Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

С передовой…

Отдельное спасибо тихоновцам и молодому человеку из Белгорода от миссионерского отдела. Ребята очень помогли нам, вместе мы отражали различного рода «диверсии». А таковые были. Случалось, что подходили люди и задавали странные вопросы не с целью узнать что-то, а с целью подловить тебя на чем-то. Это было сложно, да еще с моим юношеским, неофитским запалом

C 12 по 17 мая с.г. в 5-ом павильоне ВВЦ прошла 5-ая межконфессиональная выставка «С Верой, Надеждой, Любовью – в третье тысячелетие». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в ней приняло участие Свято-Димитриевское сестричество, представившее свою социальную и образовательную деятельность. Под руководством Исполнительного директора сестричества Нины Семеновны Зверковой на вопросы посетителей выставки отвечали сотрудники Комиссии по церковной социальной деятельности, сайтов Милосердие.ru и Нескучный сад, учащиеся Училища сестер милосердия. По окончании выставки мы попросили написать отчет о сделанном и увиденном Татьяну, представлявшую Комиссию по церковной социальной деятельности. Ниже мы помещаем ее отчет:

Прекрасным весенним утром я, как ни в чем не бывало, пришла на работу, вдруг мне сообщили, что я еду помогать на какой-то выставке. О том, что это за выставка я узнала только по дороге на ВВЦ.


Епископ Дмитровский Александр на открытии выставки


Всю вторую половину дня мы оформляли наш стенд Свято-Димитриевского сестричества. Решили подойти к этому делу максимально творчески.
Исходным материалом были рисунки ребят из детского дома и фотографии из архива нашего храма. Гвоздем стенда должен был стать огромный баннер сайта Милосердие.
Нина Семеновна в шутку назвала его, – хоругвь. В результате, среди делового, представительного вида наших соседей из Синодального отдела патриархии по благотворительности и социальному служению и Свято-Тихоновского университета, а также Синодальными отделами по взаимодействию с вооруженными силам и образования и катехизации, наш стенд напоминал детский уголок воскресной школы. Получился 100% hand-made.
Но это же хорошо… Нашей задачей было показать ценности семьи, служения близким.
Мне кажется в детских рисунках этого больше, чем в рамках или отпечатанных фотографиях и текстах. В дальнейшем, мы убедились, что такой подход оказался верным. Огромная благодарность нашим фотографам, чьи фотографии были взяты для выставки из архива. Они привлекали интерес очень многих людей даже тех, которых православие не интересовало. Было забавно, когда под рукой не было фотографий нашего храма и Нине Семеновне приходилось показывать на детский пластилиновый рисунок, мило висящий на стенде.
На мой взгляд, стенды от Русской Православной Церкви вышли очень яркими, а главное разнообразными, а это очень важно для понимания Церкви. Мы были разные, а высоко над нами висел плакат Воскресения Христова; чем не наглядная иллюстрация соборности? И так, все приготовились к бою…

Первый день выставки.


Витрина Свято-Димитриевского сестричества


Конечно, сначала было страшно, мне сказали: « Твоя задача, – представлять милосердие»,- а для некоторых и Православную Церковь. Разве ты достойна такого? Да еще и в форме сестры милосердия? Сможешь ли не тщеславиться, когда на тебя направлено внимание многих, когда тебя фотографируют и снимают, надо было научиться смиряться со всем этим.
День начался с того, что представители присутствующих конфессий ознакомлялись с выставкой. От Русской Православной Церкви был викарий Московской епархии владыка Александр епископ Дмитровский. (Может, не случайно организаторы выставки на нашем стенде сделали маленькую ошибку, вместо Свято-Димитриевское, написали Свято-Димитровское сестричество).
С владыкой были, и главный муфтий европейской части мусульман, и глава еврейской общину и другие представители: буддисты, адвентисты, баптистов, евангелисты и пр. Нина Семеновна мужественно и стойко выступила перед столь важными слушателями.


