Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Самодельный ангел из фольги и подарки под музыку Моцарта. Как встречали Рождество в верующих семьях

Как надо встречать Рождество? Нужно ли брать с собой малышей на ночную службу? Как объяснить церковным детям, кто такой Дед Мороз? Когда ставить елку? Современные верующие люди – чаще всего христиане в первом поколении и не знают ответов на большинство этих вопросов. Однако и в советское время оставались семьи, бережно сохранившие семейные традиции празднования Рождества Христова. Своими детскими впечатлениями поделились выросшие в больших верующих семьях, а сегодня и сами многодетные родители – филолог Мария Асмус (дочь протоиерея Валентина и Инны Викторовны Асмус) и врач-педиатр Даниил Ильяшенко (сын протоиерея Александра и Марии Евгеньевны Ильяшенко)

Портрет девочки
Фото: Юрий Кавер/РИА Новости, 07.01.1995

 –  Елку мы обычно брали с помойки, –  говорит Мария Асмус. –  К 6 января елки уже начинали выбрасывать, при том, что многие были еще в прекрасном состоянии, поэтому у нас проблем с елкой никогда не было.

Кроме обычных елочных украшений, было несколько памятных самодельных игрушек от друзей и обязательно самодельный  ангел из фольги наверху. Потом уже, много позже, елку практически всегда можно было попросить в церкви, так как зачастую там бывали излишки.

Про Новый год

–  Рождество я помню точно лет с 5-6, –  рассказывает Мария. –  Готовились всегда именно к Рождеству – новостильный Новый год родители не признавали. Зато всегда кто-нибудь приходил к нам праздновать Старый Новый год.

Особенности церковной жизни в СССР в 70-е-80-е годы

В конце 70х годов в Москве не было ни одного действующего монастыря, а храмов почти сорок. Но и в те на Рождество и Пасху можно было попасть только пожилым людям.
Всю молодежь на подступах к храму останавливали милиционеры и дружинники. О комсомольцах сообщали по месту работы и потом прорабатывали на собраниях.
Как попадали на службу? Приходили намного раньше или отрывались от преследователей, сворачивая внезапно в арки и дворы, как герои приключенческих фильмов. Это было время, когда от руки переписывали Евангелие и молитвы, которые почти не издавались в советское время.
В начале 80-х вновь стали арестовывать людей за веру. В официальной науке не принято было говорить «православная икона», только «древнерусская».
К 1987 году в СССР было зарегистрировано всего 29 церковных общин. Принятая в 1986 году обновленная программа КПСС по-прежнему делала акцент на атеизм как важнейшую часть идеологической работы.
Конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века вошло в историю как время кардинальных изменений, охвативших все сферы жизни общества.
С 1985 по 1990 год число приходов увеличилось с 6086 до 10 100.
После 1988 года, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси, власти повернулись лицом к Церкви. Церковь получила возможность действовать открыто, без страха перед репрессиями. Началось активное восстановление храмов и монастырей, возрождение духовного образования.

По словам Даниила Ильяшенко,  в их семье Новый год тоже совсем не отмечали, он проходил как- то незаметно.

– А про старый Новый год я вообще узнал уже в достаточно взрослом возрасте.  Все-таки главный зимний праздник – это, конечно, Рождество.

Даниил Ильяшенко вспоминает, что в их семье елку наряжали тоже только к Рождеству: «Вместо традиционной пятиконечной красной звезды у нас на макушке елки был шпиль. Часть игрушек делали сами – вырезали ангелов и снежинки из бумаги».

О посте

В дни новогодних праздников на пешеходной улице Старый Арбат
В дни новогодних праздников на пешеходной улице Старый Арбат. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости, 30.12.1987

В семье Асмусов пост для детей не был строгим –  в Рождественский, например, разрешалось все, кроме мяса, но до тех пор, пока  самому маленькому не исполнилось 7 лет.

–  Я третий ребенок в семье, поэтому каких– то особых сложностей с соблюдением поста я лично не ощущала – молочное и яйца можно было почти всегда. А  нашей младшей, Ольге, пришлось труднее, –  рассказывает Мария. – Когда ей исполнилось 7 лет, малыши в семье кончились и все начали соблюдать пост по всем правилам.

По рассказам Даниила Ильяшенко, в семье, разумеется, соблюдали Рождественский пост, и в доме всегда были постные блюда: «Конечно, для тех, кто болел или плохо себя чувствовал, были послабления, в меню добавлялось и молоко, и яйца – мама за этим следила.

Постная еда была совершенно простая: обычный гарнир, плюс что-то рыбное (котлеты, консервы или жаренная), овощной/рыбный/бобовый суп, салат из свежих овощей или рисовый с рыбой.

