Почти 40 лет я пытаюсь постичь, поймать «правильное», подлинное, настоящее покаяние – а всё в очереди к исповеди нет-нет да и покажется, будто все, кроме меня, каяться умеют, одна я такая… ненастоящая.
Почему же я, троечница в науке покаяния, беру на себя смелость давать советы другим? Потому что я наверняка не одна такая. Множество глубочайших слов о покаянии сказаны и написаны людьми, которые уже превзошли эту науку, это искусство, в которых совершилась и совершается желанная перемена ума, не достигнутая такими, как я. Эти люди находятся на совсем другой ступени, чем я и многие из нас, и уже не помнят, как им не давалось покаяние. Они уже другие.
Поэтому рискну очертить ту заросшую терниями тропинку, по которой надеюсь потихоньку выходить из дебрей неведения к свету правды Божией о себе. Безусловно, не каждому мои рекомендации «снизу» подойдут, но кому-то, надеюсь, помогут.
В таинстве покаяния я выделяю шесть этапов:
– увидеть свои неправды и неправильности;
– осознать их, по возможности – в их связи и взаимодействии;
– сокрушиться о них всерьез, нелицемерно (раскаяться);
– пойти с этим на исповедь;
– после разрешительной молитвы священника получить благословение и, когда удастся, – причащаться (это отдельное таинство, конечно, но важно сказать об их связи);
– работать дальше.
Все эти шесть пунктов неотъемлемы и важны. А теперь о каждом из них подробнее.
1. Увидеть свои грехи
Чужие грехи видеть – камушки с колокольни бросать, свои искать – камни на колокольню тягать. Это трудно. А главное – привычки нет.
Точнее, зрения не хватает. Привычка-то может и быть: ухватил когда-то что-то – «курю, выпиваю», «огрызаюсь на ближних», «ленюсь молиться», «Евангелие не читаю», «блудные помыслы» – да мало ли что, у каждого свое (и у всех, в сущности, достаточно стандартное) – а потом таскаешься с этим с исповеди на исповедь: «не могу бросить курить/пить», «опять на людей кидаюсь», «совсем забросила молитву»… и так далее. Привычный круг грехов, вообще сплошная привычка – и никакой тебе метанойи – перемены ума.
Очень важно видеть реальные грехи, а не надуманные, высосанные из пальца и предназначенные именно к тому, чтобы заслонить реальные. Как в истории старца Паисия Святогорца про женщину, которая, рыдая, каялась, что убила муху, в то время как ее совершенно не занимали ни сделанные аборты, ни прелюбодеяния. Наши грехи по отношению к Богу реальны, но мы их редко ощущаем и осознаем по-настоящему. Поэтому концентрироваться надо на нашем отношении к ближним: это евангельский принцип. Критерий Страшного Суда – именно отношение к ближнему, и любой грех против ближнего является в собственном отношении грехом. Только изменив отношение к ближнему, мы сможем жить со Христом.
Настоящие, реальные грехи, помимо тех, что ярко и мучительно осознаны сразу по совершении их, условно можно разделить на привычные и безотчетные.
Безотчетность поступков и мыслей – беда, отделяющая нас от святости. Как же эти мелкие гадости перевести из безотчетности в подотчетность, в свет правды Божией?
Классические пособия к исповеди – по заповедям, по евангельским блаженствам, нетленный «Опыт построения исповеди» о. Иоанна Крестьянкина – направлены на то, чтобы мы смогли отловить в себе именно привычные, незамечаемые страсти, с которыми мы жизненно срослись. Но спустя некоторое время это перестает работать…
Здесь очень помогает рекомендация, связанная с молитвенным правилом: утром надо обозреть предстоящий день и возможные его трудности, а вечером, перед сном, – вспомнить прегрешения и промахи этого дня и испросить у Бога прощение – принести «малое покаяние». Соответствующая молитва входит в корпус молитв на сон грядущим, но она легко превращается в формальный, навязанный перечень грехов. Но если попытаться придерживаться этого правила неформально, не в составе молитвы, а в качестве обязательного вечернего труда над собой (посвящать ему хотя бы минуту, если ну никак больше не получилось!), – то мы добьемся многого.
Нужно вечером спросить себя, что сделано на протяжении дня плохого? Что хорошее можно и нужно было сделать и не сделано? И что сделано, но сделано плохо (сюда относятся и «добрые дела», но со страстными помыслами – с раздражением или неприязнью и т. п.)? Этот простой вопросник помогает, надо только сосредоточиться. Конечно, сперва в какой-то из этих пунктов сможешь поставить только вопросительный знак, но если честно стараться – откроется то, что не заметил бы без такого специального внимания.
А подготовкой к исповеди будет записать это. Иначе забудется – просто оттого, что память сопротивляется покаянию. Если записывать каждый вечер, то постепенно сфокусируется духовное зрение на события дня, а зафиксированные на бумаге постоянные промахи не забудутся, не растворятся в памяти, будут очевидны. Привычные грехи тоже непременно надо записывать – в их конкретных проявлениях за этот день.