Н.С. Зверкова представляет экспозицию сестричества


Потом стали подходить посетители. На протяжении 5 часов рот не закрывался.

Рассказывать приходилось о разном от деятельности социальной комиссии и служении сестер милосердия до основ христианства. При том, надо было помнить, что ты несешь ответственность за каждое свое слово, так как говоришь не от себя, а от тех, кого представляешь. Первые часы робости сменились вхождением во вкус, но под конец появилось ощущение, что ты начинаешь говорить, что-то непонятное и глупое. Да и сосредоточиться было сложновато, по павильону разносилось громкое иудейское духовное пение, в завершении пошли их народные мотивы – семь-сорок и др.
Удалось выбраться и побродить по павильону. У входа нас встречает Софрино.

Красота! Вот, кому с декорациями не пришлось заморачиваться, напротив – мусульманское издательство и магазинчик одежды для исламских модниц, впрочем, одежда вполне благопристойная и качественная, красивая. Да и просто интересно посмотреть, мы к такой не привыкли. Еще раз убеждаешься, что ходить в юбке и платке очень красиво, и что женственность- это не заоблачный идеал прошлых веков, а вполне применимый к нашему времени образ.

Рядом – стенд, как я поняла посвященный не какому-то роду деятельности, а исламу в целом. Там мы познакомились с одним мужчиной, ему было очень интересно услышать о служении наших сестер. Он еще несколько раз подходил к нам, спрашивал, об училище, о жизни сестры милосердия, можно ли сестрам выходить замуж. Ему рассказали, какая разница между монашествующими и сестрами милосердия, между прочим, мы не раз сталкивались с тем, что нас принимали за монашествующих.. Это был человек необычайной культуры и благородства. Всем своим видом он выказывал уважение и почтение, в его поведении не чувствовалось ни хитрости, ни надменности. Уже потом, в день закрытия выставки мы узнали, что он у них на уровне нашего митрополита Кирилла… дальше шли стенды исламской литературы, затем были витрины Элеоноры Бройлер и еще какой-то птицефабрики, мы всячески пытались найти их причастность к религии. За ними шли евангелисты, баптисты, адвентисты, буддисты, иудеи, последние были самыми обособленными из всех. Перед каждым днем выставки хотелось читать слова св.ап. Павла о том, какой должна быть любовь, особенно ту часть, где говориться о ее долготерпении.
Важно было не начать пренебрегать и отвращаться, превозноситься над людьми другой веры. Долготерпение христианской любви учит нас о том, что мы должны уважать свободную волю человека, и ни в коем –случае не навязывать ему свою. Знаете, не было никакой вражды, была жалость к заблуждающимся. Иначе не должно было быть. Все время напоминаешь себе о том, что все они – те, за кого пострадал Христос, и ради кого Он Воскрес, что мы должны любить их, а не ограждаться и замыкаться в себе. Дело в том, что к нам подходили православные и спрашивали: « Что вы здесь делаете? Среди этих…», «Зачем вы здесь?». Но разве они не люди? Наоборот это хорошо, и очень важно, что Православная Церковь присутствовала на этой выставке. Люди других религий благодарили Церковь за ее служение и помощь.
Очень верно Церковью была выбрана тема социального служения, так как помощь ближнему объединила многие конфессии. На этой почве не возникло противоречий, мы спокойно общались друг с другом, обменивались опытом.
Различного рода проэкуминистические идеи тоже не высказывались, что также хорошо.

Пятница

Наверное, самый провокационный день. Уже освоившись на выставке, было приятно почувствовать атмосферу, царившую у стендов Русской Православной Церкви. Дело в том, что хоть мы и были отделены друг от друга витринами, перегородками, у всех разные надписи над стендами, но не было деления на «нас» и на «них». Мы все были одним целым. Судите сами – рядом с нами – Свято-Тихоновский университет (очень многое объединяет наши храмы), с другой стороны – Синодальный отдел по социальному служению (даже не зная, можно догадаться о связи отдела с комиссией по социальной деятельности при епархиальном совете), дальше отдел по взаимодействию с вооруженными силами от прот. Димитрия Смирнова. Ну как здесь не думать о большой семье?!

