«Мы каждый раз молимся, чтобы самолет не упал, и мы остались живы», – говорит Галина Алексеевна, жительница дома 4 по Силикатной улице подмосковной Лобни. С сентября жизнь лобненцев превратилась в кошмар. Самолеты из аэропорта Шереметьево стали пролетать прямо над городом, причем так низко, что, кажется, задевают брюхом крыши многоэтажек.
«Наша двухлетняя внучка просыпается от гула самолетов и не спит. Я уже забыла, когда мы полноценно спали. Живем как в гетто. Самолеты, такие махины, летят прямо над моим балконом! В квартире даже не слышно телевизора. В доме все дребезжит.
Если остановишься на улице поговорить с соседкой, так мы друг друга не слышим, когда пролетает самолет. А еще самолет выпускает над нами черный дым. В лесу, над которым они раньше пролетали, даже грибы не растут, все мертвое. А теперь и нас травят выбросами», – жалуется Галина Алексеевна.
Жительница Лобни родилась здесь, живет в городе уже 65 лет. «А теперь мы в ловушке. Оказались в аду. А ведомства нам шлют отписки и валят все друг на друга. А ведь это не временно! Это до конца жизни нам теперь мучиться».
«Мы купили новую квартиру в 2017 году. Район был спокойный, лес рядом. Люди вложили деньги, специально выбирали это место! А теперь даже не открыть окно. А летят они так, что ощущение, что самолет сейчас прямо в квартиру влетит! – рассказывает Ольга Николаевна, жительница Окружной улицы. – Моя 35-летняя дочь – инвалид детства, грохот от самолетов стал провоцировать постоянные приступы эпилепсии».
А вот Лилия Раисовна живет в деревне Носово прямо за лобненским лесопарком, в частном секторе. От конца новой взлетной полосы до жилых домов здесь теперь – 2,5 километра.
«Самолеты летят над нами на высоте не более 120-170 метров. Это постоянный грохот. Наш сын-пятиклассник стал хуже спать. Это поначалу детей самолеты забавляли. А теперь они говорят: «Мама, это так надоело!»
В школе – учится сын в Лобне – самолеты стали мешать учебе: отвлекают детей, невозможно усваивать материал, – рассказывает Лилия Раисовна. – А с января одну из старых полос закрывают на реконструкцию. Из 1100 посадок 40 процентов будет осуществляться на новую полосу. Значит, поток самолетов над нами увеличится в разы».
Пенсионеры Людмила Ивановна с супругом, жители лобненского микрорайона Дубовая Роща, пьют успокоительные: постоянный шум вызывает стресс, нервная система страдает.
«Это не только шум, но и продукты горения авиационного топлива (СО2, оксид магния), и безопасность полетов, – рассказывает Ольга Миронова, жительница микрорайона Катюшки, член инициативной группы «Мы и самолеты Лобня». – У нас густонаселенный район.
Самолет летит на высоте 300 метров. Любая нештатная ситуация, авария – и это гибель пассажиров лайнера и жителей домов.
Нам пришлось потратиться на двухкамерные окна. А ведь повышение шума на каждые 10 децибелов увеличивает риск смертности от инсульта или инфаркта на 3,5 процента! В нашем районе шум увеличен до 30 децибелов. Самолеты летают круглосуточно, сейчас до 230 в день, а с января это будет 440 полетов в день».
А вот жители московского района Митино мучаются от самолетного шума еще с весны. «Это превратилось в ежедневную пытку. О комфорте и экологии мы уже не говорим, а ведь Митино и Куркино всегда были экологически чистыми районами столицы!» – говорит Наталья, жительница Митино.
Самолетный гул стоит и над Куркино, Химками, Красногорском. Страдают несколько сотен тысяч местных жителей.
«Нет самолетам над головой»
Под таким девизом москвичи и жители подмосковных территорий уже больше полугода бьются за сохранение тишины и своего здоровья. Дело в том, что аэропорт Шереметьево изменил маршрутные коридоры. Рейсов становится все больше, а садиться самолетам некуда. В итоге построили третью взлетно-посадочную полосу (ВВП-3) и с марта 2019 года ввели в действие новые маршруты вылета самолетов.
