Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Самое трудное в работе – молчание

Какой характер у приходского библиотекаря? Какаю книгу в приходской библиотеке берут чаще всего? Расшифровка 12-й передачи радиостанции «Радонеж» из цикла «Приходская община»

Протоиерей Аркадий Шатов: — В гостях у нас сегодня Галина Сергеевна Маркова. Она окончила Полиграфический институт, в феврале 1992 года пришла в храм. А с августа начала заниматься приходской библиотекой. До этого библиотеки практически не было, было собрание книг, которое умещалось в двух шкафчиках.
А сколько сейчас книг, Галина Сергеевна?
Галина МАРКОВА
:– Больше 25 тысяч.

— Я знаю, что в монастырях библиотекарем бывает духовник. Он рекомендует книги братии. А в приходской библиотеке вам приходится рекомендовать какие-то книги, вы знакомы со своим фондом? Бывает, что приходят такие тети и говорят: «Можно ли что-нибудь почитать о литургии?» Что вы отвечаете?
— Да, когда конкретный вопрос задают, я могу ответить. О литургии? У нас есть книга по уставу о богослужении Субботина, есть книга Георгиевского «Божественная Литургия». Есть настольная книга священнослужителя, том четвертый, там тоже очень хорошо описано богослужение. Есть книга протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия», есть собрание сочинений отца Иоанна Кронштадтского, 11 томов, в 5-м, по-моему, томе у него о литургии много написано.
А если просто просят что-нибудь почитать, я обычно советую житийную литературу или жизнеописание подвижников. Прихожане и сами часто берут такую литературу. Особенно — книги о благочестивых православных современниках.

— Есть ли такая книга, которую берут чаще всего?
— В нашем приходе очень часто берут «Поучения Аввы Дорофея». Из жизнеописаний — книгу архиепископа Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдания». Тома о новомучениках — иеромонаха Дамаскина. Спрашивают наших современников — протоиерея Николая Агафонова и иерея Ярослава Шипова.

— Вы говорили, что у вас приход несколько сот человек, почти тысяча. А сколько людей записано в библиотеку?
— 500 человек, батюшка.

— И по сколько книг можно брать? Есть какие-то правила пользования библиотекой?
— В последнее время, по решению приходского собрания, мы выдаем книги под залог. За одну книгу нужно оставить 100 рублей. Ограничений по количеству нет. Когда человек приносит книгу обратно, мы залог возвращаем. Бывают, скидки есть, если человек бедный… Если батюшка благословляет пользоваться без залога — можно без залога.

— То есть это не жесткое правило, просто чтобы книги не пропадали. А много у вас должников? Есть такие читатели, которые держат книги по много лет?
— Должников около 60.

— То есть десятая часть примерно. А бывает, что книги теряют?
— Бывает. Но редко. И это не катастрофа, можно купить новый экземпляр.

— Сколько можно держать книгу?
— Обычно срок — месяц. Но если читатель говорит, что он какую-то книгу будет читать два месяца и эта книга не пользуется большим спросом, то разрешается и два месяца подержать.

— А сколько книг из фонда сейчас находятся на руках? 500 читателей, значит 500 книг?
— Не меньше. Думаю, что даже в два раза больше.

— А есть такие книги, для чтения которых нужно встать в очередь?
— Сейчас такого практически не бывает. Иногда я покупаю две книги, а читателей немного больше, тогда я докупаю еще экземпляры. Раньше была у нас книга, на которую записывались в очередь, потому что она была одна. Это книга о преподобномученице Елизавете.

–Это когда было еще первое издание, наверное. А журналы у вас есть в библиотеке? Берут журналы читать или нет?
— Берут. «Нескучный сад». «Фому» читают, но на дом мы не выдаем. Потому что у нас один-единственный экземпляр. Можно только в читальный зале читать.

— Галина Сергеевна, бывает так, что когда вы молитесь в храме на службе, рядом с вами стоит человек, который является вашим должником? Не возникает желания подойти к нему и сказать: «Что же ты, книжки держишь уже четвертый или пятый месяц»?
— Да, раньше я сердилась на таких. Особенно если это благополучные прихожане, исправно ходящие на службу. Все время хотелось им что-нибудь сказать. А сейчас книги возвращаются рано или поздно.

— Вы относитесь к этому спокойно. Тем более, что очередей на книги нет… А православные христиане бережно относятся к книгам?
— Да, конечно. Единственное, что, бывает, делают пометки в книгах. В основном карандашом. Но и то проверяю, заставляю их убирать.

— Священники пользуются приходской библиотекой?
— Не все. Настоятель. И еще один батюшка довольно активно заказывает книги — всегда по определенному вопросу. Я ему подбираю много литературы, он прорабатывает и возвращает.

— Могут записаться в вашу библиотеку не члены вашего прихода?
— Да, если есть благословение настоятеля — в письменной форме.

— Есть у вас детские книги?
— Детский фонд небольшой, но хороший. Правда, прихожане в последнее время перестали брать книги для детей. Говорят, что сами покупать их стали. И дети раньше приходили чаще.
В начале, когда приход организовывался, у нас были преимущественно люди среднего и старшего возраста. Все они читали очень активно. А сейчас в основном ходит молодежь, которая учится, и люди среднего возраста.
Читальный зал открыт ежедневно, там 12 мест. Достаточно удобно, тихо. Я очень рада, когда там кто-нибудь сидит, но чаще всего никто не сидит. Не знаю, почему. Может быть, потому что там нельзя разговаривать, нельзя общаться.

— Сами прихожане могут у вас найти книгу, есть у вас компьютерный каталог?
— У нас каталог карточный, обычный. Систематический. Алфавитного нет. Компьютерный каталог — это моя мечта.

