Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Руками трогать обязательно!»

Каковы мировые практики музейной работы со слабовидящими и незрячими? Как дело обстоит у нас? Обзор выставок и музейных экспозиций для незрячих людей

В тактильном музее Anteros в Болонье знаменитые картины итальянского Ренессанса выполнены в виде рельефных гипсовых копий

Сегодня, 6 июля, фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» представляет на Московском фестивале садов и цветов Moscow Flower Show модель тактильного сада для слепоглухих и незрячих людей.

Это интересный проект и хорошее начинание. Мы уже писали о выставочном проекте «Язык скульптуры по Брайлю» в Государственной Третьяковской галерее. Теперь решили рассказать вам, какие еще есть в России и Москве музеи и выставки, где для слабовидящих людей подготовлена комфортная экспозиция, и какие музеи могут считаться поистине доступными.

По данным экспертов, в больших городах (Москва, Петербург, Екатеринбург) сегодня проживает от 150 до 800 слабовидящих и слепых школьников, а соответствующими музейными программами  охватывается от 20 до 60 человек. До последнего десятилетия слабовидящие и слепые дети оказывались в музее случайно. Либо  – стараниями своих учителей и энтузиастов с вузовских кафедр коррекционной педагогики.

Опыт саратовского музея: приходите, чтобы рисовать!

Приходите в Саратовский музей! Фото с сайта saratov.revizor.com

— Первый раз группа слабовидящих детей попала в наш Саратовский музей изобразительных искусств им. Радищева  в 2001 году, — рассказывает Галина Борисовна Гусева. – Одна из преподавателей кафедры коррекционной педагогики Саратовского государственного педагогического университета привела к нам в музей эту группу. Я показала им здание, рассказала о картинах. Им понравилось, и они захотели прийти еще раз. Теперь мы «смотрели» пальчиками скульптуру, посуду, мебель,  старинные рамы картин. Так началось наше сотрудничество».

…Галина Гусева, методист первой категории Центра музейной педагогики Саратовского музея изобразительных искусств им. Радищева,- слабовидящая. Ей лучше других известно и то, с какими трудностями эти дети  сталкиваются во время осмотра экспозиции художественного музея, и то, как нужны таким детям эти художественные впечатления. Сегодня в Саратовском музее изобразительных искусств она реализует особый проект — учит незрячих детей рисовать. С 2011 года они создают удивительные композиции, рисуя пальцами на стекле. Многие художественные музеи России пользуются ее книгой о том, как обучать рисованию слабовидящих детей. Причем, среди учеников Галины Борисовны – два совершенно слепых ребенка.

Галина Гусева с детьми на занятии в музее

Саратовский музей изобразительных искусств им. Радищева выделил для занятий с детьми особый дидактический фонд: в него входят предметы из керамики, деревянная скульптура, авторские куклы в исторических костюмах. Со всеми этими вещами дети могут познакомиться, взяв их в руки и ощупав. Музейные педагоги, охотно пользуются возможностью провести такое занятие и со зрячими детьми: ведь взять в руки какую-нибудь старинную фарфоровую чашку – это настоящее приключение для любого ребенка!.

Москва: где можно потрогать мех белого медведя

В зале Дарвиновского музея: увидеть лошадь Фото с сайта darwinmuseum.ru

Государственый Дарвиновский музей

В музеях естественнонаучного направления перспективными считают программы для слабовидящих, рассчитанные на осязание. Например, мягкие этикетки в зале зоогеографии Государственного Дарвиновского музея снабжены образцами — кусочками шерсти белого медведя и тюленя, изображениями этих животных, и надписью «Можно погладить».

Осмотрев наощупь скульптуры животных в Дарвиновском музее, слабовидящие посетители могут погладить образцы их меха. Это, впрочем, доставляет огромное удовольствие и зрячим посетителям всех возрастов.

Московский зоопарк

Особый случай – выставка живых экспонатов Московского зоопарка. В контактных зоопарках и на некоторых специализированных выставках  слабовидящие дети могут гладить животных, брать в руки живых насекомых, трогать жуков и бабочек.

Центральный музей вооруженных сил

Можно интересно провести время в Центральном музее вооруженных сил (Москва), где посетителям дают подержать разные виды оружия времен Великой отечественной войны. Но, разумеется, о своем визите надо предупредить заранее.

