Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

С Богом преодолевается все

Сложны отношения с медперсоналом, который не готов к помощи с нашей стороны. Первое время младший персонал на нас реагировал воинственно. Им казалось странным, почему люди пришли помогать просто так, без денег. А больные первое время мне целовали руки. И это можно объяснить – какое-то время своей болезни они были лишены человеческого тепла. И тогда понимаешь, насколько это нужно, несмотря на то, что тяжело

Марианна Никонорова – сестра милосердия Братства Св. Анастасии Узорешительницы, координатор Санкт-Петербургских епархиальных курсов сестер милосердия. Она отзывчивый, умный и жизнерадостный человек. Профессиональная медсестра с двумя высшими образованиями, медицинским и богословским. В течение десяти лет она ухаживает за тяжелобольными людьми. Вместе с ней работает и ее отец, который, видя увлеченность дочери, сам закончил медицинские курсы и сейчас является братом милосердия. Теперь они вместе служат Богу как сестра и брат.
Помогают ли Марианне в этом непростом труде те книжные знания, которые были получены в Институте Богословия и философии? Что самое важное в деле сестринского ухода?

– Марианна, когда стали возрождаться сестричества в Петербурге?
– В начале 90-х годов. Самое первое и крупное в нашем городе – сестричество св. Татианы, его окормляет врач, председатель общества православных врачей о.Сергий Филимонов. Сейчас здесь 109 сестер. Есть Покровская община, которую окормляет о. Иаков Амбарцумов, затем сестричество св. Елисаветы в Лахте, которое окормляет о. Георгий Артемьев, сестричество св. Елисаветы и Варвары при больнице №5, которое возглавляет о. Игорь Гноевой и небольшое сестричество Святых царственных мучеников при НИИ онкологии в пос.Песочное. Этому сестричеству больше 9 лет, его окормляет о. Игорь Филин.
Наше сестричество св. Анастасии Узорешительницы сложилось из братства. Мы помогаем городской больнице №8 в отделении сестринского ухода.

Кто они, сестры милосердия?
– В Древней Руси всегда были люди, которые помогали больным, нуждающимся. Эта традиция идет из монастырей, в которых обустраивались лазареты. Всегда было служение Марфы и Марии. Помощь Марфы – помощь медицинскими делами. Помощь Марии – когда несли слово Божие, помогали найти душевное равновесие, мир, веру. Поэтому сестры милосердия – те, кто соединяет в себе служение Марфы и Марии.

Существует ли устав для сестер милосердия?
– Дореволюционная история служения сестры милосердия очень богата. Самые первые общины, конечно, имели свой устав. Фундамент служения заложила Марфо-Мариинская обитель. Акцент, естественно, был сделан на духовном служении. Силу и веру, которую человек приобрел в церкви, он нес людям в приходы, в больницы, на дом. По уставу, конечно, соблюдается иерархия, должен быть священник, духовник. Важно, чтобы были духовные силы на такое служение, чтобы не было перекосов в духовную сторону в тех случаях, когда необходима физическая помощь. Но чтобы сестра имела и духовные силы, помогая физически. Поэтому должен быть в сестричестве духовник, который знает внутренние проблемы сестер, учитывает обстоятельства, умело руководит сестрами.

– Изменилось ли сетринское служение после советского периода?
– Конечно. Сейчас большая часть сестричеств занимается исключительно духовным окормлением. Раньше сестра милосердия была и медицинской сестрой. Но сейчас, в связи с тем, что появились профессиональные врачи, консультанты, медицина выросла, родились новые технологии, то ушла та необходимость в медицинской помощи, которая существовала до революции. Правда, многим больницам требуется младший медицинский персонал, и сестра, которая приходит в палату, не зная азов, может наделать много грубых ошибок. Поэтому лучше, чтобы у нее была медицинская база.

– В чем заключается ваша работа как старшей медсестры?
– У нас сестры работают на двух отделениях. Утром – перестилка больных, помывка, обработка пролежней, вынос суден, неквалифицированная работа младшей медицинской сестры. Так как больных много и 80% из них лежачие, то медперсонал не успевает их ни накормить, ни обслужить, и мы помогаем.
Моя задача – координировать работу. Мы стараемся составить такой график, чтобы каждая сестра знала свой день. У нас есть договор с больницей, где мы обговорили наши обязанности. По возможности мы жертвуем белье, ветошь, предметы ухода и медоборудования. Также мы приготавливаем все, что нужно для литургии. Я еще являюсь требной сестрой – это сестра, которая ходит по отделению и узнает, есть ли желающие исповедываться, причаститься. Я узнаю у них, насколько они понимают, что такое исповедь, причастие, если нужно, то рассказываю им об этом. Затем мы с батюшкой обходим этих больных, он их причащает.

