была. Слишком много людей у нас совершают этот тяжкий, смертный грех. Можно ли уберечь человека от этого страшного шага? Как и чем можно ему помочь? И если помочь можно, то кто может это сделать?

Гость нашей студии сегодня – психиатр, заместитель Главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Василий Глебович Каледа. Здравствуйте, Василий Глебович, мы очень рады приветствовать Вас в нашей студии.

В.Г.Каледа: – Здравствуйте!

священник Алексий Уминский: – Вы – сын известного священника и ученого, протоиерея Глеба Каледы, Ваш дед – тоже священник, отец Владимир Амбарцумов, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне и причисленный к лику святых. Я говорю об этом потому, что нам важно услышать Ваше мнение не только как врача-психиатра, но и как человека, который вырос в семье верующих, который живет в традиции Православной Церкви.

Сюжет: Причины самоубийства

– У нас просто отец умер неожиданно, и все так вместе навалилось, что и меня астма замучила… И я решил принять таблетки.

– Я очень сильно запустил учебу, и не мог признаться в этом родителям, поскольку они всегда привыкли видеть во мне только отличника. А тут что-то во мне вышло из-под контроля, и ситуация стала усугубляться, как снежный ком, и выход из нее я в тот момент видел только такой.

Список причин самоубийств может быть очень и очень длинным. Распалась семья, нет денег на жизнь, близкий бросил обидное слово, нет уверенности в завтрашнем дне, – и вот уже кажется, что ничего нельзя поправить. В списке Всемирной организации здравоохранения насчитывается 800 причин, приводящих людей к самоубийству.

Юрий Полищук, профессор, доктор медицинских наук: – Это довольно частые ситуации, особенно у подростков и юношей, которые в период созревания личности очень болезненно переживают ущемление собственного достоинства, остро переживают чувство стыда, позора из-за каких-то несправедливых обвинений, насмешек, оскорблений.

Другая ситуация: я работаю с пожилыми и старыми людьми, и часто сталкиваюсь с проблемой одиночества… Ушел самый дорогой, близкий человек, и из-за этого развивается ощущение утраты смысла и цели жизни.

Комментарий за кадром: – Этим молодым людям повезло. Вовремя подоспели родители, вызвали скорую, потом их ожадала реанимация и долгая психологическая реабилитация. Оба удержались на краю. Вернее, вернулись, переступив край пропасти. Но очень многих спасти не удается. По данным той же Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место по количеству самоубийств на 100 тысяч населения, а по количеству самоубийств среди подростков, – первое. Ежегодно 60 тысяч наших соотечественников приговаривают себя к высшей мере наказания, и сами приводят этот приговор в исполнение. 60 тысяч человек – это население небольшого города. Почему эти люди принимают такое страшное решение?

* * *

священник Алексий Уминский: – Напоминаю, что у нас в студии – Василий Глебович Каледа, психиатр, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук. Хочу спросить Вас, Василий Глебович, как Вы прокомментируете эту страшную статистику и тот сюжет, который мы сейчас видели?

В.Г.Каледа: – Статистика действительно очень страшная, потому что получается, что ежегодно Россия теряет значительно большее число своих граждан, чем за все годы войны в Афганистане. Это число устрашает, и можно сказать о еще более пугающих цифрах: ежегодно в мире около миллиона человек уходит из жизни, т.е. каждые две секунды один человек в мире кончает жизнь самоубийством, и соответственно за каждые две секунды десять человек совершают попытки самоубийства.

Что касается России, то в соответствии с критериями Всемирной ассоциации здравоохранения, ситуация с общественным здоровьем в России представляет угрозу национальной безопасности, поскольку при частоте самоубийств более 20-ти на 100 тысяч населения, – а в России это число примерно в два раза больше, – психическое здоровье нации находится под угрозой.

священник Алексий Уминский: – Василий Глебович, а в чем причина, по Вашему мнению, такого колоссального количества самоубийств?

В.Г.Каледа: – Причин здесь много, сегодня об этом уже говорилось. Примерно в 20% случаев жизнь самоубийством оканчивают люди, которые страдают серьезными психическими заболеваниями. Но это – всего лишь 20%. В остальных случаях люди заканчивают жизнь самоубийством, как только что показывалось в сюжете, в состоянии отчаяния, и причин для отчаяния очень много. Но, наверное, за всеми этими причинами, которых около 800, как было сказано, стоят какие-то более серьезные, глубокие проблемы. А главная причина – в том, что русские люди, россияне, за XX век утратили главное – утратили ощущение, что жизнь есть священный дар Божий, и человек не вправе от него отказаться, человек не вправе вернуть этот дар Творцу. Это ощущение было утрачено, и когда в силу тех или иных обстоятельств, которых в последние десятилетия было очень много, человек доходит до состояния отчаяния, у него исчезают какие-либо моральные препятствия совершить этот последний акт, акт ухода из жизни.

