Проблема выселения людей из занимаемых квартир становится все более актуальной. Об этом шла речь на заседании общественного совета при региональном управлении ФССП, состоявшемся на днях в отделе судебных приставов Заводского района Кемерова.
Наверное, лучше всех знает о том, как люди становятся бездомными, директор Кемеровского центра социальной адаптации населения Геннадий Уразаев. Потому что когда людям некуда идти, они идут сюда.
– «На улицу» выходят разными путями, – рассказал корреспонденту «РГ» Геннадий Анатольевич. – И не всегда люди с антиобщественными наклонностями. Нередко это беспомощные пожилые, инвалиды, либо те, кто лишился жилья в результате махинаций риэлторов.
Прописка на диване
Первая ситуация. Человек живет в помещении без регистрации. Рано или поздно с жильем «на птичьих правах» приходится расставаться. Как правило, в такие ситуации попадают незарегистрированные обитатели общежитий.
Совсем недавно, например, приставы Заводского района Кемерова были вынуждены заниматься таким случаем – выселением из комнаты больной пенсионерки и ее дочери.
И хотя руководство учебного заведения, которому принадлежит это общежитие, настаивало на том, чтобы нелегальных жилиц в буквальном смысле слова выставили на улицу, приставы этого не сделали. По словам начальника отдела старших судебных приставов Заводского района Юрия Людчика, его подчиненные пояснили руководству общежития: «В решении суда сказано выселить из комнаты, а не из общежития». А потому женщин «переселили» в коридор: вынесли туда их диван и оставили жить. Выгнать их на улицу, по словам пристава-исполнителя Натальи Симоновой, не позволила обычная человеческая жалость. Хоть и асоциальные люди (пьющие и скандальные), но ведь живые души. Тем более что решение суда действительно оказалось не совсем ясным. Что значит – «выселить из комнаты»? А куда? Приставам пришлось обратиться в суд за разъяснением. И тот подтвердил правильность действий исполнителей его решений.
Эту комнату кемеровчанка занимала много лет. Когда-то – на законных основаниях, когда работала в одной из организаций, заключившей договор с колледжем и арендовавшей для своих сотрудников свободные помещения в общежитии. Но несколько лет назад положение изменилось. Колледж объединился с другим учебным заведением, студентам стало не хватать жилплощади, и договор с «посторонней» организацией расторгли. А эта семья так и осталась в общежитии, уже не имея на то прав… Кстати, через несколько дней после описанного переселения в коридор приставы связались с милицией, с администрацией района, и женщинам нашли временное пристанище.
Бомжи из благородства
Но, как выясняется, далеко не всегда «за бортом» остаются люди неблагополучные, хронически безработные и с вредными привычками. Нередко в трудную ситуацию попадают те, кто просто не в силах защитить свои права. Бывает, что родственники выписывают человека из общей квартиры – просто не хотят с ним жить. Суд в подобных ситуациях может вынести решение об отсрочке исполнения решения, если человеку некуда податься. Но для этого выселяемый должен лично обратиться в суд. А такая возможность не всегда есть. К примеру, если человек инвалид, физически не способный передвигаться, или находится в местах лишения свободы.
Вообще ситуации бывают разные. Например, помощью центра адаптации населения вынужден был воспользоваться бездомный уважаемый ветеран, который когда-то ушел от жены, отказался в пользу семьи от совместной квартиры и обитал в квартире сожительницы. А когда та умерла, ее дети вполне законно выгнали чужого для них дедулю. По словам Геннадия Уразаева, нередко бывает, что «благородные» мужчины оставляют бывшим женам и общим детям жилье без всяких условий. А сами остаются под открытым небом. Фактически добровольно. Центр адаптации им помогает чем может. Но вернуть потерянные метры жилплощади он не в состоянии. Даже когда кто-то из бомжей спохватывается и хочет восстановить права на квартиру, попытки эти оказываются, как правило, безрезультатными.
Расплата за услуги
Самая «современная» разновидность бесприютности – когда человека выселяют из квартиры за коммунальные долги. И несмотря на то, что случаев выселения в этом году в Кузбассе гораздо меньше, чем в прошлые (в 2007-м, по данным управления федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области, в регионе было 18 «коммунальных» выселений, а в 2008-м – пока лишь одно), опасность потерять крышу над головой за долги всегда существует. И причем законодательство предоставляет все больше прав и возможностей взыскателям. Если несколько лет назад должника могли выселить только из социального жилья, а из приватизированной квартиры – нет, то сейчас все обстоит иначе.
Самая «современная» разновидность бесприютности – когда человека выселяют из квартиры за коммунальные долги
Юрист аппарата уполномоченного по правам человека в Кемеровской области Людмила Коснырева пояснила:
– С 2006 года у нас есть судебная практика по этим вопросам. Сегодня Жилищный кодекс не разграничивает ответственности проживающих в жилых помещениях по уплате за коммунальные услуги. Любой жилец – хоть социального жилья, хоть приватизированного – заключает договор с организацией, предоставляющей коммунальные услуги. И если в течение шести месяцев жилец их не оплачивает, то сторона, предоставляющая эти услуги, вправе обратиться в суд. Конечно, в случаях, когда жилье социальное, споры разрешаются проще. Такого должника могут выселить порой даже без предоставления другого жилья. А вот для обладателей приватизированного жилья предусмотрена иная схема: сторона, которая предоставляет им услуги, также обращается в суд. Но тот выносит решение не о выселении из квартиры, а о взыскании задолженности с собственника. Приставы начинают свою работу: смотрят, что жилец имеет ценного. Если же с него ничего взять нельзя, то тогда и может быть принято решение о выселении в счет погашения долга. Единственное изменение в законодательстве в пользу должника: раньше у нас были судебные решения, в которых просто говорилось: «выселить» или «выселить с предоставлением другого жилья». Теперь же должен быть обязательно указан адрес, куда человека выселяют. Но это уже будет социальное жилье.
В законе также указано, что предоставляемое жилье должно быть не меньше социальной нормы для общежитий – 6 квадратов на человека. Но, в принципе, лишиться своего угла из-за неоплаты коммунальных услуг – совершенно реальная перспектива.
Бездомные куклы
Сотрудник службы судебных приставов, сильный взрослый мужчина, рассказал, как выселяли за долги семью с четырьмя детьми, беременной матерью и отцом-наркоманом. Мужчину больше всего поразила сцена, когда мать сказала трехлетней дочери: «Собирай вещи, нас выгоняют». И та безропотно стала складывать в пакет своих кукол…
Можно ли что-то сделать, чтобы и убытков от задолжавших жильцов было меньше, и люди не оставались на улице? От одного из наших читателей поступило такое предложение: временно переселять должников в менее комфортабельное жилье, а их квартиры и комнаты сдавать в наем. Вырученные деньги пускать на погашение долга – чтобы впоследствии хотя бы дети непутевых родителей не теряли права на жилье. Это предложение корреспондент «РГ» донес до руководителя кемеровского УЕЗЖКУ Олега Илясова. Тот ответил, что закон подобного варианта не предусматривает. Но есть и другой вариант: строить специальное дешевое жилье для таких людей – нечто вроде «доходных» домов позапрошлого века. Впрочем, пока власти всерьез не озаботятся проблемой бездомных, любые предложения будут оставаться невыполнимыми…
Татьяна ФОМИНА, Кемерово
Источник: «Российская газета» – Кузбасс