Отдельное спасибо тихоновцам и молодому человеку из Белгорода от миссионерского отдела. Ребята очень помогли нам, вместе мы отражали различного рода «диверсии». А таковые были. Случалось, что подходили люди и задавали странные вопросы не с целью узнать что-то, а с целью подловить тебя на чем-то. Это было сложно, да еще с моим юношеским, неофитским запалом.
Хорошо, что рядом были мудрые , и знающие как вести себя в таких ситуациях Нина Семеновна и Ирина Александровна. Наслушавшись всяких ужасов, я пошла
прогуляться на улицу до 70 павильона, где проходила выставка « Храмы и монастыри – основа духовного возрождения России». Это помогло мне вдохновиться для продолжения « боя». После уже ничего не смущало, даже несчастный, который предложил записать номер телефона, по которому ответит настоящий Христос.
Одним христианам я объяснила, что для православного образ помощи ближнему и любви к нему, к которому надо стремиться дан в Евангелии в притче о милосердном Самарянине. Тогда они очень увиделись и спросили: « Вы читаете Библию?! А то мы думали, нет. Вот еще до революции у крестьянина спросили: «Тебе Библию давали читать?». А он отвечает: «нам ее целовать давали». Но это хорошо, что вы читаете». Причем говорили они это без всякой издевки, то есть они действительно верили, что этот, не знаю, откуда взятый образ, характеризует всех православных. И то, что в разговоре с ними православный человек привел пример из Евангелия, изменило их отношения к людям этой веры. Это было заметно по их виду, и из их слов. Я знаю, что у православия много ярлыков и стереотипов, не имеющих с ним ничего общего, но такое я слышала впервые. Если только не учитывать заявление о том, что нельзя молиться за других, от вроде бы христианина, но верящего в реанкарнацию, правда, от воспоминаний об этой встречи мурашки по коже идут, лучше не упоминать.
Но были и другие ситуации. Обратился к нам человек, сначала так бодро, с вопросом имею ли я право ( указал на меня, так как я была в сестринской форме) принимать исповедь, если человек захочет покаяться? Потом были еще какие-то вопросы, мало, чем связанные между собой, но, что удивительно: наигранная интонация сменилась робостью. Теперь, перед нами стоял ищущий свой путь человек. Не знаю, что творилось в его голове, и кто он, но такая перемена от игры к искренности произвела на меня сильное впечатление.