Российская Государственная библиотека для слепых

При Российской Государственной библиотеке для слепых много лет активно работает музей, посвященный истории искусства и архитектуры. Его основные экспонаты — макеты.

Многие музеи (как Центральный музей Великой отечественной войны (Москва) давно создали аудиогиды для слабовидящих, которые можно получить в экскурсионных бюро. Интересно, что большинство этих гидов разрабатывались поначалу для экскурсионных групп, но ими охотно пользуются именно одиночные посетители.

Специальные программы для незрячих детей созданы  в Государственном историческом музее, Музее истории городского освещения «Огни Москвы».

Россия: «Руками трогать обязательно!»

«Танаис»: здесь есть что потрогать руками! Фото с сайта livemaster.ru

Музей-заповедник «Танаис»

Если вы хотите доставить радость слабовидящему ребенку – сводите его в археологический музей. Сегодня там создают специальные программы для детей с особенностями здоровья.

Много интересного можно изучить руками в музее-заповеднике «Танаис» (Мясниковский район Ростовской области). Заповедник открыт в 1961 г. на месте античного городища Танаис, когда-то процветавшего в дельте Дона. Здесь есть что потрогать руками: шестнадцать с половиной тысяч древних амфор, античные мраморные плиты с надписями, древние каменные изваяния. Под руководством музейного педагога дети получают возможность приобщаться со старинной керамикой, попробовать на ощупи настоящие античные амфоры, научиться лепить посуду из глины.

Литературные музеи

Дом-музей Короленко в Джанхоте. Фото с сайта s-kub.ru

В некоторых литературных музеях разрешено брать в руки и ощупывать экспонаты. Это можно делать в «Доме семьи Короленко» в поселке Джанхот недалеко от Геленджика, где бывал писатель В.Г. Короленко,

и в литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Петербург).

Самарский областной историко-краеведческий музей

А Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина провел выставку, которая так и называлась: «Руками трогать обязательно!». На ней были представлены макеты, отражающие эволюцию человеческого жилища.

О доступности

Где пуленепробиваемое стекло? Любителям искусства позволено касаться Моны Лизы — по крайней мере, ее точной копии — в Музее Прадо в Мадриде Фото с сайта dailymail.co.uk

Во времена экономических и политических кризисов доступ к культурному наследию помогает сохранить  сплоченность общества. Так говорится в рекомендациях Международной федерации советов по искусству и министерств культуры (International Federation of Arts Councils and Culture Agencies), объединяющей культурные ведомства из 72 стран. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9 место в списке 133 стран мира по числу культурных объектов. Но эксперты считают, что наш замечательный потенциал используется не более чем на 20%. Почти 70% населения России в течение года ни разу не посещали музей. Отстаем мы от других стран и по доступности музеев для различных социальных групп.

Почему? Потому, что эта форма проведения досуга для них  недоступна?

Что такое доступность музея?

Эксперты выделяют несколько видов доступности музеев:

  • пространственную (доступ к музейному зданию и комфортная среда внутри)
  • экономическую (цены на билеты)
  • доступность образовательных возможностей (специальные программы, рассчитанные на разный образовательный уровень посетителей и на разные возможности здоровья)

По доступности музеев для людей с разными возможностями здоровья Россия пока  проигрывает.

Будьте добры!..

Эксперты подчеркивают, что важная составляющая доступности музея – это социально-психологическая компонента. То есть — отношение к посетителям со стороны персонала.

Если в музее к людям с особенностями здоровья относятся невежливо – его следует переместить в категорию «недоступных».

«Недоступность экспозиции для людей с особенностями здоровья — это не единственная проблема в музеях: очень важно само  отношение к нам, — говорил мне Анатолий Смыслов, председатель Санкт-Петербургской общественной организации молодых инвалидов «Взлет». — Например некоторые дворцы в окрестностях Петербурга по-прежнему очень неудобны для инвалидов, но отношение смотрителей музея — хорошее, и у всех остаются добрые воспоминания.