– Помогаете ли вы одиноким больным на дому?
– У нас есть патронажные сестры, которые имеют медицинское образование, они закончили епархиальные курсы сестер милосердия при медицинском училище. Те, кто имеет опыт, служат на дому. Но их не так много. Я знаю, что в других сестричествах патронажных сестер больше. К нам очень много обращений, поэтому мы будем развивать патронажное служение.

– Марианна, вы – координатор епархиальных курсов сестер милосердия, о которых только что упомянули. В чем их суть?
– Это медицинские курсы, организованные при Мариинской больнице в Петербурге. Они существуют более восьми лет. Окормляет эти курсы председатель отдела по благотворительности протоиерей Александр Степанов. Мы заинтересованы в тех сестрах, которые уже знают, что такое служение, и хотят свою жизнь связать с помощью больным. Так как наша медицина имеет свои законы, правила, которые мы не можем нарушать, то сестры должны пройти минимальный курс обучения, знать азы медицины. Этот курс рассчитан на тех, кто не имеет медицинского образования, но трудится в одном из сестричеств. В течение шести месяцев они проходят базовое обучение. Дисциплины: фармакология, анатомия, основы сестринского дела, медицинская психология, паллиативная помощь и правовые аспекты социальной помощи. Сестра милосердия должна знать все. Читается теоретический курс в течение 548 часов, потом сестры идут на практику в течение 72 часов. Еще у нас вводится курс по истории благотворительности. Все это бесплатно.
Для того, чтобы поступить на курсы, нужно пройти собеседование. Приоритет людям воцерковленным, которые уже трудились на этом поприще. Набираем ежегодно по 25 человек. Нужна рекомендация от священника. Отбор производится на конкурсной основе. Занятия три раза в неделю во второй половине дня. Обычно молодые сестры после курсов поступают в медицинское училище.

– Уместно ли, на ваш взгляд, говорить не просто о медицине, а именно о православной медицине?
– Это непростой вопрос. Вот пример. У нас есть епархиальная больница Ксении Блаженной. Обычно туда направляются от приходов. Там атмосфера для верующих людей благоприятная. В палатах лежат верующие люди, и никому не претит, если сестра придет на вечернее правило, или почитает акафист, или масло принесет. А когда мы трудимся на отделениях в обычной государственной больнице, то мы не имеем права это делать, потому что рядом лежат больные, которые могут быть мусульманами, иудеями. Вот в каком смысле уместно говорить о православной медицине.

– Что приходится преодолевать сестре милосердия?
– Сложны отношения с медперсоналом, который не готов к помощи с нашей стороны. Первое время младший персонал на нас реагировал воинственно. Им казалось странным, почему люди пришли помогать просто так, без денег.

– Вы с радостью готовы помогать больному. Но это происходит из года в год, уже на протяжении десяти лет. Это означает, что вы каждый день с болью. Можно ли привыкнуть к чужой боли?
– В отделении сестринского ухода люди часто умирают. Конечно, к смерти привыкнуть невозможно. Даже если есть профессиональный подход. Чужую боль нужно воспринимать по-христиански. Без помощи Божией помогать больным невозможно. И если человек неверующий, то надолго его не хватит. Когда помогаешь с радостью, Господь еще больше дает радости и утешения. Первое время больные мне целовали руки. И это можно объяснить – какое-то время своей болезни они были лишены человеческого тепла. И тогда понимаешь, насколько это нужно, несмотря на то, что тяжело. После служения, уставшая, думаешь, что день прожит не зря, что ты нужна. Потому что если ты видишь, что приносишь радость, то она вдвойне радость. С Богом преодолевается все.

– Марианна, вы в некотором роде уникальная сестра милосердия, потому что у вас есть и медицинское, и богословское образование. Вы закончили Сангиг (Санкт-Петербургская государственная медицинская академия – ред.) и Институт Богословия и философии. На протяжении десяти лет вы находитесь в структуре сестер милосердия. Имея такую образовательную базу, не тесно, не узко ли работать обычной медсестрой?
– В целом это приносит духовное удовлетворение, когда ухаживаешь за больными – это ни с чем не сравнимо, ни с какими философскими трактатами. Я чувствую, что это мое призвание, и от этого сложно отказаться. Образование помогает изнутри поднять и себя, и сестер в различных ситуациях. Образование – это большая помощь в работе.

– Успеваете ли вы читать богословские книги? Помогает ли богословское знание?
– Очень редко. Но уже полученное знание не напрасно. Хотя именно в служении появляются другие механизмы. Правда познается в практике. А книжное знание помогает понимать некоторые вещи на другом, более глубоком, богословском уровне, который тоже важен.

Беседовала Жанна СИЗОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?