Соседи – синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами


Суббота

Началась с привычного приклеивания к стенду отпавших за ночь картин и фотографий. Надо было привести все в порядок, ведь первая половина дня (до 14:00 была отведена программе Русской Православной Церкви). Казалось, что будет много народа, ведь в расписании было столько всего, в особенности духовное пение и презентация книги прот. Максима Козлова.
Начали программу солдаты срочники с военными и духовными песнями, затем шло русское народное творчество. В завершении выступил хор Свято-Данилова монастыря. Стройное, сосредоточенное, красивое пение, такое звонкое, что поневоле душа пела вместе с ними. Столько отрады было в лицах поющих, что в душе появилось восторженное и умиленное чувство благодарности за Православие. Благодарности не фарисейской, не лицемерной, а такой детской и наивной, когда ты не сравниваешь, а просто радуешься, что это существует, и ты вместе с ним. Опечалило только то, что слушателей было немного, в основном участники выставки, а православных – единицы. Потом нам повезло оказаться в конференц-зале и послушать о. Максима. Мы пришли, когда батюшка закончил рассказывать о книге и начал вести беседу с присутствующими.
В зале, как и на концерте народу, было мало. Но здесь, я бы отнесла это к положительной стороне. Благодаря малочисленности создалась обстановка непринужденной беседы, теплой, душевной. О. Максим с особой заботой и любовью отвечал на наши вопросы. Батюшка напомнил нам слова прп. Феофана Затворника: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без православия не спасусь». Столько сил и утешения я получила в этой беседе и при прослушивании хора. На душе было хорошо.
Стоило выйти из зала, как перед глазами – огромная толпа, все смотрели фильм про ислам, началось время мусульман. Разницу в количестве посетителей сложно было не заметить. Весь павильон был заполнен. Наша команда немного расстроилась. Но нельзя было падать духом. Все равно не получалось печалиться, особенно после такой беседы с утра. Надо было срочно бежать за подкреплением в 70-ый павильон за монастырскими коврижками и пирожками.
День действительно выдался странным. Одна женщина заявила нам, что, наверное, это перед концом света тут так все собрались, еще нас (вроде наши же православные) приняли за католичек.
Под вечер после показа исламской моды, на стороне наших стендов разгорелись горячие дебаты между мусульманами и православными. Началось все с двух групп. В первой, несколько молодых мусульман окружили православную женщину, и что-то пытались ей втолковать. А во второй – группа православных объясняли что-то мусульманину. Через какое-то время эти две группы превратились в огромную толпу. Мы же наблюдали за этим со стороны.
Это было похоже на горячий спор античных философов или средневековых богословов. Так смешно, один юноша, опровергая высказывание его православного оппонента, громко заявил ему: «Коран внимательнее читать надо!». Подтянулись еще несколько мусульман, кто-то из них сказал своему другу: «Да, что с ними спорить, они же православные». По-моему по одной этой фразе и по тому, что они пришли спорить именно с нами, а не с представителями других религий, можно сделать определенные выводы. Была попытка и нас втянуть в это дело. Молодой парень подошел к нам и начал подтрунивать над фотографиями нашего училища, но не тут-то было, Нина Семеновна мигом утихомирила юношу.

Спор все длился и длился. Самый главный из спорящих от православных расположился на стуле в центре. Теперь, оставалось запечатлеть эту картину на холсте, одев их в тоги и кафтаны, и можно будет претендовать на место в историческом музее. Время закрытия. Никто не думает расходиться.
Пришлось вмешаться охране…
Мы шли по ВВЦ, погода была замечательная. У всех нас было ощущение, что побывали на войне. Спроси кто: «Как все прошло?», – а ты и не знаешь, что ответить. Максимум приятных впечатлений соседствовали с огорчениями и неприятностями. Странные ощущения – вроде бы справились с задачей, но если обычно, когда ты побеждаешь, то чувствуешь, что у тебя получается, а тут – ты спотыкаешься, падаешь, промахиваешься, думаешь: «ну все, точно проиграл», – продолжаешь идти, опять падаешь, а в результате – тебе сообщают, что ты выиграл. Страшно, но это чувство возникало после каждого дня , проведенного на выставке.

Воскресенье.

Было не легче. Это был день буддистов, а также баптистов, адвентистов и прочих христиан. Трудностью было то, что нас было трое: я и две сестры из училища.

