Православный портал о благотворительности

«С тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я – человек»

С 23 по 30 апреля 2007 года пройдет Всемирная неделя действий против вивисекции. Люди из разных стран мира устроят в эти дни акции против использования животных в различных экспериментах – при производстве медикаментов, бытовой химии и т.д. О правильном отношении к животным – наш опрос

С 23 по 30 апреля 2007 года пройдет Всемирная неделя действий против вивисекции. Люди из разных стран мира устроят в эти дни акции против использования животных в различных экспериментах – при производстве медикаментов, бытовой химии и т.д. Кампания приурочена к 24 апреля – Международному дню лабораторных животных, объявленному Организацией объединенных наций.

Безусловно, жестокое обращение с животными противоречит христианской этике, по слову Священного Писания, «блажен, иже и скоты милует». Однако, зачастую благотворительность по отношению к животным «теснит» благотворительность по отношению к людям: сборы денег на приюты брошенным кошечкам привлекают едва ли не больше средств, чем аналогичные сборы на нужды беспризорных детей, социальная реклама помощи дворовым собакам встречается чаще, чем объявления о помощи заключенным или зависимым, а недавно в Москве поставили памятник трагически погибшей собаке – тогда как памятника БОМЖу нет. С другой стороны, нам известно, что в православной среде часто можно встретить довольно странное отношение к животным – иногда, например, священники отказываются освящать квартиры, где живут собаки, или даже причащать больных в таких квартирах. Поэтому мы решили поставить вопрос шире и спросить у специалистов: как же следует православным людям относиться к животным?


Слева: Институт экспериментальной медицины, 20-е гг. Служители выгуливают подопытных собак. Справа: Подопытная собака Норд в «станке». 1927 г. Фото из архива Дома-музея И.П. Павлова


О допустимых пределах экспериментов с участием животных нам рассказал диакон Михаил ПЕРШИН, заведующий информационно-издательским управлением Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодежного движения, преподающий биомедицинскую этику в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете
:
Чтобы помочь человеку, в мире, в котором мы живем, в его состоянии после грехопадения Адама и Евы, часто необходимо использовать животных. В том числе в пищу, для изготовления одежды, в медицинских целях. Сама постановка вопроса «использовать или нет» не слишком корректна. В библейской традиции (как новозаветной, так и ветхозаветной) животные понимаются как дар Божий человеку. Из Священного Писания мы знаем, что Христос употреблял животную пищу, рыбу.
Но используя животных, человек, как говорит, например, авва Дорофей, обязан «хранить совесть» по отношению к ним. То есть когда мы причиняем животным боль, это оправдано только в том случае, когда без этого мы не можем обойтись, когда нет другого выхода. Здесь церковная позиция совпадает с позицией гражданской: есть понятие «жестокое обращение с животными», существуют и определенные законодательные нормы, запрещающие такое обращение. Если ставится опыт, то, если возможно, необходимо делать обезболивание. Кроме того, по возможности надо минимизировать количество таких опытов. Мы как православные христиане можем вполне согласиться с подобным подходом.

Эксплуатация животных в медицине не всегда предполагает мучительные эксперименты с их участием, случаи вивисекции – скорее редкость. Пример безболезненного использования собак на благо человека нам привела Татьяна ЛЮБИМОВА, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес»:
Нашу первую собаку мы взяли для старшего сынишки. Он тяжело болел, и врач посоветовала взять добрую собаку, «с солнечным характером», чтобы рядом с сыном всегда был друг. Обычно в нашей стране семьи, воспитывающие детей-инвалидов, и сами эти дети находятся в изоляции. Именно благодаря нашей собаке, голден-ретриверу, мы не просто начали общаться, но научились помогать другим семьям, в которых растут дети-инвалиды. А сын наш получил возможность практически на равных быть со своими сверстниками.
Наши занятия проходят в обычной общеобразовательной школе. В это же время в соседнем классе занимаются дети из воскресной школы. Сначала их родители встретили нас не совсем дружелюбно: их смущали собаки в помещении. Но к нам очень хорошо отнесся духовник воскресной школы, он неизменно встречает нас с улыбкой, благословляет наших детей. Благодаря ему изменилось отношение к нам в воскресной школе. Кроме того, некоторые наши ребята занимаются одновременно в воскресной школе, и все видят реабилитационный эффект канис-терапии. И собачек наших начали уважительно называть «труженицами». Сейчас в нашей программе работают 4 золотистых ретривера и один лабрадор.
А эффект, действительно, есть. Известно, например, что у аутичных детей затруднено общение с внешним миром. Они живут в своем мире, как правило, мире страхов. Но на контакт с животными они обычно идут легче, и уже потом переходят к общению с людьми. Была у нас девочка с очень тяжелой формой аутизма. Как мы радовались, когда она впервые погладила собаку по голове! Через несколько занятий она уже играла с собакой в мячик, а через несколько месяцев на новогоднем празднике вышла с ней перед зрителями.
Думаю, все, кто знает о проблемах аутичных детей, понимают, как тяжело ребенку находиться рядом с незнакомыми людьми, а тем более быть перед ними в центре внимания. Но благодаря собаке наша девочка смогла преодолеть этот барьер. И в своем дневнике написала, что с этой собакой ей ничего не страшно. У нас занимаются дети с разными диагнозами: ДЦП, Синдром Дауна, задержки развития… Все наши ребятишки стали более уверенными в себе, начали лучше двигаться, все с радостью бегут на занятия, с нетерпением ждут встречи с красивыми и добрыми собаками, которые принимают их такими, какие они есть. Ребята учатся работать в команде — ведь, когда они берут поводок, даже самые
тяжелые дети ощущают, что они уже не одни.
Лабрадоры и голден ретриверы — удивительные собаки, обаятельные, оптимистичные, добрые, они уверены, что все люди — их друзья. И дети это чувствуют. Да и нам, взрослым, собаки помогают стать лучше, добрее, научиться любить. Я считаю, что для нас, городских жителей, домашние животные становятся связующей нитью с живой природой. Мы от нее так оторваны. Конечно, говорить, что чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак, цинично. Православному христианину надо выбирать средний, царский путь. У животных должно быть свое место в нашем мире. Но оно должно быть. Есть мнение, что собак нельзя держать в доме, но я знаю многих священников, которые держат. С одним таким священником из Петербурга я переписываюсь по Интернету. Однажды я спросила его, какое оправдание находит он тому, что держит собаку. Он ответил: никакого оправдания, мы ее просто любим. Запрет же держать собаку в доме он считает пережитками ереси жидовствующих, поскольку Новый Завет устранил ветхозаветное деление животных на чистых и нечистых. Конечно, надо помнить, что животное в доме — это не живая игрушка, с ним обязательно надо заниматься, ухаживать, собаку — дрессировать, чтобы она никому не доставляла неудобств. То есть если взял животное, надо учиться внимательно относиться к окружающим, людям и бессловесным. Мне по душе мнение Честертона: «С тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я – человек».


