Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Рождество в семейном кругу: как устроить праздник

По-настоящему незабываемым событием для ребенка сделает Рождество домашний праздник, на который можно созвать и родственников, и друзей с детьми. Как такой праздник организовать? Своими идеями на этот счет делятся опытные родители и педагоги

Рождественские подарки. Остин Бриггс, 1948. Фото: https://artchive.ru/

По-настоящему незабываемым событием для ребенка сделает Рождество домашний праздник, на который можно созвать и родственников, и друзей с детьми. Как такой праздник организовать? Своими идеями на этот счет делятся опытные родители и педагоги.

Играем домашний концерт

Во многих православных семьях дети параллельно с обычной школой ходят и в музыкальную. Не секрет, что зачастую однообразные, требующие усидчивости и терпения музыкальные занятия довольно быстро становятся детям неинтересны. Ребенок не понимает, какое отношение это имеет к его жизни. Домашние рождественские (и не только) концерты — как раз то, что объяснит ребенку, для чего же он ходит в музыкальную школу, учит сольфеджио, сдает технические зачеты.

Рассказывает Наталья Загребина (филолог, мама четверых детей): «У нас семейный дуэт папы и сына (гитара и флейта) сложился довольно стихийно. Поначалу они просто для себя наигрывали мелодию из фильма «Гостья из будущего», а теперь охотно исполняют этот номер на всех домашних концертах. Разучили еще несколько номеров. Что же касается создания детского ансамбля, то здесь, скорее всего, потребуется участие профессионала. В нашем случае им оказался преподаватель музыки из музыкальной школы, куда ходили мои дети и дети наших друзей. За небольшие деньги этот педагог подобрал и оркестровал произведения, которые бы наши дети смогли исполнять вместе на разных инструментах: скрипке, флейте, виолончели — кто на чем учился играть. Идея оказалась замечательная!

Совместное исполнение детей настолько увлекло, что, когда встал вопрос о том, что нет места для репетиций, они просто умоляли нас сделать так, чтобы их совместное музицирование продолжалось. И конечно же, выход был найден. Сейчас, когда мы организуем домашние рождественские концерты, у нас уже набирается так много номеров, что мы разбиваем их на два отделения. В первом исполняются классические и тематические произведения, во втором мы даем возможность детям сыграть и спеть то, что они хотят. Это могут быть в том числе и современные произведения, например, сейчас наши дети, достигшие подросткового возраста, с удовольствием исполняют песни группы «Кино». Также во второй части мы предлагаем выступить и нашим гостям. Например, на последнем нашем концерте один из пап спел «Шарманщика» Шуберта под аккомпанемент сына. Благодаря регулярно устраиваемым детским концертам взрослые, которые собираются на наши праздники, имеют редкую возможность пообщаться под звуки «живой музыки». Я всегда считала, что заниматься в музыкальной школе имеет смысл, только если ты потом кому-то исполняешь то, чему там научился. А иначе это какой-то непонятный труд для родителей. Не испытывая радости от выступлений, дети заканчивают музыкальную школу — и больше не подходят к инструменту».

Кроме музыкальных номеров в рождественский концерт могут входить и песни. Спеть могут и самые маленькие участники праздника. Как правило, с большим удовольствием они поют дуэтом вместе с мамой. Прекрасный разнообразный детский репертуар предлагает хоровая студия «Веснянка». Также можно воспользоваться рождественскими и детскими песнями из репертуара Александра и Елены Михайловых. Существует немало очень красивых рождественских песнопений на английском и других иностранных языках. Их тоже можно разучить и исполнить — заодно это будет помощь детям и в изучении иностранного языка, и в освоении новых культурных пластов.

Ставим спектакль

Иллюстрации Таши Тудор
Иллюстрации Таши Тудор. Фото: https://artchive.ru/

Хорошо, если в основу спектакля для домашнего рождественского праздника положен принцип максимального количества участников. Желательно подбирать пьесу для постановки такую, чтобы в ней были задействованы все дети, даже те, которые пришли в гости. Потому что для детей значимо именно участие в действии, а не его созерцание. Но в то же время важно, чтобы при большом количестве участников спектакль не потерял своей зрелищности: зрителям тоже должно быть интересно. Поэтому желательно всех участников сразу разделить на две группы: группу главных и «эпизодических» действующих лиц. С первой группой придется собираться на репетиции. А у детей из второй группы должны быть такие роли, которые они могли бы «выучить» непосредственно перед выступлением: в какой момент появиться на сцене и что сделать. К эпизодической роли дети могут и подготовиться заранее. Например, выучить дома роль (слова или песню), которую надо будет воспроизвести на сцене, а уже перед самим выступлением нужно объяснить таким актерам, когда и откуда выходить. Хорошо, когда в домашнем спектакле участвуют и родители, особенно папы. Это придает особый статус сценическому действу.

