Православный портал о благотворительности

Сайт – не просто красивые картинки, а инструмент коммуникации с посетителями

Ваша НКО решила переделать сайт – как понять, что и правда пора переделывать, что стоит усилий, а что нет, правильно поставить задачу? Фонды, прошедшие редизайн, и эксперты делятся опытом

Действительно ли сайт нуждается в переделке? Если НКО маленькая или только стартует, она вполне может обойтись бесплатным сайтом-визиткой, сделанным на Тильде. Но для крупных НКО сайт – инструмент работы, способ продвижения в сообщество, система сборов и многое другое, – говорит Татьяна Бурмистрова, председатель совета БФ «Навстречу переменам».

Главная причина задуматься о переделке сайта – если он не отражает суть работы НКО. Например, «Милосердие.ру» пришло к решению о модернизации сайта из-за того, что портал, эффективно выполняя задачи благосборов и просьб о помощи, не в полной мере отражал его журналистскую суть.

«Мы ставили себе задачу сделать сайт визуально легче, проще, удобнее. И, самое главное, хотели внедрить современный инструментарий обработки материала, в частности, чтобы можно было ставить крупно хорошие работы наших фотографов, – говорит Юлия Данилова, главный редактор портала «Милосердие.ру». – Переделка сайта помогла нам решить главную задачу, – побудить посетителей дочитывать материалы. Визуально материалы стали легче, и теперь с ними приятнее знакомиться.

Сайт фонда – не просто красивые картинки, а инструмент коммуникации с посетителями. За ним должна стоять продуманная логистика, которая приводит читателя к определенным действиям».

Не надейтесь, что разработчик продумает ваш сайт за вас

«Милосердие.ру» после редизайна: увеличили скорость загрузки страниц, систематизировали навигацию и внедрили новый бренд, чтение стало более комфортным благодаря крупным фото и современным инструментам для решения редакционных задач, улучшили опыт жертвователя. Скриншот портала «Милосердие.ру», https://www.miloserdie.ru/

– Я бы сравнила переделку сайта с переездом – хочешь не хочешь, а надо разобраться, где у тебя что лежит, что возьмешь в новую квартиру, а что нет, – говорит Анна Ладошкина, разработчик сайтов для НКО, основатель «Бюро Анны Ладошкиной», занимавшегося, в том числе редизайном «Милосердие.ру». – Если вы «зависаете» в умилении над фоточкой столетней давности и в последнюю минуту пытаетесь запихнуть в новый сайт все подряд, что было в старой версии, не удивляйтесь – почему ничего не влезает на новом месте?

Когда мы беремся за переделку сайта, обязательно задаем все эти неудобные вопросы – как, что, для чего работает. Бывает, что команда не готова на них отвечать: «Вы скажите сами, как лучше, а мы думать не хотим». Это путь к проблеме, к сожалению.

Вот две типичных ошибки, которые совершают фонды, берясь за редизайн сайта:

1. Вы ждете, что новый сайт все исправит сам по себе просто потому, что он – новый.

«У нас было все ужасно, мы хотим все переделать с чистого листа», – говорит фонд разработчику. С чистого листа выйдет в лучшем случае то, что у вас уже было, а вовсе не лучше, быстрее, сильнее.

И для нового сайта надо собирать информацию, структурировать описание своей работы, искать важные коммуникационные ходы.

«Так как многие команды НКО часто работают в режиме перегрузки, на подобные вещи у них нет сил и времени, и все постепенно съезжает к тому, что было», – говорит Анна Ладошкина.

2. Вы оцениваете задачу так: «Нам нужен простой/обычный сайт».

Неважно, простой сайт или сложный, считает Анна Ладошкина, главное, чтобы он подходил, был удобен в работе и решал свои задачи. Кроме того, хочется ведь, чтобы люди, которые работают с тобой и делают для тебя дизайн или разработку, старались и были увлечены тем, что делают. «Сделайте мне что-то обычное, на каждом углу такого полно» – мотивирует ли такая задача?