Ян Артю Бертран. Ветеринар


Однако, чаще всего люди заводят животных не с терапевтическими целями, а для развлечения. И здесь их фантазия не знает границ! СтОит ли православным людям заводить домашних питомцев, и каких, мы спросили священника Григория КОВАЛЕВА, клирика храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе, бывшего охотоведа:
Проблема эта стала актуальной одновременно с массовой урбанизацией. В сельской местности домашние животные находились на своем месте, каждое по-своему служило человеку: корова давала молоко, собака охраняла дом, кошка ловила мышей и т.д. Но никогда они не жили в доме, с людьми. Это новации городской жизни. В городской квартире кошка или собака становится членом семьи. На нее проецируются человеческие отношения: эмоциональные, поведенческие и даже административные (допустим, ребенка за провинность в угол ставят, а щенка – запирают в отдельном помещении на час-другой). И иначе невозможно. Нельзя жить с животным в доме и не проецировать на него такие отношения. Даже если вы зададитесь целью не проецировать, ничего у вас не получится.

Многие домашние питомцы удостаиваются не только человеческих имен и места за хозяйским столом, но даже погребения почти по-человечески
В таких условиях животное меняется, вырождается, его хорошие качества затухают, а плохие, наоборот, развиваются. Если, например, охотничью собаку держать в городе и вывозить только в сезон, через 2-3 года это уже не работник (говорю как профессионал). Классический пример вырождения – пудель. Сегодня это одна из самых известных декоративных пород, а ведь изначально пудель был «охотником», «специалистом» по водоплавающей дичи. Во что превратили его люди в угоду своим прихотям? Это же вмешательство в естественный ход вещей, в Божье Провидение. И если бы только так мы вмешивались, только декоративные породы выводили! Но выводим и собак-убийц – например, страшенных бультерьеров. Жуть!
Половое созревание и размножение животных в городе сродни стихийному бедствию. И люди выкручиваются – стерилизуют, уничтожают молодую поросль. А потом многие на исповеди каются, что котят или щенков утопили. Правильно каются – нехорошо убивать беззащитных, ни в чем не повинных животных. В деревне такой необходимости нет. Там идет естественный отбор. Не так уж кошки живучи, а выживших котят всегда есть куда пристроить (в деревне без кошки нельзя – все мыши и крысы заедят). В городе же девать котят некуда, и люди снова топят и снова каются. И так примерно каждые полгода.
Я верю, что собаки успешно работают в реабилитационной программе для детей-аутистов. Собаки определенных пород, специально подготовленные профессионалами. Также профессионалы-кинологи специально готовят спасателей, водолазов, поводырей слепых, «пограничников» и «сыщиков». Но это узкопрофессиональные вещи, которые невозможно тиражировать. Если же родители просто заведут щеночка для аутичного или тревожного ребенка по своему вкусу и разумению, скорее всего, реабилитационный эффект будет нулевым. В лучшем случае. Часто собаководы-любители аргументируют свое желание иметь собаку тем, что это для их ребенка надежный друг и защитник. Иногда, действительно, собаки защищают подростков от хулиганов, но примерно так же часто и сами нападают на детей. Чтобы собака стала защитником, ей надо заниматься, грамотно дрессировать. В противном случае не только бультерьеры, но и собаки хороших служебных пород становятся неуправляемыми.