О Рождественской службе

Рождественское богослужение в Успенском соборе Кремля
Рождественское богослужение в Успенском соборе Кремля. Фото: Александр Макаров/РИА Новости, 07.01.1992

Нужно ли брать детей в храм на ночную Рождественскую службу? Часто родители малышей считают, что ночные мероприятия не для маленьких. Другие уверены, что дети много потеряют, если не попадут на праздничное богослужение.

– С точки зрения моей мамы дошкольникам вообще нечего делать на ночной службе, – рассказывает Мария. –  Поэтому, когда мы были маленькими, мы все ночные службы пропускали. На Рождество мы ночью просто спали, а на Пасху, чтобы не лишать себя праздника, мы, все оставшиеся дома дети, служили Заутреню.

Старший брат смастерил нам хоругви, и мы с мамой ходили крестным ходом по квартире. Те, кто не нес хоругвей, держали в руках пасхальные свечи.

Когда мы подросли, нас стали брать ночью в храм, но обязательным условием был дневной сон, чтобы мы шли в церковь бодрыми и выспавшимися и никому не мешали.

Об атмосфере праздника

Маша Асмус на фоне poждественских декоpаций. Слева видна даже одна из самодельных хоругвей
Маша Асмус на фоне poждественских декоpаций. Слева видна одна из самодельных хоругвей

– Мама несколько раз ставила с нами домашние спектакли в нашей квартире на Красносельской. Для представления оборудовали угол комнаты. Мама сама делала декорации, она хорошо рисовала, –  вспоминает Мария Асмус. –  Помню точно только спектакль «Теремок». Я играла лисичку-сестричку.

Мне тогда было лет 8-9.  Костюмы мастерила мама и старшая сестра. Как-то нам понадобилась большая декорация –  горы и внизу вертеп. Ее нам нарисовала на огромном листе бумаги (даже думаю, что это были склеенные обои) педагог по иконописи Вера Юрьевна. Получилось как в настоящем театре.

О праздничной трапезе

О семейном фирменном рецепте рассказала Мария Асмус.

–  Главное рождественское блюдо в  нашей семье –  курица с сухофруктами. Мама придумала делать курицу в большой скороварке: в ней блюдо долго не остывало, так что можно было разговеться после службы.

Рецепт очень прост: куски курицы быстро обжарить, сложить в гусятницу или кастрюлю, залить водой, положить чернослив, курагу, сушеные яблоки и миндаль (орехи – это уже мое добавление, мама была консерватором и с новыми ингредиентами не экспериментировала), и тушить на медленном огне после закипания часа два с половиной.

Почему курицу? В нашей семье никогда не было культа еды, зато едоков было всегда много (кроме нас самих всегда к нам еще кто-нибудь заходил), а курицу легче всего было купить в ближайшем магазине.

О подарках

Слева – Семья москвичей идет с новогоднего елочного базара.. Справа – Девочка спит вместе с новогодними подарками
Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости, 27.12.1987. Андрей Соломонов/РИА Новости, 31.12.1991

Как поздравляли друг друга? Что дарили?

–  Из семьи моей жены мы переняли традицию готовить подарки не сразу всем, а кому-то одному. Теперь она  очень популярна и называется «Тайный Санта», а у нас в семье это практикуется уже как минимум лет пятнадцать, –  рассказывает Даниил Ильяшенко.

Обижались ли дети из верующих семей, что свои подарки они получат на целую неделю позже одноклассников? По воспоминаниям Марии Асмус, они об этом совсем  не думали.

–  Перед Рождеством мама ездила в «Детский мир» и возвращалась с большими пакетами, которые старалась незаметно пронести в папину комнату. Не знаю как другие, но я это все замечала.

В их семье не было принято «заказывать» подарки: мама сама всегда знала, кому из 9 детей что нужно и что позволяет бюджет.

–  Прабабушка дарила нам конфеты (это вообще было ее прерогативой, и не только на Рождество) или выпекала пирожки, а мама покупала какую-нибудь игрушку. Больше всего из детства мне запомнился подарок, врученный даже не мне, а моим старшим брату и сестре.

Это была совершенно потрясающая воображение вещь –   телефоны для переговоров в разных комнатах. Прямо два настоящих телефона, соединенных проводом! Можно было звонить с одного телефона на другой и переговариваться. В общем, что-то невероятное.

Мне всегда тоже дарились хорошие подарки, например, немецкие наборы для вышивания.

Как-то нам подарили игру «Руль» (не помню точно, так ли она называется). Надо было управлять машинкой, которая передвигалась по круглой трассе, проезжая под мостами. Мы обожали в нее играть!

Книги нам дарили на Рождество редко, так как они нам покупались в остальное время в большом количестве. Подарки вручали Дед Мороз и Снегурочка, когда семья возвращалась с праздничной службы 7 января.

В роли Деда Мороза была мама, а Снегурочку играл старший брат (сейчас уже священник Михаил Асмус). Это происходило под звуки «Турецкого марша» Моцарта. Конечно, как только теперь я слышу эту мелодию, сразу вспоминаю детство, Рождество и маму.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?