Безусловно, когда дети маленькие и вы только задумываетесь о том, какую сказку вам ставить, лучше всего начинать с обычного рождественского вертепа. «Наш первый вертеп был очень любительский, мы делали даже не ящик, а обычный кукольный театр с ширмой, — вспоминает Наталья Загребина, — но на малышей он все равно производил неизгладимое впечатление. И даже если они год назад уже видели вертеп, не нужно бояться его повторить. Поскольку это бывает только на Рождество, то каждый раз воспринимается по-новому». Представления на евангельский сюжет могут быть представлены в разных формах: можно рассказать детям этот сюжет, воспользовавшись иллюстрациями из картонной игры-самоделки. А можно и сделать с помощью тканей импровизированную пещеру, в глубине которой поместить вертеп. Дети с удовольствием заберутся «в пещеру», и там можно с ними разучить рождественские колядки. А чтобы сделать это домашней традицией, можно в качестве рождественских подарков вырезать, склеить и подарить друг другу сборники рождественских песен с детскими иллюстрациями.

Вертепом можно начинать рождественское представление, а после него уже показывать любую сказку. Наталья Загребина, которая ставит домашние спектакли уже больше 12 лет, не советует выбирать сказку именно с рождественской тематикой: их не так много и они довольно сложны в постановке. Лучше ставить то, что хорошо знакомо детям (эффект узнавания только усиливает впечатления): «Красную Шапочку», «Репку». Хорошо, когда в пьесе повторяется одно и то же действие, как, например, в стихотворении Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Тогда у актера меньше шансов сбиться, даже если он выучил роль непосредственно перед выступлением. «Были годы, — рассказывает Наталья, — когда по разным обстоятельствам нам не удавалось подготовить общий спектакль. Тогда каждое семейство, которое участвовало в общем празднике, готовило свою сказку. Таким образом, на общем празднике у нас был своеобразный фестиваль домашних театров. Главное, тому, кто будет организовывать такой праздник, не бояться, что что-то не получится так, как задумано, а выйдет экспромтом. Не стоит перегружать детей репетициями. Ведь в таком празднике главное не то, насколько гладко прошел спектакль, а какое настроение он создал. Праздничное театральное настроение легко создают любые формы костюмирования. Многие импровизированные костюмы легко создать с помощью шляп и плащей. Также хорошо включить в спектакль неожиданные спецэффекты вроде снега из аэрозоля, мыльных пузырей, бенгальских огней и т. д. И чтобы все получилось, важно помнить, что наши собственные представления о том, каким должен быть рождественский праздник, никогда не должны перевешивать детской радости от встречи Рождества.

Рождественский дизайн

Новогодние и Рождественские украшения
Фото: freepik

В подготовке к встрече Рождества немаловажную роль играет и праздничное убранство дома. Своими идеями по созданию рождественских украшений делятся педагоги детского культурно-просветительского центра «Кадашевская слобода» Алла Савочкина и Арина Мазурова.

Украшения из дисков. Оригинальные и простые в исполнении рождественские украшения можно сделать из ненужных CD. На блестящей поверхности гуашью рисуются снежинки или зимние узоры. Вместо гуаши можно использовать краски для рисования по стеклу. Затем в отверстие в диске продевается дождик — и праздничная подвеска готова. Можно ею украсить окна, стены, двери и т. д.

Рождественское озеро. Совершенно особую атмосферу праздника создает мерцающий свет свечей, отражающийся с поверхности рождественского озера. Такую забаву делали и в старину: брали медный таз, в нем закрепляли свечи, давая им некоторое время погореть. Затем на дно таза красиво укладывали разные лоскутки, камни, стекляшки, ракушки, чтобы создавалась причудливая картина морского царства. После в таз наливали воду и снова зажигали свечи. Можно для «рождественского озера» сделать и кораблики из ореховых скорлупок, а в них тоже установить маленькие свечки: тогда огоньки будут двигаться по поверхности озера. А можно с «озером» и поиграть: по краям таза разложить фанты со смешными заданиями, пожеланиями или подарками и, пустив по «озеру» кораблики со свечками, наблюдать, к какому фанту какой кораблик пристанет — в зависимости от этого разыгрываются подарки и задания.

Свечи из вощины. Довольно простым по исполнению и в то же время эффектным рождественским подарком может стать свеча из вощины. Для этого в магазинах, торгующих продуктами пчеловодства, приобретается душистый, пахнущий воском и медом лист вощины. Вощина режется на более мелкие листы и раздается детям, которые сворачивают ее трубочкой, предварительно вложив в нее фитилек. Дальше можно придать свечке любую форму, придумать для нее украшение, узор и т. д.

