Православный портал о благотворительности

С чем идти на исповедь, если ты давно в Церкви?

Закон перехода количества в качество иногда работает наоборот: чем дольше ты в Церкви, чем больше исповедей пережил, тем меньше понятно: «А что, собственно, говорить, ведь все это уже было озвучено – и кратко, и подробно, и по-всякому?» Есть шесть шагов, которые помогут посмотреть на покаяние более осознанно и дадут подсказку тем, кто хочет исповедоваться по-настоящему

Почти 40 лет я пытаюсь постичь, поймать «правильное», подлинное, настоящее покаяние – а всё в очереди к исповеди нет-нет да и покажется, будто все, кроме меня, каяться умеют, одна я такая… ненастоящая.

Почему же я, троечница в науке покаяния, беру на себя смелость давать советы другим? Потому что я наверняка не одна такая. Множество глубочайших слов о покаянии сказаны и написаны людьми, которые уже превзошли эту науку, это искусство, в которых совершилась и совершается желанная перемена ума, не достигнутая такими, как я. Эти люди находятся на совсем другой ступени, чем я и многие из нас, и уже не помнят, как им не давалось покаяние. Они уже другие.

Поэтому рискну очертить ту заросшую терниями тропинку, по которой надеюсь потихоньку выходить из дебрей неведения к свету правды Божией о себе. Безусловно, не каждому мои рекомендации «снизу» подойдут, но кому-то, надеюсь, помогут.

В таинстве покаяния я выделяю шесть этапов:

– увидеть свои неправды и неправильности;

– осознать их, по возможности – в их связи и взаимодействии;

– сокрушиться о них всерьез, нелицемерно (раскаяться);

– пойти с этим на исповедь;

– после разрешительной молитвы священника получить благословение и, когда удастся, – причащаться (это отдельное таинство, конечно, но важно сказать об их связи);

– работать дальше.

Все эти шесть пунктов неотъемлемы и важны. А теперь о каждом из них подробнее.

1. Увидеть свои грехи

Чужие грехи видеть – камушки с колокольни бросать, свои искать – камни на колокольню тягать. Это трудно. А главное – привычки нет.

Точнее, зрения не хватает. Привычка-то может и быть: ухватил когда-то что-то – «курю, выпиваю», «огрызаюсь на ближних», «ленюсь молиться», «Евангелие не читаю», «блудные помыслы» – да мало ли что, у каждого свое (и у всех, в сущности, достаточно стандартное) – а потом таскаешься с этим с исповеди на исповедь: «не могу бросить курить/пить», «опять на людей кидаюсь», «совсем забросила молитву»… и так далее. Привычный круг грехов, вообще сплошная привычка – и никакой тебе метанойи – перемены ума.

Очень важно видеть реальные грехи, а не надуманные, высосанные из пальца и предназначенные именно к тому, чтобы заслонить реальные. Как в истории старца Паисия Святогорца про женщину, которая, рыдая, каялась, что убила муху, в то время как ее совершенно не занимали ни сделанные аборты, ни прелюбодеяния. Наши грехи по отношению к Богу реальны, но мы их редко ощущаем и осознаем по-настоящему. Поэтому концентрироваться надо на нашем отношении к ближним: это евангельский принцип. Критерий Страшного Суда – именно отношение к ближнему, и любой грех против ближнего является в собственном отношении грехом. Только изменив отношение к ближнему, мы сможем жить со Христом.

Настоящие, реальные грехи, помимо тех, что ярко и мучительно осознаны сразу по совершении их, условно можно разделить на привычные и безотчетные.

Безотчетность поступков и мыслей – беда, отделяющая нас от святости. Как же эти мелкие гадости перевести из безотчетности в подотчетность, в свет правды Божией?

Классические пособия к исповеди – по заповедям, по евангельским блаженствам, нетленный «Опыт построения исповеди» о. Иоанна Крестьянкина – направлены на то, чтобы мы смогли отловить в себе именно привычные, незамечаемые страсти, с которыми мы жизненно срослись. Но спустя некоторое время это перестает работать…

Здесь очень помогает рекомендация, связанная с молитвенным правилом: утром надо обозреть предстоящий день и возможные его трудности, а вечером, перед сном, – вспомнить прегрешения и промахи этого дня и испросить у Бога прощение – принести «малое покаяние». Соответствующая молитва входит в корпус молитв на сон грядущим, но она легко превращается в формальный, навязанный перечень грехов. Но если попытаться придерживаться этого правила неформально, не в составе молитвы, а в качестве обязательного вечернего труда над собой (посвящать ему хотя бы минуту, если ну никак больше не получилось!), – то мы добьемся многого.

Нужно вечером спросить себя, что сделано на протяжении дня плохого? Что хорошее можно и нужно было сделать и не сделано? И что сделано, но сделано плохо (сюда относятся и «добрые дела», но со страстными помыслами – с раздражением или неприязнью и т. п.)? Этот простой вопросник помогает, надо только сосредоточиться. Конечно, сперва в какой-то из этих пунктов сможешь поставить только вопросительный знак, но если честно стараться – откроется то, что не заметил бы без такого специального внимания.

А подготовкой к исповеди будет записать это. Иначе забудется – просто оттого, что память сопротивляется покаянию. Если записывать каждый вечер, то постепенно сфокусируется духовное зрение на события дня, а зафиксированные на бумаге постоянные промахи не забудутся, не растворятся в памяти, будут очевидны. Привычные грехи тоже непременно надо записывать – в их конкретных проявлениях за этот день.