Полеты над Москвой запрещены на высоте до 8000 метров! Внутри МКАД это соблюдается, а вот над такими же столичными территориями за кольцевой дорогой почему-то этим требованием решили пренебречь.
«Риэлтеры уже говорят, что наши квартиры дешевеют. Мы специально приехали сюда, северо-запад Москвы всегда был самым чистым куском города. Получается, я купила квартиру на аэродроме?» – недоумевает Елена, жительница Митино.
Аэропорты обязаны определять зоны санитарных разрывов по негативному воздействию на здоровье людей. По нормам СанПиНов, вокруг аэродромов существует санитарная зона, над которой и происходят взлеты и посадки, во избежание возможных катастроф.
Получилось, что такой приаэродромной зоной теперь стали Митино, Куркино, Химки, Лобня и другие районы. Но в санитарной зоне нельзя строить жилье, а жителей, если они попали в такую зону, нужно отселять, – об этом говорится в постановлении правительства РФ №47 от 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Но, конечно, вряд ли переселение ожидает Лобню, Митино, Куркино, Химки и другие территории, попавшие под «шумовые бомбардировки», куда город может отселить сотни тысяч людей с обустроенных жилых территорий?
Летом митинцы добились проведения замеров шумов, также замеры прошли и в других пострадавших территориях, и превышения были зафиксированы, во многих случаях более чем на 10 децибелов.
«Каждые 3 децибела соответствуют увеличению звукового давления в 2 раза, соответственно, давление звука выше нормы более чем в 8 раз», – говорят представители митинской инициативной группы.
«Наши районы в градостроительных планах указаны как спальные районы и рекреационные зоны, – замечает Сергей Арсютин, член инициативной группы района Митино. – Конструкции домов не предусматривают защиты жителей от воздействия низкочастотного турбореактивного шума. А теперь получается, что тысячи людей лишены покоя и комфорта в собственном жилье.
Точно так же они потеряли возможность отдыхать в частных домах, на приусадебных участках. Постоянный шум вызывает стресс, подавленное состояние, повышение давления».
Тысячи пострадавших жителей этих населенных пунктов уже много раз выходили на пикеты. Подписали петицию «НЕТ самолетам над нашими головами!» Писали в различные ведомства, начиная с Роспотребнадзора, Росавиации, заканчивая правительством Москвы и Генпрокуратурой, но получали формальные ответы.
В Митино даже прошел митинг, причем разрешение на его проведение жители добивались несколько месяцев, получив от властей десяток отказов. «На многочисленные жалобы митинцев приходили фактически отписки», – говорит Сергей Арсютин.
Свое обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву митинцы выложили в Youtube: «Это рукотворная экологическая катастрофа! То, как проложен маршрут, сравнимо с фашизмом и геноцидом нации!»
В своем ответе недовольным гражданам от ноября 2019 года Росавиация указывает на то, что границы района аэропорта Шереметьево установлены приказом Минтранса от 2016 и 2006 года. При этом, сообщает ведомство, на аэродроме «реализованы меры по снижению шума», а ночью с 23 до 6 утра введены ограничения на полеты самолетов, не соответствующих уровню шума.
А «вопросы воздействия полетов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц не входят в компетенцию Росавиации и ее территориальных органов», – говорится в ответе.
Территориальное управление Роспотребнадзора по Московской области на транспорте в аэропорту Шереметьево сообщает, что инициатором введения новых маршрутов было Шереметьево, «при этом законодательством не предусмотрено требование об обязательной оценке воздействия воздушного судна на прилегающую жилую территорию».
Однако неудовлетворительные результаты замеров шумов были зафиксированы, отмечает ведомство. Участники рабочей группы, в которую вошли ПАО Аэрофлот, АО МАШ, ФГУП Госкорпорация по ОрВД, «разработали новые схемы маневрирования в районе аэродрома Шереметьево», сообщает Роспотребнадзор. А Шереметьево «допустило нарушения требований санитарного законодательства РФ», заявило в своем ответе ведомство.