священник Алексий Уминский: – Мы слышали о том, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству самоубийств. А какие страны в этом смысле благополучны, и с чем это связано?

В.Г.Каледа: – Бесспорно, причин высокого числа самоубийств очень много, но нужно отметить то, что в странах, в которых население придерживается традиционного мировоззрения, например в таких традиционно христианских странах как Италия, Испания, Греция, число самоубийств сравнительно невысоко. Интересен также такой факт: в Армении и Грузии, бывших советских республиках, но в которых всегда было достаточно высокое уважение к религиозным ценностям, тоже число самоубийств очень невысокое. Например, Армения, страна, которая пережила тяжелейшее испытание в 1990-е годы, где люди действительно и голодали, и мерзли зимой от холода, число самоубийств всего лишь 2,5 человека на 100 тысяч, тогда как в России – 40.

священник Алексий Уминский: – Наша страна тоже переживала колоссальные катаклизмы в течение этого столетия, и практически не было такого десятилетия, когда бы Россия не переживала голод, войну либо разруху…

В.Г.Каледа: – И тем не менее, статистика нам говорит о том, что после завершения великой октябрьской социалистической революции и окончания гражданской войны начался неуклонный рост числа самоубийств. Об этом говорил еще в 1923 году наш великий русский адвокат Анатолий Кони. Затем пики самоубийств были в 1937 году, после окончания войны в 1947 году, и после этого начался неуклонный рост числа самоубийств среди российских граждан.

священник Алексий Уминский: – У нас есть звонок в студию. Здравствуйте, мы слушаем Вас.

Телезрительница: – Здравствуйте. Я уже в возрасте, мне шестой десяток, и несколько раз я пыталась окончить жизнь самоубийством, но меня Бог от этого отвел. Близкие люди, после того, что я делала, погибали. А меня, так получилось, Бог отвел от этого.

священник Алексий Уминский: – Я очень рад, что в Вашей жизни произошла встреча с Богом и Господь помог Вам избежать этого страшного шага.

Мы сейчас говорим о том, как люди сами выбирают себе путь самоубийства, но есть люди, которые культивируют смерть. Мне лично трудно представить, как это может быть, но тем не менее – такие люди на самом деле есть.

Сюжет: Сайты самоубийц

В одной благополучной семье ничто, казалось бы, не предвещало трагедии. Родители радовались за дочь: идет на золотую медаль, пишет стихи, блестяще стреляет. Свой последний выстрел она направила себе в сердце.

Целый год после трагедии мать пыталась найти причину самоубийства дочери. Спрашивала друзей, подруг, узнавала мнения людей, – почему так бывает. И вот – найден сайт о самоубийствах, его-то, как выяснилось, и посещала дочь. Мать обвинила создателей сайта в смерти дочери. Сайт пропагандирует самоубийство, утверждая право человека на уход из жизни, и даже рассказывает, как это сделать. Ведь именно страшные подробности трагедий повышают посещаемость сайта, а стало быть, и его рейтинг. Создатели подобных интернет-страниц не задумываются об этической стороне вопроса, спекулируя на горе людей, соприкоснувшихся со смертью.

Но, оказывается, закрыть этот и подобные сайты невозможно. Так нам ответили и в Государственной Думе, и в Генеральной прокуратуре, и в МВД России. Законов об интернете пока ни у нас, ни в мире не существует. И заниматься их разработкой у нас в стране в ближайшее время никто не собирается.

* * *

священник Алексий Уминский: – В то время, как мы смотрели сюжет, нам позвонили. Мы слушаем Вас, вы в эфире.

Телезрительница: – Доброе утро! Я хочу сказать о большой насущной проблеме. Я пенсионерка, у меня квартплата 1500 рублей, пенсия – 2100, я умираю с голода и хочу покончить жизнь самоубийством!

священник Алексий Уминский: – Василий Глебович, обращение, по-видимому, сначала к Вам, я потом попробую его тоже прокомментировать.

В.Г.Каледа: – Что можно сказать… Не совершайте этого, на совершайте этого последнего шага, и обратитесь к специалистам, которые могут Вам помочь в данной ситуации, которые смогут Вас поддержать, оказать Вам и душевную, и некоторую медикаментозную поддержку.

