Скорее всего, тех людей, кто скажет, что пение – это плохо, почти нет. Большинство родителей и учителей, думаю, ответят на заявленный вопрос примерно так: «В школе есть базовые предметы, а есть творческие активности – театр, изо, макраме, волейбол, кружок рыбной ловли и пение. Пусть поют те, кто хотят, и после уроков». Вопрос, на который мы хотим сегодня ответить, – должно ли хоровое пение стать базовой школьной дисциплиной и почему?
Существуют страны (например, Австрия или Япония), где хор – обязательная школьная дисциплина, в хоре поют все. Это не только развивает эстетически, эмоционально, психологически и физически. Хор может быть своего рода визитной карточкой школы (вспомним хор Хогвардса).
Разговоры о том, а зачем всем петь, пусть поют те, кто хочет, сродни разговорам о том, а зачем всем читать Толстого, пусть читают те, кому нравится читать.
Помогает контролировать психическое состояние
Чтобы разговоры о пении не были общими, приведем примеры разных исследований, связанных с пением в хоре, которые показывают, что оно может иметь очень неожиданный эффект.
Например, шведские ученые из университета Гетеборга открыли, что когда люди поют в хоре, частота их пульсов синхронизируется, заставляя сердца биться в унисон. Ученые собрали 15 «хористов», находящихся в возрасте 18-ти лет. Они должны были сначала просто вместе «гудеть, потом петь шведский гимн. А затем – распевать мантры. Во время пения у поющих измеряли пульс.
В результате оказалось, что сама мелодия и структура произведения влияют на работу сердца. Пение регулирует активность блуждающего нерва, который участвует в нашей эмоциональной жизни, влияет на общение с людьми.
Пение помогает контролировать психическое состояние, оно делает спокойным и ровным дыхание, это благотворно сказывается на работе сердца.
Ведущий автор научной работы Бьерн Викхофф также сказал, что собирается изучать хоровое пение «как средство укрепления хороших отношений в школе».
Английские ученые утверждают, что пение повышает иммунитет
В исследовании англичан сообщается, что пение способно не только улучшать настроение, но также оно повышает иммунитет и даже помогает организму бороться с раком. Исследование было проведено учеными из Имперского колледжа в Лондоне совместно с Королевским колледжем музыки. В исследовании приняли участие 193 человека, 55 из которых страдали онкологическими заболеваниями.
Ученые брали анализы слюны до начала занятия в хоре и сразу после его окончания. Они исследовали гормоны и иммунные белки и обнаружили, что один час пения приводил к снижению гормона стресса – кортизола, и увеличению иммунных белков, которые помогают организму противостоять болезням. Пение оказывало положительный эффект и в том случае, если испытуемый страдал депрессивными состояниями.
Таким образом, хоровое пение приносит пользу не только в социальном и эмоциональном плане, не только на психологическом, но и на биологическом уровне.
Лучше лишний час потратить на спорт?
Среди противников введения обязательного хорового пения в школе активно звучит и такой аргумент – если уж вводить еще один лишний час в программу, то лучше тратить его на спорт. Между тем исследования показывают, что в сравнении спорта и пения не всегда выигрывает спорт.
На ежегодной конференции Отдела клинической психологии Британского психологического общества в Йорке Ник Стюарт из Oxford Brookes University представил доклад о сравнительном исследовании влияния на психологическое состояние хорового пения, пения в одиночку и игр в командном спорте. Все так или иначе улучшало состояние, но самый высокий результат был именно у тех, кто пел в хоре. В исследовании участвовали 375 человек.
Если на ухо наступил медведь
Есть и такой аргумент у тех, кто выступает против хорового пения в школе – тем, кто фальшивит, невозможно петь в хоре. Научные исследования опровергают и эту точку зрения.
«Не можешь петь? Делай это чаще!» Именно так называется статья об исследовании Северо-Западного университета, опубликованная в журнале Music Perception. Исследование показало, что пение – не столько талант, сколько выученный навык. Если его не поддерживать и им не пользоваться, то с годами он будет снижаться. У детей, которым сказали, что они плохо поют, в будущем немного шансов заниматься музыкой, свой негативный опыт они перенесут во взрослую жизнь.
Слова «медведь тебе на ухо наступил» могут иметь серьезные последствия для самооценки ребенка… Тем не менее, совсем небольшой процент людей, действительно, неспособны к пению. Для всех остальных – это дело привычки.
Кто?
Последний и, действительно, очень важный вопрос, который задают противники хорового пения сторонникам – «кто будет вести уроки пения?» Министр пообещала, что помимо дирижера-хоровика в школе появится концентмейстер, но где взять достойные кадры? На самом деле, музыкальные училища и высшие учебные заведения, связанные с музыкой, заканчивают тысячи специалистов каждый год по всей стране.
Можно сказать, что этот педагог должен быть особенным – он должен вдохновить детей, они должны полюбить… Все так. Но учитель по алгебре тоже должен вдохновить, и по английскому, и по географии, и по истории. Любой учитель должен быть особым, прекрасным, уникальным человеком и специалистом, но в жизни таких педагогов мы видим не всегда. Это совершенно не повод отменить физику, убрать из обязательного расписания литературу, сделать вместо базового предмета факультатив по биологии.
Для тех родителей, которые обеспокоены отсутствием профессионалов, могу сказать в утешение, что, заглянув в обсуждение данной темы хоровиками (да-да они ее тоже обсуждают), увидела радостную реакцию на слова министра – теперь на их любимое занятие появится спрос, к ним проявят интерес, будет работа и… хоры.