Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ростовский праздник древонасаждения как пример успешной общественной инициативы

«Праздники древонасаждения» имели в России большую историю, но именно ростовский стал примером безусловного «волонтерского» успеха. Почему так получилось? Какое отношение к этому имел композитор Гнесин? Рассказывает писатель, краевед и телеведущий Алексей МИТРОФАНОВ

«Праздники древонасаждения» имели в дореволюционной России большую историю – но именно ростовский стал примером безусловного «волонтерского» успеха. Почему так получилось? Какое отношение к посадкам деревьев имел композитор Гнесин? Как заинтересовать инициативой и власть, и публику? Обо всем этом рассказывает писатель, краевед и телеведущий Алексей МИТРОФАНОВ


Столетний юбилей праздника древонасаждения отметили в Ростове-на-Дону.

Организационная работа в Ростове-на-Дону начиналась обыкновенно. Группа энтузиастов местного общества Садоводов заинтересовалась опытом столичных, санкт-петербургских «праздников древонасаждения», и решила устроить такое же мероприятие в своем городе. Город степной, пыльный, давно шла речь о том, что не хватает садовых и древесных массивов, оградивших бы город со стороны степи. В обсуждениях было кое-что свежее: было решено сделать праздник «молодым», даже детским – привлечь к посадкам учащуюся молодежь.

В 1908 году в городе была создана Комиссия по древонасаждению, которая приняла соответствующий план. В плане было проговорено все «от» и «до», включая идеологическую составляющую праздника: «Насаждение садов, парков, рощ и т. д., в которых принимают участие учащиеся, является культурной мерой; оно приучает подрастающее поколение любить растения, холить их, беречь и в то же время трудиться сообща».

С этим документом энтузиасты обратились в Управу, которая, как не трудно догадаться, ничего против подобного мероприятия не имела. Затем – финансовая часть. Поразительно, но денег из казны вовсе не потребовалось. Для расходов (саженцы, инструменты, питание для участников и пр.) сами же детишки дали благотворительную оперу «Грибной переполох». Сбор составил 908 рублей 50 копеек. Вполне солидная сумма. Впрочем, этими средствами не ограничивались. Многие ростовчане охотно жертвовали на грядущее древонасаждение – кто деньгами, а кто уже приобретенными саженцами.

Праздник назначили на 7 апреля 1910 года. С утра на Таганрогском проспекте перекрыли движение. В 9 часов колонна, предводительствуемая градоначальником, двинулась в сторону городской окраины. Над колонной развивались лозунги: «В Ростове-на-Дону душно и пыльно, ветры, мало кислорода, эпидемии, высокий процент смертности. В борьбе с этим бичом нашего города следует сажать деревья, бульвары, скверы, сады и парки» и «Сажайте деревья! Любите растения!».


Праздничное шествие в 1910 году

Прибыв на северную окраину (в то время она представляла собою обычную степь), школьники отслужили молебен и приступили собственно к насаждению деревьев будущего парка. Десять тысяч саженцев (клен, акация и дуб) было освоено всего лишь за полчаса – в планы организаторов не входило испытывать здоровье подрастающего поколения палящим южным солнцем.

Завершив работы и умывшись, участники праздника приступили к походному завтраку, приготовленному к этому случаю донскими казаками – постная каша, бутерброды, чай и лимонад). На завтрак были приглашены не только активные участники праздника, но и городская детская беднота числом несколько тысяч человек. После завтрака колонна двинулась в обратный путь.

Всего в празднике древонасаждения участвовало 3218 детишек обоих полов. Число зрителей – около 30000. Сказать, что мероприятие было успешным – не сказать ничего. При том, во время проведения праздника общее настроение было приподнятым: никакого хулиганства, свойственного большим скоплениям детей не замечалось (или же подавлялось на корню). Это и правда вышел настоящий праздник – по духу своему.