Юрлицу выдано предписание об устранении нарушений. Причем неисполнение этого представления «является основанием для подачи материалов в суд», отмечает Роспотребнадзор.
Но пока самолеты продолжают летать над головами жителей мегаполиса и окрестностей.
«В XXI веке бизнес не может извлекать прибыль, разрушая экологию близлежащих городов, нанося ущерб здоровью детей и взрослых людей. В отчетах устойчивого развития АО «Аэрофлот» и АО МАШ прописаны ЦУР ООН, которым они «неукоснительно» следуют. А потом ВПП-3 как бизнес-проект с государственным участием идет вразрез национальными проектами «Здравоохранение», «Демография»», – говорит Ольга Миронова.
«В небе – те же пробки. Только машины стоят-пыхтят, а мы кружим»
Игорь Дельдюжов, председатель профсоюза летного состава Шереметьево, считает, что нужно было строить не новую полосу, а новый аэропорт, причем дальше километров на 20 в область.
«Можно проложить скоростные электрички, дорогу, это не проблема. Зато там нет жилой застройки. Правильность такого подхода доказывает и случай в Жуковском, пусть самолет ушел в утиль, но никто не погиб, самолет сел в поле, – говорит эксперт. – Если ЧП случится над Митино или другими районами, над которыми теперь проходят самолеты, такой успешный исход будет невозможен.
Решение о строительстве новой ВВП было пролоббировано «Аэрофлотом». Самолетов становится больше. А в небе те же пробки, только на дорогах машины стоят и газуют, а мы летаем кругами. Треть расходов любой компании – это топливо.
Чтобы уменьшить эти воздушные пробки, нужно увеличить пропускную способность аэродрома, чтобы самолеты не ждали и не коптили небо».
Как поясняет Игорь Дельдюжов, сейчас московская зона – все аэропорты – очень загружена. «В СССР из Шереметьево летали в Питер, Прибалтику, из Домодедово направлялись на Дальний Восток, Сибирь, Внуково обслуживало юг. Маршруты не пересекались в московской зоне и не мешали друг другу.
А сейчас каждая авиакомпания хочет летать везде, в итоге в небе каша. Вот и начали придумывать, что делать. И появились маршруты, которые теперь пустили над Митино и другими северными территориями Москвы и области.
За рубежом в ряде стран, кстати, тоже есть аэропорты, самолеты которых тоже низко пролетают над жилыми зонами».
Вдоль маршрутов самолетов на земле должны стоять специальные звукоуловители-мониторы, которые фиксируют превышение шума. «Они сразу показывают, какой это борт, авиакомпания, время. Ведь у самолетов сейчас очень точная навигация, летит, как троллейбус по проводам, – рассказывает Игорь Дельдюжов. – Раньше за превышение налагались штрафы.
По идее, государство и сейчас должно собирать эту информацию и что-то предпринимать: например, проводить в шумных местах дополнительную звукоизоляцию стен, или ставить стеклопакеты».
Александр Романов, летчик, депутат района деревни Дубровки, уверен, что новую полосу сделали с нарушениями: «Русло реки Клязьмы загнали в бетонный коллектор, старое русло заболачивается. Во-первых, для экологии плохо: река обмелела, вода грязная. А еще в этом месте бьют тысячи ключей, подвижные пласты почвы.
Объекты, построенные на таких местах, могут подмывать воды, есть опасность провалов».
Об этом жители деревень, соседствующих с ВВП-3, написали генеральному прокурору Юрию Чайке, напомнив также, что деревни обещали переселить еще в 2010 году, в начале строительства полосы, но этого сделано не было, а теперь эти дома зажаты между уже существующими взлетными полосами Шереметьево и новой ВВП-3.
Шум и загрязнения – угроза для здоровья людей
«ВОЗ настоятельно рекомендует снижать шум, производимый воздушным транспортом, до эквивалентного уровня суточного шума ниже 45 дБ в ночное время ниже 40 дБ, поскольку шум от воздушного транспорта выше этого уровня ассоциирует с негативными последствиями для здоровья, – замечает Алина Еремеева, врач-педиатр. – Население, проживающее в зоне влияния аэропортов, получает суточную дозу шума, в 3 раза превосходящую допустимую величину».