священник Алексий Уминский: – Я хочу обратиться к Вам как священник. Очень прошу Вас оставить свой телефон у наших редакторов. Мы с Вами созвонимся, и я постараюсь помочь Вам и словом, и делом, и своей молитвой. Я очень надеюсь, что мы с Вами после этой передачи встретимся у меня в храме, я смогу для Вас что-то сделать. Это проблема не только Ваша, это проблема миллионов наших сограждан. У нас есть еще один звонок с в студию. Мы слушаем Вам, здравствуйте.

Телезрительница: – Доброе утро. Я смотрю вашу передачу и хочу задать такой вопрос. Почему в церкви священники не отпевают самоубийц?

священник Алексий Уминский: – Действительно, вопрос очень важный для многих. Я уже сказал сегодня в начале программы, что самоубийство – это страшный, тяжелый грех. И для того, чтобы уберечь людей от этого страшного шага, Церковь идет на такое предупреждение, которое должно человека остановить в самый последний момент: если ты совершишь этот тяжкий грех, то за тебя даже никто не сможет молиться в Церкви. Тем не менее, количество самоубийств в нашей стране сегодня настолько велико, что Церковь идет на неизмеримое снисхождение к людям, которые совершили этот тяжелейший шаг, и по благословению архиерея разрешается отпевать тех, кто был крещен и ушел из жизни сам в состоянии психического умопомрачения. Я как раз хочу задать такой вопрос Василию Глебовичу: уход из жизни, по Вашему мнению, как психиатра, это все-таки болезненное явление, психическое нездоровье, или это сознательный выбор здорового человека?

В.Г.Каледа: – В любом случае это проявление психического нездоровья человека. По критериям Всемирной ассоциации здравоохранения, психическое здоровье человека – это то состояние, в котором человек может найти выход из любой сложившейся ситуации, когда он может адаптироваться. Есть много примеров в истории XX века, когда люди попадали в крайние ситуации – и находили выход, не совершали саморазрушающего поступка. Существуют данные американских ученых, основанные на подробном анализе состояния больных людей, которые дошли до мысли о самоубийстве и его совершили, которые говорят, что 90% из них страдали тем или иным душевным расстройством. Но, как я уже говорил, всего лишь 20% самоубийц – люди, имеющие серьезные психические заболевания. В других случаях люди дошли до состояния отчаяния в силу различных причин, о которых сегодня говорилось. Но в любом случае, самоубийство человек совершает в состоянии суженного сознания, поэтому нельзя считать, что это выбор здорового человека. Это выбор человека в состоянии не вполне здоровой психики, и поэтому он как раз нуждается в помощи специалистов.

священник Алексий Уминский: – И, конечно же, в помощи Церкви. Скажите пожалуйста, я слышал, что недавно в наших духовных учебных заведениях священников начали обучать основам психиатрии. Когда я принимал духовный сан, этого еще не было. Это действительно так?

В.Г.Каледа: – Да, действительно так, такой предмет есть в курсе и Московской Духовной академии, и Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и Сретенской Духовной семинарии. Это предмет необходимый, ведь священник – такой человек, к которому часто обращаются люди, имеющие те или иные душевные заболевания, находящиеся в состоянии особого кризиса. Поэтому священник должен четко оценивать эти состояния и выделять те случаи, когда нужно послать человека к специалистам. И одновременно священник должен знать, как он, пастырь, должен вести себя с людьми, которые имеют душевные заболевания.

священник Алексий Уминский: – А можно ли уберечь от самоубийства и как?

В.Г.Каледа: – Да, человека можно уберечь от самоубийства. Потому что в большинстве случаев причина, которая подталкивает человека к самоубийству, – временная. Поэтому задача родственников максимально оказать человеку душевную поддержку и помочь ему обратиться к специалисту, найти этих специалистов, и в крайних случаях даже может стоять вопрос о недобровольной госпитализации. Потому что, в соответствии с законом Российской Федерации, наличие у человека устойчивых суицидальных мыслей является поводом для недобровольной госпитализации.

священник Алексий Уминский: – Спасибо, Василий Глебович, за Ваш ответ. И я думаю, что очень и очень важно, чтобы в момент тяжелого душевного кризиса, в момент отчаяния, в момент потери ценностных категорий рядом с человеком, который задумывает этот страшный шаг, мог находиться кто-то близкий, кто-то, кто мог бы его по-настоящему услышать.

Сюжет: Служба психологической помощи

Специалист службы отвечает на звонок: – Алло, здравствуйте!.. А Вы учитесь?.. В школе?.. И какой класс?.. Пятый?