— Разделение книг по темам, оно у вас откуда взято? Ведь в библиотеках светских нет духовных книг. Есть ли сейчас единая система разделения церковных книг?
— Есть система, конечно. Мне передали ее описание из Московской духовной академии, и я по нему стала все расставлять.

— Вы одна работаете в библиотеке? Никто не помогает? Вы сами там убираетесь?
— Сама.

Вопрос радиослушателя: — Я хотел бы к Галине Сергеевне обратиться с просьбой-предложением. Я сам книжник со стажем, у меня очень большая домашняя библиотека, есть вторые-третьи экземпляры в хорошем состоянии русских и зарубежных классиков, детской литературы. Я готов безвозмездно передать эти книги, принести. Нужны ли эти книги?
МАРКОВА
: — Да, спасибо большое. Художественную литературу мы с удовольствием возьмем. Но, понимаете, у нас небольшое помещение и места на полках уже не хватает. Поэтому мы просматриваем список книг, которые нам предлагают. Чтобы не было повторений. Можете позвонить: 237-50-79. Спросите меня, Галину Сергеевну.

–Галина Сергеевна, что самое тяжелое в работе библиотекаря?
— Трудно то, что целый день никуда нельзя выйти: иначе придет читатель, а библиотека закрыта. И в том трудность, что целый день приходится молчать. Потому что в читальном зале нельзя разговаривать.

— А с читателями вы что знаками объясняетесь?
— Нет с читателями немножко поговоришь, а потом опять надо молчать.

— Сейчас море новых книг, даже океан, я бы сказал. Как вы отбираете из всего этого огромного количества те книги, которые вы приобретаете для библиотеки?
— То, что новое издается, приходится смотреть внимательно. Потому что иногда бывают такие издания – даже православные, что лучше их в библиотеке и не держать. Познакомиться я должна с каждой книгой, иначе я не буду знать, что там написано и куда ее поставить. Если книга мне нравится, то я беру ее домой и прочитываю серьезно.

— Вам книги кто-то покупает или вы этим сами занимаетесь?
— Нет, книги мне приносят. У нас практически вся художественная литература собрана таким образом. Новинки покупает храм. Денег на это уходит много, потому что книги сейчас дорогие.

— А у вас есть любимая книга в библиотеке?
— Любимая книга — та, которую перечитываешь время от времени. Для меня это книга о старце Амвросии. В ней и описания интересные, и живые поучения.

Вопрос радиослушателя: Назовите, пожалуйста, фамилии интересных православных авторов? Что можете порекомендовать из художественной литературы? Какие книги есть для детей?

о.АРКАДИЙ: Галина Сергеевна еще не назвала еще Александра Шантаева, это священник, который служит в Ярославской епархии. У него есть очень хорошая книжка, называется «Асина память». Я бы вам тоже порекомендовал ее почитать. Хорошие романы у Олеси Николаевой. А то, что касается детской литературы, Галина Сергеевна?
— Очень интересная книга Ильи Субучева «Детство императора Николая II». Можно рекомендовать Запарина, его «Непридуманные рассказы», Никифорова-Волгина.

— Некоторые рассказы Никифорова-Волгина я бы не стал рекомендовать…
— В общем да, надо смотреть. И, может быть, рассказы Ивана Сергеевича Шмелева.

— Галина Сергеевна, а какой должен быть склад личности библиотекаря?
— Я думаю, что библиотекарь должен быть мягким и добрым человеком.


В монастырской библиотеке. Фото с сайта Ново-Голутвинского монастыря


— И как в монастыре: знать духовные нужды людей, уметь помочь им, рекомендовать что-то? Что для вас труднее: общение с людьми, их все-таки 500 человек, которые к вам приходят, или библиотечная пыль, физическая работа по поддержанию порядка в библиотеке?
— Общение с людьми мне нравится. И пыль, в общем-то, я убираю с удовольствием. Тяжелее механическая, монотонная работа: когда я сижу и регистрирую книги, пишу на них карточки – заснуть можно. Когда-то я занималась детьми, организацией детских лагерей, мне это больше нравилось. У меня характер живой, и мне очень трудно работать в библиотеке, особенно непросто было в первое время, потому что надо сидеть на одном месте и очень долго.

— Какие планы по развитию библиотеки, что вы еще хотите сделать? Компьютерный каталог?
— Да, компьютерный каталог. Сейчас очень много прославленных новомучеников, а жития все разрознены, нет одного житийного сборника, я бы составила каталог по новомученикам. Потом я бы организовывала больше выставок в библиотеке, но пока на все не хватает времени.

— Ваша домашняя жизнь не страдает от того, что вы занимаетесь библиотекой? Все-таки женщина должна заниматься своим домом. У вас есть дети?
— Да. У меня есть дети, но они уже большие и сейчас не страдают. А раньше, я боюсь, страдали. Но у меня не было другого выхода. Мне надо было где-то работать.

–А ваши дети любят читать?
— Слава Богу, любят. Один записан у меня в библиотеке.

Вопрос радиослушателя: — Батюшка и ваша гостья, может вы подскажете. Когда-то я слышала, что есть храм, в котором есть книги с брайлевским шрифтом…
о.АРКАДИЙ:
Да, это шрифт для слепых. У нас в храме святого благоверного царевича Димитрия были молитвословы, набранные этим шрифтом. Кроме того, есть общество слепых в Москве, по-моему, рядом с метро Новослободская. Там есть эти книги. Еще вы можете позвонить по телефону 107-70-01 и сказать конкретно, что вас интересует. У нас есть прихожанин один, незрячий, это православный мальчик, очень хороший, который сейчас учится в университете, он ориентируется в этих книгах. Наверное, можно будет вас с ним как-то связать, он вам поможет.
Храни вас всех Господь. До свидания.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?