Ситуация с полетами самолетов над жилыми домами может иметь негативные последствия для здоровья населения. «Исследования по воздействию негативному воздействию авиационного шума на здоровье людей проводились как за рубежом, так и в России.
Среди последствий наиболее часто отмечается: общая слабость, усталость или недомогание; нарушения внимания, концентрации или памяти; склонность к ошибкам и несчастным случаям на работе или при управлении автомобилем; напряженное состояние, появление головных болей или симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта нарушение социальных или профессиональных функций, ухудшение успеваемости в школе; ухудшение настроения или повышенная раздражительность; снижение мотивации, появление апатии и безынициативности; восприимчивость к вирусным инфекциям; заболевания сердечно-сосудистой системы», – говорит Алина Еремеева.
А в перспективе отмечаются тенденции снижения рождаемости и роста смертности в таких районах, а также низкую среднюю продолжительность жизни, увеличение частоты хронических заболеваний.
Самыми уязвимыми оказываются дети, пожилые люди, беременные женщины, люди в стрессовых ситуациях и люди, работающие по сменному графику. А еще сами летчики и стюардессы и сотрудники аэропорта, проживающие в зоне негативного воздействия шума: они работают сменно, часто меняют часовые пояса и именно от них зависят наши жизни.
Кроме шума, опасно еще и загрязнение окружающей среды. В атмосферу выбрасывается около 30 различных вредных веществ, например, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы.
«Обнаруженное в окружении аэропортов выпадение пыли составляет 422-649 кг/кв. км в год; в составе пыли тяжелые металлы – цинк, свинец, медь, марганец, хром, ванадий», – напоминает Алина Еремеева.
Выходы найти можно. Самолеты могут заходить на посадку по старым магнитным курсам с доворотом самолета ближе к полосе, например. Да, специалисты замечают, что это приведет к увеличенному расходу топлива и повышенным требованиям к профессионализму пилотов. Но шум в городе может привести к еще большим экономическим и человеческим потерям – росту ошибок и сбоев на производстве из-за усталости населения, несчастным случаям, инвалидизации и снижению рождаемости!
Новые нормы оценки уровня шума мешают жителям защитить свои права
Совсем недавно митинцы одержали первую небольшую победу: количество ночных полетов над районом снизилось. Но вся борьба еще впереди.
Словно в ответ на видеообращение митинцев Дмитрий Медведев распорядился изменить методику оценки уровня шума аэропортами. По давно существующим СанПиНам измеряется максимальный шум и эквивалентный шум (средний уровень в течение дня), и если хотя бы один показатель превысил норму, то это считается опасным для здоровья.
Допустимый максимальный шум днем составляет 70 дБ, ночью – 60 дБ, эквивалентный – 55 и 45 дБ. А теперь предложено измерять только уровень эквивалентного шума. То есть не получится зафиксировать шум от конкретного пролетающего лайнера.
А значит, будет труднее поймать нарушения по шуму. В итоге можно будет и дальше строить жилье рядом с аэропортами, мотивируя тем, что нормы шума здесь соблюдаются.
«Дьявол в деталях. Именно максимальный уровень шума важен. Человеку, который проснется ночью от одного самолета, уже будет неважно, каковы показатели эквивалентного – усредненного – шума, – говорит адвокат Андрей Дятлов, член инициативной группы. – Власти заинтересованы только в развитии территорий, а старые санитарные нормы называют «гильотиной», ведь они мешали строить новые и новые дома у аэродромов». Эксперт считает правильным обжаловать новые санитарные нормы в суде.
Сейчас инициативные группы граждан пострадавших районов Москвы и области готовят несколько исков.
В частности, требования буду касаться изменения санитарных норм по авиационному шуму: налицо дискриминация отдельной части граждан Российской Федерации по территориальному признаку, считают авторы исковых документов.
В другом иске жители намерены обжаловать действия аэропорта Шереметьево и других ведомств по утверждению взлетного маршрута без соблюдения норм санитарного законодательства.