Это небольшое помещение в центре Москвы формально называется «Отделение экстренной медико-психологической помощи по телефону», или проще – телефон доверия. Сюда звонят те, кому очень плохо, кому в минуту отчаяния не с кем поговорить, те, кто решился на последний шаг. Трубку берут психологи. Они-то часто и становятся первыми, кому чужой отчаявшийся человек говорит: «Я собираюсь покончить с собой».

Владимир Трофимов, заведующий отделением экстренной медико-психологической помощи по телефону: – Задача наших сотрудников заключается в том, чтобы показать человеку, – и показать не просто как картинку, а эмоционально, с переживанием, с состраданием, как мы говорим, с симпатией, – всю абсурдность его переживаний, и показать другие возможные варианты решения той же самой проблемы. По телефону доверия звонят не те люди, которые совершают самоубийство, и не те, кто уже хочет покончить с собой, а те люди, которые хотят, чтобы их отговорили от самоубийства.

Многие из позвонивших, по совету сотрудников телефона доверия, обращаются в кризисный центр 20-й больницы, где они проходят специальное лечение под наблюдением врачей. Когда-то сюда направили и Владимира. Но прошло несколько месяцев, и он снова решился на страшный шаг.

Владимир: – Поскольку я был предоставлен сам себе, все мои проблемы остались так, как и были. И тогда стал наваливаться новый снежный ком, потому что я не мог найти в себе моральных сил.

Комментарий за кадром: – И что уж тут сработало, – кто знает, но после второй попытки покончить с собой он сам пришел в кризисный центр и попросил о помощи. Сейчас Владимир получил специальность, работает программистом и не представляет, что тот кошмар, который был 8 лет назад, мог бы повториться сегодня.

Владимир: – Конечно, было тяжело, но при поддержке врачей, при поддержке друзей я с собой справился. Со мной теперешним такой ситуации не произошло бы.

Корреспондент: – Вам сейчас 25, а представьте, что вы встречаете 17-летнего молодого человека, похожего на Вас тогда, что бы Вы ему сказали?

Владимир: – Наверное, я бы ему посоветовал не замыкаться, просить помощи у окружающих, которые реально могут помочь, хотя бы у собственных родителей. Еще я ему сказал бы, что из любой ситуации есть выход. Надо не унывать и верить в себя.

* * *

священник Алексий Уминский: – У нас есть еще один звонок в эфир. Здравствуйте.

Телезрительница: – Доброе утро! Я хотела бы коротко рассказать. Мне уже за 40 лет, и у меня была такая ситуация, когда в самые тяжелые годы, это был 1989 год, я осталась одна с двумя детьми, и у меня была попытка самоубийства. После этого я обратилась к врачам и лечилась у самых лучших врачей, но никто мне не мог помочь, кроме одного доктора. Она была верующей, и она мне объяснила, что после попытки самоубийства, когда человек уходит по ту сторону жизни, он мучается точно также, как это было в последние минуты его жизни. И когда она мне это все подробно объяснила, я поняла, что не хочу по ту сторону жизни мучиться так, как это было в последнюю минуту. Я приняла Крещение, стала верующей, и после этого у меня никогда не появлялось мысли, что можно так поступать. Мне кажется, врачи на это тоже должны обращать внимание.

священник Алексий Уминский: – Большое спасибо за Ваш звонок, он очень вовремя прозвучал, потому что сейчас мы подводим итоги интерактивного опроса. Вопрос звучал так: Считаете ли вы, что неверие – одна из главных причин самоубийств?. Нам позвонило около трех тысяч телезрителей. Положительно на него ответили 90% телезрителей, а отрицательно – всего 10%… Василий Глебович, прокомментируйте, пожалуйста, результаты опроса.

В.Г.Каледа: – Действительно, они совпадают с нашим клиническим опытом. Именно это мы и видим на практике: главная причина самоубийств – то, что человек не имеет жизненных ценностей, в трудную минуту он не знает, на что опереться. Поэтому задача нашего общества, – а проблема самоубийства это проблема общественная, – воспитывать в людях серьезные духовно-нравственные ориентиры.

священник Алексий Уминский: – Спасибо большое.

Конечно, очень важно знать, что существуют службы, которые могут помочь человеку, решившемуся на самоубийство, что есть психологи, которые могут его выслушать и дать полезный совет. Но самая главная служба доверия, – это наша Церковь, которая выслушает и примет любого человека в самых тяжелых обстоятельствах его жизни. И очень важно, чтобы люди, которые находятся в состоянии отчаяния и нежелания жить, знали, что у них есть выход. И этот выход – вера в Бога. Бог рядом с тобой, где бы ты ни находился.

Всего Вам доброго. Храни вас, Господь!

Источник: Сайт Седмица.ru

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version