Православный портал о благотворительности

«С последним целованием подойти не получалось»

Как сегодня в условиях ковида и ограничений служения в храмах хоронить умерших? Допустима ли кремация? Опыт священников

ST PETERSBURG, RUSSIA - MAY 25, 2020: Relatives in protective masks are seen during the funeral of a deceased COVID-19 patient in Novoye Kolpinskoye Cemetery, amid the pandemic of the novel coronavirus disease (COVID-19). Alexander Demianchuk/TASS Россия. Санкт-Петербург. Родственники во время похорон граждан, умерших из-за коронавируса, на Новом Колпинском кладбище. Александр Демьянчук/ТАСС
Девочка с красными цветами и женщина у могилы с крестом
Россия. Санкт-Петербург. Родственники во время похорон граждан, умерших из-за коронавируса, на Новом Колпинском кладбище. Александр Демьянчук/ТАСС

Неполнота обряда прощания не означает неполноту любви

Иеромонах Пантелеимон (Алешин), заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

— Каждая больница и морг, в том числе и наша больница святителя Алексия (Пятая Градская), получили предписания санитарно-эпидемиологических служб о том, как подготавливать тело усопшего к погребению, как хоронить, если человек умер от коронавирусной инфекции.

– Тело усопшего оборачивают в ткань, пропитанную специальным раствором, полагают в гроб, который герметично закрывают.

Родственники, увы, лишены возможности увидеть лицо усопшего в последний раз, тем более подойти с последним целованием.

– Разрешительную молитву, которая обычно кладется в руку умершего, священник может передать родственникам. Землю, выдаваемую в храме, теперь насыпают не в гроб, а сразу в могилу или рядом с крестом, который устанавливается над могилой. Венчик, также выданный в храме, близкие могут положить на гроб или хранить его в память об усопшем.

– На отпевании и похоронах рекомендуется минимум присутствующих.

Эти правила захоронения одинаковы для мирян и священников.

Помню, как проходило отпевание настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Елохове отца Александра Агейкина. К сожалению, я не мог присутствовать, смотрел трансляцию. Батюшка был дорог многим прихожанам и духовенству своей отзывчивостью и добротой.

Отпевание возглавлял архиерей, ему сослужили благочинный и ещё один священник. Состав хора был минимальным. В обычных условиях на отпевании отца Александра был бы собор духовенства. Из родственников также смогли присутствовать лишь самые близкие, они стояли на безопасном расстоянии друг от друга.

Отца Георгия Бреева, духовника Московской епархии, отпевали также с минимальным числом родственников.

Всем нам тяжко от такой неполноты обряда прощания, ведь именно в этот момент так нужна поддержка, слова любви, свидетельства  доброй памяти от близких, друзей. Многого из всего этого мы сейчас лишены. Особенно трудным, по моим наблюдениям, это оказалось для невоцерковленных людей, тем, кому важно исполнение самого обряда, важно, чтобы все было «как положено».

Но мы понимаем, что для Господа, пред которым предстает теперь умерший, все же важно другое: его прожитая жизнь, а не действия, которые совершаются после его смерти. Как сказано в книге Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив <.> мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25).

И когда мы утешаем сродников усопшего, то говорим, что главное – это молитва о нем. Молитва Церкви и молитва близких. Может быть, усопший не успел покаяться, тем более важна молитва за него. Бог это слышит.

Заказать отпевание, сорокоуст за упокой сегодня во многих храмах можно онлайн. По вопросам отпевания, похорон достаточно обратиться в любой храм – у всех настоятелей есть подробные инструкции, как отпевать и служить панихиду в условиях эпидемии.

Можно ли кремировать православных?

Похороны умершего от коронавируса на Бутовском кладбище в Москве. Фото Илья Питалев/РИА Новости

– В нашей Церкви нет каких-либо вероучительных доводов, запрещающих проведение кремации усопших. В условиях эпидемий она может быть оправдана с санитарной точки зрения: огонь уничтожает любой вирус. Нет никакого запрета и на отпевание кремированных.

Однако у нас есть традиция предания усопших земле: «земля еси ты и в землю отыдеши», – поется в чине погребения. Поэтому, если есть выбор, православных лучше предавать земле.

Поминальные застолья во время эпидемии совершенно не важны. Из соображений безопасности лучше встретиться с близкими после эпидемии, спокойно собраться и помянуть близкого. Были случаи, когда из регионов не пропускали людей, ехавших на похороны. Это ужасно, но что тут сделаешь.

Эпидемия испытывает нас во всем. Если не получается так, как хотелось бы, как привыкли, – с достоинством смиримся, не будем роптать, критиковать, осуждать. Молитвы у человека ничто отнять не может, а это единственное, что нужно самому усопшему, единственное.

Утешить людей, потерявших близких, трудно, но здесь важно думать не только о прощании с умершим на земле, но и о его встрече с Богом в горнем мире.

«Мы звонили не погребальным звоном, а радостным, – чтобы людям легче было»

Санкт-Петербург. Во время похорон умерших от коронавируса COVID-19 граждан на Новом Колпинском кладбище. Роман Пименов/ТАСС

Священник Роман Богдасаров, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, где проходили отпевания умерших от коронавируса:

– При подготовке к отпеванию очень важно, чтобы люди смогли получить утешение. Особенно если семья осталась без кормильца или храм остался без клирика, которого все любили и уважали.

Сейчас требования таковы, что отпевание должно проходить на улице, но для утешения близких и на улице можно создать церковный интерьер. В нашем храме мы выставляем распятие, выносится на аналое икона святого, чьим именем был назван усопший, выносятся иконы храмовых покровителей. Обязательно устанавливаются подсвечники для свечей.

Я дистанционно отслеживал процесс и рекомендовал по три свечи соединить вместе, тогда они не гаснут. Потому что даже если толстую свечу взять, то она не выдерживает ветра, а если три вместе, то горят. Конечно, нужен венок. И мы его ставили под распятие – как приношение.

Лучше всего, чтобы был колокольный звон, это тоже хорошо на сердце ложится. И мы даже немного нарушали устав и звонили не погребальным звоном, а радостным, красивым. Чтобы люди ощутили, что они в храме Божьем. Что их усопший умер, но не перестал быть, что он слышит их молитвы, и жизнь продолжается.

Это все, казалось бы, мелочи, но на самом деле это – забота Церкви об усопшем, ведь этот человек – ее сын или дочь.

Певчие у нас поют на расстоянии друг от друга, в масках, даже надевают перчатки. Кадило протирается спиртом. С такими мерами предосторожности риск заражения на свежем воздухе минимизируется совершенно.

Сам чин отпевания может быть сокращен, но все необходимые части сохраняются: ектенья, канон, чтение священного Писания, разрешительная молитва, стихи заупокойные и вечная память. Иногда семнадцатую кафизму Псалтыря домочадцы читали дома, в дни перед похоронами.

Заочные отпевания мы также проводили в храме. Всегда уточняем время – когда людям удобно. При этом ведется трансляция в youtube – и в случае очных отпеваний и заочных. И здесь очень важно качество трансляции, у людей должен быть эффект присутствия.

На «горячей линии» ОНФ «Мы вместе»: 8 (800) 200-34-11 священники ответят на любые вопросы, в том числе связанные с отпеванием и погребением в условиях эпидемии. Представители всех конфессий приняли уже больше миллиона звонков.
Линия поддержки в больнице святителя Алексея: 8 (495) 952-11-41

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version