Никого из взрослых. Сначала нам предложили побывать на выступлении какого-то медика, увлекшегося тибетской медициной, от чего мы вежливо отказались. Потом познакомились с замечательным человеком, доктором философских наук, одним из тех, кто стоял у истоков нашей космонавтики, Валентином Васильевичем Петровым. Такие знакомства – настоящее сокровище. Вот только расстроила я его очень тем, что оказалась не сестрой милосердия, а каким-то социальным работником.
На сцене звучали песни религиозного содержания, но в исполнении, ничем не отличающимся от эстрадной музыки. Мне очень не хочется осуждать никого, но ножом по сердцу было слушать, когда в таком же исполнении зазвучало родное «Свят, свят, свят». Когда слышишь, как кричат у Гроба Господня в Великую Субботу арабы, или как африканцы поют псалмы, это другое, это самобытность, особенность, порыв сердца. Когда слышишь песни религиозные об отношении человека к Богу, это личное и не претендующее на место духовного пения и молитв. Я не вправе и не смею рассуждать о том, угодно ли Богу такое пение.
Но я считаю, у человека в душе есть что-то светлое, сакральное и высокое, предназначенное только Богу. И ничто остальное на него не похоже. А тут, будто бы взяли его и поставили вровень со всем остальным, помяли, испачкали и сказали: «Ничего, так тоже пойдет».
К обеду перед павильоном поставили сцену и устроили какой-то концерт.
Выходной день, толпа народа, а среди людей так и мелькала молодежь в синих футболках, предлагавшая всем желающим «обрести веру». Их было очень много, не столько в павильоне, сколько на улице. Мне стало не по себе.
Столько ребят и девчонок, их бы всех в наши храмы, но они здесь. Меня утешили, сестренка сказала: « Не забывай, Господь их любит больше, чем ты!».
Но пока они будут на этом пути, они могут наделать ошибок. Мне больно, так как я прекрасно понимаю, что у православия много стереотипов, на верующем человеке лежит большая ответственность, что не особо любит молодежь. А там, хочешь – молись, не хочешь – не молись, ходи в брюках, красься, кури, пей; ты поверил? – ты уже спасен. А православная церковь представляется тираном, наполненным жесткими предписаниями, по сравнению с которыми иудаизм – детский учебник. Остается поражаться, как религия темного времени, существует в наше время? Да и находит приверженцев? А мне интересно – нет ли в этом нашей вины? Сколько среди этих ребят тех, кто пытался найти путь в Церкви, но не нашел? Быть может, кто из них пытался поговорить со мной, но получил отказ? Смотрел на меня как на верующего, а увидел одни беззакония? Ведь даже среди мусульман, что в субботу участвовали в споре, были ребята из православных семей, когда-то крестившиеся в православной вере, и потом принявшие ислам. Одна женщина рассказала, что приняла ислам, так как, будучи православной ей сказали, что для спасения ей необходимо уйти в монастырь и молиться. Она же убеждена, что в монастырях люди обуреваемы страстями, о которых считаю не прилично писать. Конечно, последний случай отличается от предыдущих, но проблема, все же, существует. И что мы для нее можем сделать? Здесь, мне кажется, видна необходимость нашего присутствия на выставках такого характера. Еще одна категория лиц, которая преобладала в этот день – это бабушки, для которых по ходу дела не было разницы между православными, баптистами, адвентистами, евангелистами и пр. Конечно, их легко понять, кто им объяснит это? Тем более что чаще всего организации говорят: « Мы – христиане», а не : « Мы – адвентисты». Были и очень приятные встречи с : девочкой, собирающейся поступать к нам в училище, с бывшими сестрами милосердия, теперь занимающимися помощью старикам и детишкам.
Постоянные слушатели о.Аркадия по «Радонежу», читатели «Нескучного Сада», люди организующие социальную деятельность в своих регионах и религиях, милая семейная пара мусульман, влюбленная в работы наших фотографов, и многие другие, кто приходили к нам с открытым сердцем. Одна милая бабушка сообщила, что если б о.Аркадий постригся в монахи, то он стал бы епископом. А в последний день работы выставки мы встретили бывших прихожан о.Аркадия из Гребни. Еще один день битвы отошел в прошлое. Наверное, это юношеский максимализм называть «битвой» происходящее, но как еще описать внутреннее состояние. А в душе, словно в мутной, илистой воде все смешалось, и ничего не разберешь. А в голове лишь слова самого дорогого и близкого тебе человека: « Главное не вешать нос!».