2. Осознать

Коллаж. С чем идти на исповедь, если ты давно в Церкви?

Когда сформируется список за несколько дней, его надо проанализировать. Из списка будет видна повторяемость, актуальность того или иного греха. На каждом пункте надо остановиться мыслью, обдумать, и это непременно даст результат – «количество перейдет в качество». С теми же привычными грехами будет яснее динамика: стою ли на месте? Шаг вперед и два шага назад? Насколько это омрачает мою жизнь? Не связаны ли между собой эти привычные грехи и новые ошибки? Что в тот или иной раз мешало мне сопротивляться этим привычным грехам?

3. Сокрушиться

Сокрушение, собственно, и есть покаяние как таинство – то есть действие Духа Святого в человеке. Позже, на исповеди, священник выступает как «только свидетель» (как и говорится в молитве) того, что человек не солгал перед Богом, а искренне покаялся.

Я сталкивалась с категоричной установкой, что без слез покаяние не действенно. Но у всех нас бывают периоды душевного опустошения, бывают целые годы, когда человек не может уронить ни одной слезы, когда он сам страдает от своей эмоциональной тупости и пустоты – и в такие периоды никак не меньше нуждается в таинствах, чем в пору душевного богатства.

Но разум-то остается с нами! Мы знаем, как неправда разрушает нашу жизнь, – а рассматривая наши падения «за отчетный период», мы еще и понимаем это более конкретно и адресно. И думать при этом стоит не столько о самих грехах, сколько об отрыве от Бога, к которому они приводят. Ужаснуться этому отрыву в состоянии и разум. И еще важно рассматривать всякий грех как нечто совершенно чуждое своей природе – как то, что отрывает нас от нашей подлинности. Когда мы понимаем, что «так жить нельзя!» – это то самое сокрушение, даже если нет слез.

Разуму, честному сознанию Бог непременно ответит, подав искру благодати душевного отклика. Это будет то, о чем сказано в одной из молитв ко святому причащению: «Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая».

4. Пойти на исповедь

С чем же идти на исповедь? С выловленными грехами, конечно! А вот в каком виде их нести – это вопрос. Иногда это зависит от требований и пожеланий священника, знающего вас. Помню, в одном храме к духовнику все его чада подходили с тонкими школьными тетрадками, где подробно записывали свои грехи, а после разрешительной молитвы священник запись зачеркивал, а летопись продолжалась к следующей исповеди.

Многие подносят бумажки с перечнями грехов. Я всегда старалась сократить свои перечни до самого минимума, до коренных узлов, поэтому они у меня умещались просто в голове, но иногда все равно нужна шпаргалка, потому что та же сила, что препятствует зрению грехов, вызывает внезапную забывчивость на исповеди.

Сам момент сокрушения может и повториться и даже усилиться в очереди к священнику или у исповедного аналоя, а может и не повториться: он уже пережит, и покаяние состоялось.

Краткость, формализация (если священник не потребует развертки – но и к ней надо быть готовым), видимая «стандартность» перечня, повторяемость его – совершенно не показатель подлинности или неподлинности покаяния. Если внутренняя работа произошла, если сокрушение сердечное было – над поступком или над тенью помысла, в данном случае неважно, – таинство свершается. И чем меньше у нас сомнений по поводу «как это выглядит» – тем вернее.

5. Приступить к святому причащению

Далее мы принимаем смиренно всё, чем ответит на покаяние священник. Обычно это все-таки благословение причащаться.

Вопреки осторожным (и неосторожным) рекомендациям оторвать таинство покаяния от таинства причащения, по примеру греческой и других православных церквей, связь этих таинств в русском церковном обычае глубоко обусловлена: ведь покаяние является лейтмотивом всего Правила ко святому причащению, всех предпричастных молитв, и уже перед самой чашей звучат слова о причастнике как о первом из грешников. «Лобзание дать яко Иуда» – это как раз прийти к чаше, к соединению со Христом без пережитого покаяния.

Не превращать великое таинство покаяния в вынужденную «предпричастную подготовку» зависит только от нас самих. А причащение после исповеди необходимо (если не наложена епитимия), потому что главное, что мы исповедали, сводится к словам: «Без Тебя я не справлюсь, и без Тебя я жить не могу и не хочу!».

6. Жить с Богом дальше!

То, что происходит после причащения, завершает один покаянный цикл и начинает следующий. Целуя крест и Евангелие в конце исповеди, мы обещали Богу исправление. Мы верим, что получили благодать для него, но одновременно – благословение на труд. Работа покаяния показала, в какую сторону идти, пусть даже и падая. «Любимые» однообразные страсти и грехи (как, например, у меня осуждение, лень, расслабление, уныние, тупое тщеславие и много что еще) никуда не пропадут, они будут портить мою жизнь и в дальнейшем. Они как сорняки, которые надо выпалывать постоянно: без прополки так разрастутся, что себя не узнаешь. Ну что же, «будь готов! – всегда готов!». С Божьей помощью!

Елена Тростникова – постоянный автор портала «Милосердие.ru»

Писатель, редактор, эксперт издательского совета РПЦ, рецензент книг, представляемых для разрешения к печати от лица Церкви. Дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера».
Автор и составитель популярных книг о вере и Церкви для детей и взрослых: «Апостол и евангелист Иоанн Богослов», «Молитвы для самых маленьких», «Как научиться понимать молитвы», «Первые шаги в православном храме» и других.
Окончила МГУ со специальностью филолог-русист. Трое детей, трое внуков.

Иллюстрации Оксаны РОМАНОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version