2. Осознать
Когда сформируется список за несколько дней, его надо проанализировать. Из списка будет видна повторяемость, актуальность того или иного греха. На каждом пункте надо остановиться мыслью, обдумать, и это непременно даст результат – «количество перейдет в качество». С теми же привычными грехами будет яснее динамика: стою ли на месте? Шаг вперед и два шага назад? Насколько это омрачает мою жизнь? Не связаны ли между собой эти привычные грехи и новые ошибки? Что в тот или иной раз мешало мне сопротивляться этим привычным грехам?
3. Сокрушиться
Сокрушение, собственно, и есть покаяние как таинство – то есть действие Духа Святого в человеке. Позже, на исповеди, священник выступает как «только свидетель» (как и говорится в молитве) того, что человек не солгал перед Богом, а искренне покаялся.
Я сталкивалась с категоричной установкой, что без слез покаяние не действенно. Но у всех нас бывают периоды душевного опустошения, бывают целые годы, когда человек не может уронить ни одной слезы, когда он сам страдает от своей эмоциональной тупости и пустоты – и в такие периоды никак не меньше нуждается в таинствах, чем в пору душевного богатства.
Но разум-то остается с нами! Мы знаем, как неправда разрушает нашу жизнь, – а рассматривая наши падения «за отчетный период», мы еще и понимаем это более конкретно и адресно. И думать при этом стоит не столько о самих грехах, сколько об отрыве от Бога, к которому они приводят. Ужаснуться этому отрыву в состоянии и разум. И еще важно рассматривать всякий грех как нечто совершенно чуждое своей природе – как то, что отрывает нас от нашей подлинности. Когда мы понимаем, что «так жить нельзя!» – это то самое сокрушение, даже если нет слез.
Разуму, честному сознанию Бог непременно ответит, подав искру благодати душевного отклика. Это будет то, о чем сказано в одной из молитв ко святому причащению: «Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая».
4. Пойти на исповедь
С чем же идти на исповедь? С выловленными грехами, конечно! А вот в каком виде их нести – это вопрос. Иногда это зависит от требований и пожеланий священника, знающего вас. Помню, в одном храме к духовнику все его чада подходили с тонкими школьными тетрадками, где подробно записывали свои грехи, а после разрешительной молитвы священник запись зачеркивал, а летопись продолжалась к следующей исповеди.
Многие подносят бумажки с перечнями грехов. Я всегда старалась сократить свои перечни до самого минимума, до коренных узлов, поэтому они у меня умещались просто в голове, но иногда все равно нужна шпаргалка, потому что та же сила, что препятствует зрению грехов, вызывает внезапную забывчивость на исповеди.
Сам момент сокрушения может и повториться и даже усилиться в очереди к священнику или у исповедного аналоя, а может и не повториться: он уже пережит, и покаяние состоялось.
Краткость, формализация (если священник не потребует развертки – но и к ней надо быть готовым), видимая «стандартность» перечня, повторяемость его – совершенно не показатель подлинности или неподлинности покаяния. Если внутренняя работа произошла, если сокрушение сердечное было – над поступком или над тенью помысла, в данном случае неважно, – таинство свершается. И чем меньше у нас сомнений по поводу «как это выглядит» – тем вернее.
5. Приступить к святому причащению
Далее мы принимаем смиренно всё, чем ответит на покаяние священник. Обычно это все-таки благословение причащаться.
Вопреки осторожным (и неосторожным) рекомендациям оторвать таинство покаяния от таинства причащения, по примеру греческой и других православных церквей, связь этих таинств в русском церковном обычае глубоко обусловлена: ведь покаяние является лейтмотивом всего Правила ко святому причащению, всех предпричастных молитв, и уже перед самой чашей звучат слова о причастнике как о первом из грешников. «Лобзание дать яко Иуда» – это как раз прийти к чаше, к соединению со Христом без пережитого покаяния.
Не превращать великое таинство покаяния в вынужденную «предпричастную подготовку» зависит только от нас самих. А причащение после исповеди необходимо (если не наложена епитимия), потому что главное, что мы исповедали, сводится к словам: «Без Тебя я не справлюсь, и без Тебя я жить не могу и не хочу!».
6. Жить с Богом дальше!
То, что происходит после причащения, завершает один покаянный цикл и начинает следующий. Целуя крест и Евангелие в конце исповеди, мы обещали Богу исправление. Мы верим, что получили благодать для него, но одновременно – благословение на труд. Работа покаяния показала, в какую сторону идти, пусть даже и падая. «Любимые» однообразные страсти и грехи (как, например, у меня осуждение, лень, расслабление, уныние, тупое тщеславие и много что еще) никуда не пропадут, они будут портить мою жизнь и в дальнейшем. Они как сорняки, которые надо выпалывать постоянно: без прополки так разрастутся, что себя не узнаешь. Ну что же, «будь готов! – всегда готов!». С Божьей помощью!
Писатель, редактор, эксперт издательского совета РПЦ, рецензент книг, представляемых для разрешения к печати от лица Церкви. Дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера».
Автор и составитель популярных книг о вере и Церкви для детей и взрослых: «Апостол и евангелист Иоанн Богослов», «Молитвы для самых маленьких», «Как научиться понимать молитвы», «Первые шаги в православном храме» и других.
Окончила МГУ со специальностью филолог-русист. Трое детей, трое внуков.
Иллюстрации Оксаны РОМАНОВОЙ