После бала

Слева – «Катя в голубом у елки», З.Е. Серебрякова, 1922 г. Справа – «Новый год», Е.Н. Ткаченко, 1959 г.
Слева – «Катя в голубом у елки», З.Е. Серебрякова, 1922 г. Справа – «Новый год», Е.Н. Ткаченко, 1959 г. Фото: https://arthive.com/

Как завершить семейный праздник, когда уже показан спектакль, проведен концерт, съедено угощение, а гости еще не хотят расходиться? Роль финального аккорда в радостной симфонии рождественских торжеств, как правило, выполняют разные игры и забавы. Прекрасно, если дети могут сами организоваться и пойти на улицу поиграть в снежки. Но бывает и так, что дети конфликтуют, поскольку не могут прийти к компромиссному решению, на этот случай организатору праздника лучше иметь в своем арсенале несколько несложных, но интересных подвижных игр, которые позволят незнакомым детям раскрыть свой характер и легче установить контакт друг с другом.

Желательно, чтобы все игры проходили под присмотром взрослых, поскольку одни дети обычно не могут играть в игру честно, соблюдая правила. Они часто пытаются слукавить, чтобы победить любой ценой, из-за этого возникают споры. Как утверждают педагоги, у большинства современных детей не выработана привычка к игре, поэтому, организовывая во время праздника игры, мы одновременно учим наших детей открытости, взаимовыручке, честности и множеству других полезных качеств.

Еще один вариант завершения рождественского праздника — отправиться всей компанией колядовать. О своем опыте в этом деле нам рассказала Наталья Семенова (медсестра, мама двоих детей). Некоторое время она с мужем и детьми круглый год жила в деревне. А так как в деревне люди обычно знают друг друга, то возникло желание поздравить всех соседей с Рождеством. Собравшись большой компанией детей и взрослых, Наталья и ее гости отправились обходить деревенские дома со звездой, с иконой, украшенной еловыми ветками, и с традиционным бунчуком с ленточками и колокольчиками. Зайдя в дом, «христославы» поздравляли с Рождеством хозяев, пели кондак, Рождественские ирмосы, колядки. В ответ хозяева их щедро угощали. Заходили они колядовать и к незнакомым, и к одиноким людям — и везде в Святые дни встречали теплый прием, который объяснялся не только гостеприимством деревенских людей, но и особым торжественным настроем, свойственным в эти дни очень многим, независимо от возраста, характера и вероисповедания.

Народные игры для праздника

Иллюстрация Л. Пипченко к книге Е. Ракитной «Приключения новогодних игрушек»
Иллюстрация Л. Пипченко к книге Е. Ракитной «Приключения новогодних игрушек». Фото: https://arthive.com/

Игры с веревкой

Для игры необходима веревка длиной около трех метров, связанная в кольцо. Дети берутся руками за веревку и становятся в круг. В центр выходит ведущий. По команде начинается игра. Ведущий пытается осалить игроков по руке, тогда игроки убирают руку, одновременно следя за тем, чтобы не упала у них веревка. Если ведущему удалось осалить игрока за руку, тот убирает руку и продолжает игру с одной рукой. Если же его осалили за вторую руку, то он либо выбывает из игры, либо платит фант, выполняя смешное задание.

Вариант этой игры — на веревке завязать несколько узелков и также с детьми стать в круг, держа перед собой веревку. В круг выходит ведущий. Теперь игроки по команде начинают передвигать по кругу веревку. В какой-то момент ведущий говорит: «Раз, два, три, веревочка замри». Тогда игроки останавливают веревку и пытаются руками закрыть узелки на ней. Задача ведущего угадать, под чьей рукой находится узелок. Если угадывает — тот, кто прятал узелок, становится ведущим, и игра продолжается.

Игры с платком

Дети встают в круг плотно друг к дружке и выбирают водящего, который становится в центр круга. По команде дети начинают по кругу передавать платок за спинами, а ведущий старается угадать, у кого платок. Если угадал, то тот, у кого был платок, становится ведущим. Если ведущий трижды не угадал, то его можно сзади не больно «осалить» платком. И игра начинается заново.

Горелки

Дети становятся в круг, в центре — водящий с ремешком в руках. Игроки начинают движение по кругу, приговаривая: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, гу-гу-гу, убегу!» В это время водящий слегка ударяет по рукам ремнем какую-либо пару из круга и поднимает ремень вверх. Те, на кого пришелся удар, должны побежать в противоположные стороны, оббежать круг и схватить ремень. Тот, кто быстрее подхватит ремень, становится водящим.

Жмурки

Из участников игры выбирается двое водящих: «Барин» с ремешком — ему завязывают глаза — и «Маша». Все остальные становятся в круг, ограничивая пространство для игры. Задача «Барина» — осалить ремешком «Машу», «Маша» должна увернуться от «Барина». Барин периодически спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» отвечает: «Барин, я тут!». Если Барину долго не удается осалить Машу, то участники игры могут сузить пространство, сделав шаг вперед, и продолжить игру.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?