Выбирайте подрядчика, с которым говорите на одном языке

Сайт БФ «Обнаженные сердца» после переделки: 1. повысилась эффективность блока с пожертвованиями: он есть и на главной странице, и на отдельной. 2. Яркий баннер, заголовки и теги. 3. Удобная мобильная версия Скриншот сайта БФ «Обнаженные сердца», https://nakedheart.ru/

БФ «Обнаженные сердца» выбирали подрядчика из пяти агентств и сравнивали их по разным параметрам, в том числе, срокам разработки, оперативности техподдержки, готовности создать респонсивный дизайн, то есть тот, который подстраивается под конкретный размер экрана. Но главным параметром отбора стало портфолио.

– У агентства Charmer большой опыт в разработке новостных сайтов: «Лента», «Ведомости», «Афиша Daily», «Новая Газета», – говорит Ольга Вайншток, руководитель пресс-службы фонда. – Мы понимали, что с таким серьезным опытом они смогут разобраться в нашей сложной структуре сайта и сделать то, что нам надо.

Еще одна подсказка от «Обнаженных сердец»: если вы столкнулись с тем, что ваши прекрасные дизайнерские идеи не могут быть реализованы, ищите команду исполнителей, в которой в связке работают и дизайнеры, и разработчики.

БФ «Жизнь как чудо» делали редизайн сайта вместе с компанией «PhilGood», это был уже второй совместный проект, первым была платформа волонтерского фандрайзинга. «Я честно пробовала найти другую команду, которая сможет понять с первого слова все, что мы хотим реализовать и работать с нами в команде, прозванивала несколько агентств по отзывам, но мне они не понравились, и мы остались с PhilGood», – говорит Анастасия Черепанова, директор фонда.

Партнер по редизайну сайта у БФ «Рауль» стал фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Фонд получил от него финансирование и экспертизу для формирования стратегии работы, а со своей стороны готов был вносить коррективы в контент сайта по просьбе партнера. «Мы привлекли к работе, помимо копирайтера и разработчика, еще профессиональных редакторов. Их кандидатуры тоже согласовывали с партнером», – говорит Михаил Кривонос, соучредитель БФ «Рауль» и центра «Работа-i».

Исполнителем, как и «Милосердие.ру», выбрали Бюро Анны Ладошкиной – эта команда, по словам Михаила Кривоноса, делала фонду самый первый сайт, ей понятен и близок проект и она умеет работать со сложным контентом.

Пусть за переделку со стороны фонда отвечает кто-то один

– По моему опыту, очень успешная практика, когда есть один человек, ответственный за проект переделки, и он коммуницирует со всеми участниками процесса, разработчиками, дизайнерами, авторами текстов, фотографами, увязывает вместе все противоречия, – говорит Анна Ладошкина. – Иногда пытаются делать такие проекты «коллективом», чтобы «все были в курсе», – это редко приводит к хорошему результату. Важно, что мы понимаем, что и зачем нам нужно, как это будет работать, что мы готовы сделать, чтобы это состоялось.

Такой подход оценит любой разработчик, даже если задача очень сложная или очень простая.

Попробуйте готовые решения

«Чистые игры» считают неудачей идею с чекинами для мобильной версии сайта: организовать было сложно и дорого, а на телефонах срабатывает не на всех и через раз и не вызывает интереса. Скриншот сайта проекта «Чистые игры», https://cleangames.org/

Дмитрий Иоффе, основатель петербургского проекта «Чистые игры», считает одной из самых неудачных идей переезд проекта с одного движка на другой – это отняло много времени, денег и моральных сил.

Чтобы избежать рисков, Иоффе рекомендует НКО не заниматься индивидуальной разработкой сайта, а брать готовые решения по подписке и закладывать эти расходы в гранты:

– Сейчас фактически все, что можно детализировать, доступно – любой дизайн, обложка, инструменты. Из двух-трех сервисов можно собрать все, что тебе нужно. Для этого уже есть и прекрасно работают Google-формы, чат-боты, Telegram-боты, Битрикс, Тильда – готовые формы. Нужно платить ежемесячно деньги, но это обойдется в итоге дешевле.