Понедельник

Оказался самым спокойным. Народу, почти никого. К закрытию выставки у стенда
остались я и моя подруга, надо было убрать все до следующего дня. Рядом от Свто-Тихоновского университета сидел юноша с пастырского факультета. Тут не пойми, откуда взялись трое – четверо молодых парней, налетели на бесплатные журналы, и давай спрашивать. Кто о чем. Разговор зашел о Церкви, ребята были уверены, что Церковь –преследует исключительно меркантильные интересы, что ей нужны лишь деньги прихожан на дорогие иномарки и золотые кресты для священников, для дорогого убранства храмов, в которые кроме одних старушек никто и не заглянет, что даже если умрешь без денег , то не похоронят.
Жаль, что мудрая Ирина Александровна уже ушла, я начала вещать о том, как та же Церковь поддерживает и обеспечивает работу детским домам, богадельням, помогает инвалидам, престарелым, бездомным, заключенным и прочим на примере нашего храма. Большое спасибо этому доброму юноше с пастырского факультета, за то, что вступился за нас и добавил вразумительные слова к моему детскому лепету, в котором было больше эмоций, чем здравого смысла. А ребята-то хорошие, не знаю, по разговорам, они в какой-то секте, но кажется, они не особо серьезно это все воспринимают. Может я и наивна, но хочу верить, что все они обратятся, не надо насильно навязываться и агитировать за веру, а необходимо проявить любовь, которая долготерпит. » Ведь Господь любит их больше, чем нас!» И может тот дядечка, который так поражен этой заразой- будущий праведник? И та женщина из какой-то известной секты (не вспомню названия), что подошла и скороговоркой, словно заклинание начала говорить о них. А ты смотришь на нее, слов ее не слушаешь, ведь понимаешь, что они не от сердца идут, а от болезни, но ведь она может обратиться. Кстати, в понедельник в другом павильоне состоялась большая конференция по вопросу семейных ценностей и воспитания. Дело в том, что накануне была конференция на православной выставке и тоже посвященная семье. Но на этой межконфессиональной выставке от Русской Православной Церкви выступила женщина с небольшим докладом. Никого из духовенства не было, в то время как от других конфессий были очень сильные, внушительные выступления. Вот нас и спросили после этого: «Почему никто не пришел?». История с субботой повторилась, я вспомнила, как несколько человек слушали хор Свято-Данилова монастыря. Последние дни выставки мне казалось, что голос Православной Церкви заглушили мелодии и ритмы различных представлений с религиозным характером. В голову полезли дурные и угнетающие мысли. Но ведь православие – не кричащая о себе религия, Православные проповедуют своими делами, своей жизнью. Опять же никому не навязываемся. Но главное правило монаха: «Спрашивают: отвечай. Не спрашивают – молчи». По-моему, – это была ситуация, когда нас спросили… Впрочем, кто я такая, чтоб что-то предпринимать, те, кто решают эти вопросы уж лучше моего знают, что делать. Это я по наивности думаю: « Может, они просто не знают, что здесь происходит?».

Вторник

День закрытия выставки, Последние сражение было с декорациями и двухсторонним скотчем, который не хотел отклеиваться. В 15:00 – закрытие, неужели – все!? И хорошо, и грустно. Многое узнали, многому научились.
Было тяжело и почти грустно, но, не смотря на эти искушения, я не собиралась печалиться, а хотелось радоваться о Православии, о том, что мы вместе; о том, что меня окружают такие добрые люди; о том, что такие вкусные коврижки из монастыря; о том, что у всех этих людей все еще впереди; о беседе о. Максима; о знакомстве с Валентином Васильевичем; о том, что довелось провести время с замечательными, смиреннейшими сестрами, и премудрейшими Ниной Семеновной и Ириной Александровной. Радоваться о Том, Кто с нами!
«Ведь главное не вешать нос!». Как же мне, мелкой, повезло!!!

Фото с сайта ЗАО ОП ВВЦ «Наука и образование»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?