Выдержки из писем Святителя Макария (Невского) к духовной дочери, начальнице монастырского приюта для девочек-сирот и монашеской общины.
Не изнемогай в печали, что призреваемые дети не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся. Значение ваше еще более возвысится, когда вы победите зло добром. Припомнился мне Святитель Иннокентий: он очень много терпел оскорблений от своих пасомых, много от недостатков их, много скуки от одиночества; и вот Господь теперь утешил его прославлением: там, где оскорбляли его, теперь благоговейно чтут его. Молю Господа, да пошлет тебе после скорби утешение.
Понятна твоя горесть. В утешение я сказал бы, что чаша горести подается той же рукой, которой подавалась чаша спасения и чаша радости; та и другая исходит от любящего сердца. <…> На ваше служение можно смотреть не только как на службу школе и приюту с десятками дикарок, преогорчевающих вас часто, но как на начаток служения женщин в полудикой стране в качестве диаконис, носительниц христианского просвещения через жен, матерей, дочерей, в котором сестра милосердия, учительница, диаконисса могут с большим удобством проникнуть, чем церковный проповедник. В заключение привожу слово аввы Варсонофия (ответ 47): «Если желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими, ожидай больших и успокоишься». Мужайся, крепись, молись.
Не предавайся большой печали из-за диких детей. В их дикости никто не виноват: ни вы, ни бывшие прежде вас. Это поле, засеянное крапивой, которую вам приходится выпалывать и обжигаться от уколов крапивных. <…> Ты носишь крест и язвы Господа твоего — помни это. Зачем же унываешь? Божественного Учителя твоего называли и самарянином (сектантом значит), и одержимым бесом, и льстецом, а потом и ко кресту пригвоздили; а Он что говорил? «Отче, отпусти: не ведят бо, что творят». Знаю, что все это ты сама знаешь, но не могла совладеть с своими чувствами. Я же говорю это для того, чтобы ты научилась не только не огорчаться на дикарок, еще пока полуживотных, живущих только плотию, животными инстинктами, но и радовалась, видя умножение язв на теле и на сердце твоем, подъятых во имя Христово.
О наказаниях, как исправительных мерах. Лучше предупреждать вину, чем наказывать. Наказания, часто повторяемые, тем более грубые, с раздражением налагаемые, не исправляют, часто вредят не только наказуемому, но и наказующему.
Любовь созидает, а страх учит лицемерию. Не страхом, но добрым примером, добрым словом, благожелательным видом скорее можно научить добру, любви и послушанию.<…> Впрочем есть пословица (латинская): надежда безнаказанности есть лучшая приманка ко греху.
Теперь о ваших девочках: с малых лет нужно воспитывать в них чувство благодарности, притом не на словах только, а и в сердце. Но на сердце не будет этого чувства, если они не ознакомятся с ним через слово. Следовательно, нужно приучать и к словам благодарения и к внешним знакам, свойственным и принятым у людей для выражения чувства.
Из «Дневного чтения» извлекаю урок, полезный для себя и для тебя. Сей семена, но плодов тотчас не жди; ожидай терпеливо; когда придет свое время, плоды явятся. Делай дело, но не жди успеха тотчас; говорите, не будучи слышимы; любите, не будучи понимаемы; бросайте свой хлеб неблагодарным, но верьте, что все это в свое время принесет свой плод. Ты теперь этого не понимаешь, говорил Господь ученику, но после поймешь. Итак, дочь моя, сей слезами, чтобы пожать с радостью. <…> Пишешь, что девочки стали ласковее, это – плод терпения.
Если получаются неприятности от старших, то считать ли это попущением за грехи? А если от младших, когда они отвечают грубо, то чем успокаивать волнение своего сердца? В том и другом случае нужно думать, что это попущение Божие для душевной пользы твоей: во-первых, для того, чтобы научить тебя кротости, незлобию, безобидчивости и смирению, к чему приглашает Господь, говоря: «Научитеся от Мене». Если же младшие оскорбляют, отвечая грубо, то на это нужно смотреть, как на немощь их, которую мы, сильные по Апостолу должны нести и не себе угождать. Впрочем, это не значит, что им не следует говорить что-либо. Но пока сердце твое волнуется, молчи, не говори; когда успокоишься и оскорбившая тебя придет в состояние слушать тебя, то без гнева, с любовию преподай ей наставление, объясни греховность ее поступка. Не будь побеждена злом, но добром побеждай злое.
Опять та же песня: у меня-де нет ни ума, ни твердости воли. Отвечаю: у кого действительно нет ума, у того, значит, есть ум, судящий, различающий умное от неумного. Нужно сказать: «у меня нет опытности». Опытность приобретается годами, практикой.
Как учить вежливости? Учи на уроках, ни на кого не указывая, как бы обращаясь ко всем, а может быть найдешь более удобным сделать по пословице: кошку бьют, невестке намеки дают. Господь да умудрит тебя в сей житейской мудрости. Еще напоминаю: воспитывай не барышень, а деревенских девушек, домохозяек, учительниц – не белоручек, а с мозолистыми руками, с загорелыми лицами, зипунницами, платошницами и пр. пр. Кому не нравится это, то пусть идет туда, где ей нравится.
Опять у тебя помысл о непригодности и побег с места подвига. Не ладно это, зачем такое уныние? зачем скорбеть? зачем крушиться? зачем и слезы проливать? молиться нужно, молиться, на помощь Бога призывать. Бог нам прибежище и сила. Он поможет и совершить. Ободрись. С унылой душой тяжело работать, ободрись, оденься в обычную твою храбрость и веселье!
Из подборки, сделанной Александрой Суреновной Аракеловой, директором Свято-Димитриевского детского дома
Святитель Макарий (Невский)
(1835 – 1926)