В Екатерининском дворце в Пушкине очень доброжелательное отношение сотрудников к инвалидам, поэтому туда очень часто ездят наши группы. Но есть и другие петербургские музеи. Даже если они, по  официальному рейтингу РИА «Новости» (в рамках проекта «Социальный навигатор» по доступности музеев  Москвы и Санкт-Петербурга для людей с ограниченными возможностями) считаются доступными, отношение смотрителей к людям с ограниченными возможностями там плохое, и это подтверждалось неоднократно».

Не кладите номерок на прилавок гардероба

Даже такая мелочь, как номерок в гардеробе определяет степень доступности музея Фото с сайта lazer-art.ru

В Москве  методическим центром социокультурной реабилитации инвалидов является государственный Дарвиновский музей. Уже в 20-е годы  XX века здесь проводились экскурсии для людей с особенностями здоровья. Музей сотрудничает с различными коррекционными школами: по договору с Департаментом социальной защиты готовит для них выставки, привозит детей  на бесплатные экскурсии. Государственный Дарвиновский музей обучает персонал музеев навыкам обслуживания посетителей с ограниченными возможностями.

Из методического пособия по обслуживанию людей с особыми возможностями здоровья:

  • «Обратите внимание, что все специальные приемы, направленные на организацию музейного обслуживания инвалидов, оказываются нужны для всех посетителей музея (пандус нужен пожилым и детям, низкий прилавок в кафе – детям). Заботясь об инвалидах, мы заботимся о себе».
  • В составе экскурсоводов музея следует определить группу, которая должна специализироваться на обслуживании экскурсантов-инвалидов. Остальные сотрудники музея также должны уметь оказать помощь.
  •  Следует принять во внимание, что инвалиды всех категорий во время нахождения в пути до музея испытывают сильную психологическую нагрузку и могут быть возбуждены.
  • В гардеробе номерок нельзя класть на прилавок, лучше вложить в руку такому посетителю
  • При встрече сотрудник музея называет себя и первым протягивает руку (если у посетителя нет правой руки, можно пожать левую)
  • Техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки, на предмет и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по осматриваемому предмету, желательно его не торопить… Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов. У многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте»

Мир: Эпоха возрождения в 3D

В залах института им. Франческо Каваццы в Болонье

На сайтах крупнейших музеев мира давно стали привычными  разделы с перечнем услуг, которыми могут воспользоваться в музее люди с особыми возможностями. Программы, разрабатываемые Департаментами музейной педагогики, предназначены для всех возрастов: от детей с расстройствами аутистического спектра до   посетителей старшего возраста, страдающих деменцией и болезнью Альцгеймера (сегодня для музейщиков всего мира особо важной и перспективной считается именно социальная группа пожилых людей). Крупнейшие художественные музеи мира выдают посетителям поэтажный план музея и некоторые буклеты к выставкам с использованием шрифта Брайля.

Уже давно можно «посмотреть» экспонаты руками в Лувре, в музеях Германии, Великобритании и США. Для этого художественные музеи открывают особые тактильные галереи, в которых произведения искусства можно ощупать. Некоторые психологи советуют начинать приобщать детей к миру прекрасного именно через осязание. Экспонаты тактильной галереи Элизабет Морс Чикагского института искусств (США) представляют собой скульптурные бюсты разных эпох, покрытые защитным слоем воска. Для посетителей тактильной галереи есть обязательное условие: снять кольца, часы и браслеты.

Чикагский институт искусств разработал технологию перевода живописи в рельефы из пластика. (3D printed replicas). Благодаря ей знаменитые картины превращаются в барельефы.  

Очаровательные «Сестры» Огюста Ренуара, распечатанные на 3D принтере, в своем тактильном варианте представляют собой рельефную доску красного цвета, которую ощупывают пальцами.

Опытные преподователи учат незрячих людей видеть все смыслы знаменитых шедевров Возрождения

В 1999 году в итальянском Институте реабилитации слепых им. Франческо Каваццы (Болонья) при содружестве педагогов и художников был создан тактильный музей Anteros, предлагающий посетителям 40 знаменитых картин итальянского Ренессанса, выполненных в форме рельефных гипсовых копий. Опытные педагоги учат посетителей «читать» картину руками, постепенно раскрывая все ее смыслы – от геометрического построения в пространстве до самых сложных  иконографических деталей. Слабовидящие посетители музея Anteros получают подготовку, дающую им возможность самостоятельно изучать руками рельефы в музеях Италии.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?