Разработка сайта для НКО – удовольствие не из дешевых. Расценки на эти услуги колеблются от 300-500 тысяч рублей и до 1 млн рублей. Переделка занимает в среднем год-полтора и больше.

Изучите сайты иностранных благотворительных фондов

Дарители БФ «Жизнь как чудо», которые жертвуют на конкретного ребенка, в автоматическом режиме получают новости об этом ребенке. Так они узнают, как их пожертвование повлияло на эту историю, и возвращаются на сайт. Скриншот сайта БФ «Жизнь как чудо», https://kakchudo.ru/

Команда БФ «Жизнь как чудо» перед тем как начать писать ТЗ по модернизации сайта около полугода изучала иностранный опыт по редизайну, в том числе фандрайзинговое движение по благобегу Сharity Running – ему в Америке уже несколько десятков лет.

В итоге внедрили в свой сайт несколько новых техмоментов – с ними удалось компенсировать падение адресных сборов, которые в последние несколько лет наблюдаются в секторе.

– Например, теперь наши дарители, которые жертвуют на конкретного ребенка, в автоматическом режиме получают новости об этом ребенке. Знают, как их пожертвование повлияло на его историю, и возвращаются, – говорит Анастасия Черепанова, директор БФ «Жизнь как чудо». – Благодаря такой адресной работе даритель становится непосредственным участников событий.

Находки фондов: возможность оплаты с Apple pay, кино в «шапке» сайта, обращение к сообществу

Скриншот сайта БФ «Рауль», https://vsepoluchitsya.org/

У БФ «Обнаженные сердца» после переделки сайта повысилась эффективность блока с пожертвованиями: он теперь есть и на главной странице, и на отдельной. «Мы сделали возможность заплатить с помощью Apple pay, – говорит Ольга Вайншток. – Кроме того, благодаря удобной мобильной версии люди стали чаще завершать пожертвования, то есть проходить все этапы. Мы очень довольны, как теперь выглядит лицо нашего сайта – главная страница: яркий банер, заголовки, теги и все это легко пролистывается».

«Лицом» сайта петербургского БФ «Рауль» неожиданно стали фрагменты кино о фонде в «шапке» сайта. «Мы долго думали над дизайном стационарной версии сайта, и вдруг разработчики предложили разместить в «шапке» сайта фрагменты социального фильма о нашем фонде, – говорит Михаил Кривонос. – Получилось очень круто. Контент у нас сложный, и когда ты его излагаешь в виде картинок и текстов, он не передает эмоциональный смысл. А ролик это делает – он показывает ребят, которые работают в «Икее», «Зарине» и у других работодателей-наших партнеров, и это очень здорово – сайт получил благодаря этому человеческое лицо. Кроме того, оказалось, что на Тильде это довольно несложно сделать».

Фонд «Рауль» создал федеральный социальный проект «Все получится» – в нем волонтеры и организации объединяются для помощи в трудоустройстве людей с низкими стартовыми возможностями и создания для них инклюзивной среды.

Анна Ладошкина предлагает обращаться в сообщества – например, когда для сайта нужны материалы, а у команды их нет: «У нас был опыт, когда фонд просил дружественных фотографов поделиться своими фото для сайта, для иллюстрации городской жизни или оформления «абстрактных» страниц. Откликнулась буквально пара человек. Но насколько лучше был эффект, чем собирать бессмысленные иллюстрации на стоках!».

Четыре НКО получат по 2 млн рублей на обновление сайта, брендинга и перезапуск соцсетей, если успеть заполнить заявку с 6 июля по 31 августа 2021.Фонд целевого капитала «Истоки» при поддержке партнера Philin Philgood объявят победителей 15 ноября 2021 года, договор с ними заключат не позднее 25 декабря. Конкурс планируется проводить пять лет.

Предпочтение отдадут НКО, которые решают актуальные социальные проблемы, имеют стратегию развития и успешный опыт реализации проектов, присутствуют на фандрайзинговых платформах, и у них есть возможность географически масштабировать свою работу.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version