Рефреном практически всех выступлений на «круглом столе», посвященном проблемам ассимиляции мигрантов в духовное и культурное пространство России, прошедшем в рамках XIV Рождественских чтений, была мысль, что действия государства и Церкви в вопросах миграционной политики согласованы.
Сила китайцев и слабость русских
В потоке мигрантов из стран Тихо–Азиатского региона (ТАР), оседающем в дальневосточных регионах нашей страны, по мнению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, наибольшую угрозу территориальной целостности России сегодня представляют граждане Китая. Проблема не стояла бы так остро, если бы мигранты органично врастали в единое культурно-духовное пространство России.
Однако этому препятствует несколько причин. Одна из них в замкнутости и самодостаточности китайских общин. Большинство их членов представляет собой низкоквалифицированную рабочую силу, находящуюся под влиянием собственных криминальных группировок. Развитые средства коммуникации (интернет) позволяют им поддерживать прочные связи со своей родиной и сохранять этническую и религиозную идентичность. «Кроме того, с детства китайское государство внушает своим гражданам мысль, что Россия – это враждебное государство, а Православие – это чуждая западная религия. Православные священники традиционно рассматриваются в Китае как агенты влияния России.
Тем не менее Россия притягивает Китай, как место трудоустройства избыточного населения. По словам архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, дело дошло до того, что в Дальневосточном регионе нет китайских кладбищ. Если китаец умирает, на его место тут же приезжает другой и живет под именем покойного. Покойника же где- то зарывают без обозначения могилы.
Сегодня речь скорее идет об ассимиляции русских китайцами, чем наоборот, поскольку коренное население стареет, а трудоспособные граждане уезжают из региона в Центральную Россию. Например, в Благовещенской епархии Амурской области проживает 950 тыс. русских и 650 тыс. только официально зарегистрированных китайцев!
«Даже те несколько китайцев-семинаристов, что обучаются в МДАиС, не спешат принимать сан, за это на родине их ждет тюремное заключение. На территории Китая нет ни одного действующего православного храма, а здания имеющихся разрушаются»,- рассказал владыка Марк.
«Китайским переселенцам собственное правительство выдает беспроцентные ссуды, чтобы они развивали на чужих территориях свой бизнес», – добавил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Можно было бы изменить такое отношение к нашей стране, однако все попытки миссионерства натыкаются на препятствия со стороны китайского правительства. Не добавило расположения и тот факт, что православный священник без разрешения китайских властей отслужил панихиду на русском кладбище. После этого у наших священнослужителей стали возникать проблемы с въездными визами.
В то же время дипломаты России в вопросе православной миссии на территории Китая могли бы занять жесткую позицию — в частности, при решении вопросов передачи Китаю островов на реке Амур, считает владыка Марк.
Предложения по сути
Какие же меры для ассимиляции миграционного населения предлагает Церковь и представители власти?
Церковь и государство должны согласовывать свои действия и поддерживать другу друга. «2006 год объявлен в Китае годом России, а 2007 год — годом Китая в России. Пользуясь этим поводом, России должна поставить вопрос о возвращении Китаем РПЦ зданий православных храмов,– считает архиепископ Хабаровский и Приамурский. — Кроме того в 2005 году в Хабаровске открылась православная семинария, в учебную программу которой планируется включить китайский язык. Сейчас интенсивно расширяются культурные связи между нашими странами, этот факт так же необходимо использовать».
В Московской духовной семинарии так же готовят семинаристов для работы в китайских общинах на территории России. В настоящее время готовится их стажировка на Тайване (4 человека), сообщил руководитель Дальневосточного центра МДА иеродиакон Серафим (Петровский). Кроме того в МДАиС обучается 12 семинаристов-китайцев.
Он предложил так же создавать китайские православные центры на базе приходов. Сначала в Москве, а потом в крупных городах России, прежде всего Зауралья. Одним из занятий в таком центре могут в стать встречи с успешными православными людьми, которые могут ярко рассказать о своей вере и жизни. Таким образом, считает о. Серафим, может быть использован присущий китайцам практицизм.
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий предложил учитывать тот факт, что китайские общины внутри себя не однородны. Многие их члены мечтают, заработав здесь денег, вернуться на родину, где у их ждут семьи. Следует искать пути к активной проповеди в их общинах в России, тем самым используя их в качестве «троянского коня». Издавать газеты православной тематики на китайском языке, Библию и молитвословы.
«Духовная жажда так же присуща китайцам, как и всем остальным людям, -отметил епископ Читинский и Забайкальский, — это подтверждается популярностью в Поднебесной секты Фалуньгунь и протестантизма».
«Изредка бывает, что кто-то из китайских туристов (интенсивно посещающих нашу страну) принимает таинство Крещения. Но делается это со страхом и оглядкой, т.к. на родине у них из-за этого могут возникнуть проблемы с властью», – добавил владыка Марк.
«Всегда есть возможность, при разговоре о взаимовыгодной миграционной политике выдвинуть свои условия как по развитию православной миссии в Китае, так и ассимиляции китайских эмигрантов у нас в стране,- сказал депутат Госдумы Александр Чуев.
Необходимо также, по мнению депутата, разделять мигрантов на две категории: мигрантов и репатриантов. К последним относятся граждане стран СНГ, этнические славяне, кто по-прежнему хочет вернуться в Россию. В отношении них должно быть смягченное миграционное законодательство, чтобы облегчить им получение российского гражданства.
Над этим законопроектом сейчас и работает группа депутатов. Можно предложить таким репатриантам расселяться в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, подготовив жилье, наделять землей, создавая рабочие места, считает Александр Чуев.
Чтобы мигранты более уверенно чувствовали себя в новой стране, нужно создавать адаптационные центры (пo примеру Германии, принявшей в 90-х годах прошлого века много эмигрантов из России). В этих центрах мигранты должны учить русский язык, знакомиться с законодательством страны, с ее историческими и культурными традициями. В противном случае отказывать в получении российского гражданства.
«Не следует забывать, что Россия сумела освоить и заселить такое огромное пространство, потому что несла живущим там народам слово Божье, выполняя миссию, данную ей свыше. Эту ответственность никто с нас не снимал»,- отметил вице-предводитель Российского Дворянского собрания Александр Королев-Перелешин.
«Мы только в начале пути, сегодня мы только подошли к осмыслению заявленной проблемы, – подытожил заседание «круглого стола» архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн,- но в решении ее необходимо помнить о двух вещах: быть миссионерски приветливыми, но при этом оставаться твердыми в защите основы жизни – православной веры».
Алексей РЕУТСКИЙ