В 1970-е годы на экраны вышел документальный фильм «У меня есть лев» о семье Берберовых из Баку, державших дома льва и пуму. Как все умилялись! А через несколько лет разъяренный лев загрыз их сына-подростка. О трагедии узнала вся страна. И это не единичный случай. Многих тот фильм «вдохновил» завести хищников в доме, и все истории закончились так же печально. Сегодня, когда опять появились любители экзотики (даже крокодилов заводят), пора напомнить людям, к чему приводит такая безответственность, претендующая на оригинальность. И виноваты в данном случае не звери, а люди. Звери – лишь заложники наших амбиций.
Не думаю, что домашние животные являются для горожан проводниками в мир природы. Собака, живущая в городской квартире, сама оторвана от мира природы. Это не ее среда обитания, в лесу ей неуютно, она боится потеряться, трется об ногу хозяина. Домашнее животное – не окно в мир природы и даже не форточка, а мутное стекло с искажениями. Если говорить об окне в мир живой природы (действительно, необходимом жителям мегаполисов), то самым удачным примером я считаю национальные парки в европейских странах, в Америке и в Австралии. Кстати, в США они окупаемы – многие американцы с удовольствием проводят там уикенды. Вот тебе живая природа, в которую ты не вмешиваешься – это очень важный воспитательный момент. А дома человек творит свою волю, ломает животное. Ни о каком воспитании говорить не приходится.
Многие «патриоты» животного мира (владельцы 15 кошек или 5 собак, защитники, «зеленые») к людям относятся с точностью до наоборот, то есть плохо. Именно нелюбовь к людям, неумение дружить, войти в человеческий социум (большинство «патриотов» животных – люди одинокие) приводит к такому странному самовыражению. Несколько раз мне приходилось освящать квартиры заядлых кошатников. Конечно, это ненормально (я уж не говорю о запахе). А как агрессивно относятся «зеленые» к людям в меховых шубах или шапках! На каком основании? Господь благословил есть мясо (вспомните хотя бы видение апостола Петра (Деян., 10, 10-16), и нигде ни в Писании, ни у святых отцов не сказано, что нельзя носить одежду и обувь из меха и кожи. Кстати, не все «зеленые» вегетарианцы.
Когда наш храм только восстанавливался, было несколько курьезных случаев. Дело в том, что святые Флор и Лавр считаются покровителями животных. Однажды к нам пришла целая делегация из Общества любителей животных. Они строго сказали, что мы должны вместе совершить грандиозный молебен в защиту животных с плакатами и хоругвями. Им объяснили, что молиться за кошек и собак невозможно, можно просто отслужить молебен за успех в их делах. Они обиделись и ушли. Вскоре пришли «зеленые», и все повторилось. До сих пор отдельные дамочки приходят и просят помолиться за кошку или собаку или отпеть. От одной из них, приехавшей из-за границы, я узнал, что на Западе (преимущественно протестантском) уже давно есть собачьи и кошачьи кладбища, а их пасторы на ура отпевают кошек и собак. Это апофеоз превращения животных из помощников человека в членов семьи.
Иногда дети издеваются над животными, мучают кошек. Некоторые взрослые прихожане исповедуют этот детский грех. Как ни странно, он имеет те же корни, что безумная любовь к собаке или кошке. Животное превратилось в игрушку. Раньше, когда оно воспринималось как рабочий инструмент, никому в голову не приходило издеваться над ним. Дети понимали: помучают собаку – она не защитит дом. И кошка мышей ловить не будет. А с игрушкой можно цацкаться, а можно и поиздеваться над ней. Конечно, это не одно и то же, но причина одна.
Домашние животные прочно вошли в жизнь современных горожан. Во многом это необратимый процесс. Заводить собаку или кошку не грех, как не грех смотреть телевизор. Но мне кажется, перед этим уместно вспомнить слова апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор., 6, 12). Если уж заводить, то лучше декоративные породы (они специально для городских условий выведены). Наверное, допустима стерилизация – это лучше, чем потом топить котят или щенков. Убеждать в том, что нельзя заводить бультерьеров и других бойцовых собак, не буду – все равно никого не убедить. Тут необходимо государственное регулирование. Как в Европе – там на бойцовые породы требуется такая же лицензия, как на ношение оружия.
Ну а люди разумные должны понять, что животное – не игрушка, а тварь Божия. «Мы в ответе за тех, кого приручили», – писал Экзюпери. Прежде, чем принести в дом животное, подумайте, готовы ли вы им заниматься, есть ли у вас для этого время, желание и условия? И ни в коем случае не становитесь заложниками своего увлечения.


Выкармливание детеныша бегемота в зоосаду Роста, СПб, 1888г.

Записали Леонид ВИНОГРАДОВ,
Дмитрий РЕБРОВ

Cм. также: Как относиться к лошадям и конному спорту?

Как Церковь относится к экологическому движению?

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version