Организацией мероприятия занимался знаменитый композитор Михаил Фабианович Гнесин. Он с удовлетворением утверждал: «Мой проект оформления праздника был полностью воплощен в жизнь». А в приложении к журналу «Садовод» было написано: «В 1910 г. было положено начало древонасаждению. Устроенный 7 апреля весенний праздник имел большой моральный успех, вызвав небывалое оживление среди учащейся молодежи и общества. Ничего такого, что напоминало собой эту феерическую красоту шествия детей, утопавших в цветах и ярких тканях, в Ростове не видывали, и долго еще, целые месяцы не смолкали восторженные рассказы горожан о чудесном празднике в честь весны».
Праздник повторялся в 1911 и в 1913 году. Сделать его регулярным так и не удалось. Да, впрочем, и не планировалось.

Градоначальник и американская компания жатвенных машин

Чрезвычайный успех первого праздника, конечно же, придал следующим больший масштаб и обеспечил вниманием и участием городской администрации.
Что, возможно, сделало праздники менее «общественными» и уже не совсем «волонтерскими», но придало им пышности и значимости.

Праздник 1913 года был, пожалуй, самым ярким – сказывался предыдущий опыт и возросший со временем энтузиазм горожан. О подготовке к празднику можно узнать по подробному отчету: «Комитет по устройству праздника древонасаждения под почетным председательством господина Ростовского-н-Д. Градоначальника Ген.-Майора И.Н. Зворыкина возобновил свою деятельность по приготовлениям к празднику, в виду наступающей весны, в феврале, по инициативе Председателя Совета Общества Садоводства Г.Х. Бахчисарайцева.

Начались переговоры и мелкие хлопоты, так называемая черная работа, как то: подготовка плугов, обработка почвы и т.п.
Ростовская Городская Дума в заседании своем по просьбе Почетного Председателя Генерал-Майора И.Н. Зворыкина, постановила отвести под древонасаждение, по примеру прежних лет, такое же количество городской земли, т.е. 6 десятин, рядом с прежними посадками, вблизи Братского кладбища.
Саженцы, в количестве 60 тысяч штук были получены из Жеребковского лесничества Херсонской губернии: 25-т. акаций, 30-т. клена, 5-т. гледиции.

Международная компания жатвенных машин в Америке в лице своего директора г. Циммермана любезно согласилась на просьбу комитета и безвозмездно произвела перепашку всей посадочной площади паровым плугом шесть вершков глубиной».

Мероприятие было поставлено на широкую ногу.
Для сбора средств, как в первый раз, использовались детские представления. Но «Грибным переполохом» дело уже не ограничилось. Были проведены целых два «литературно-музыкально-пластических утра». Тот же отчет сообщал:«Первое ученическое утро состоялось 10 марта в театре Машонкина и привлекло довольно многочисленную публику, среди которой преобладала учащаяся молодежь в присутствии почетного председателя Генерал-Майора И.Н. Зворыкина.

Второе ученическое утро также в присутствии почетного председателя Генерал-Майора И.Н. Зворыкина состоялось в том же театре 24 марта и увенчалось большим художественным успехом при громадном стечении публики.

В начале утра соединенными оркестрами средне-учебных заведений и хорами городских и церковно-приходских училищ был исполнен гимн под управлением Н.К. Авьерино. Затем несколькими хорами a capella была исполнена кантата слова Никитина, муз. Гиршова, в честь Почетного Председателя Генерал-Майора И.Н. Зворыкина, под управлением автора.

Пьеса эта была посвящена г. Ростовскому н-Д. Градоначальнику Генерал-Майору И.Н. Зворыкину и была поднесена ему автором в изящной папке. Она представляет собой очень сложное музыкальное произведение, написанное для рояля.

В общем, второе утро прошло стройно и гладко. Впечатление на многочисленную публику оно произвело очень хорошее. Сами участники утра, юные артисты, отнеслись к принятым на себя артистическим обязанностям с большим вниманием и несомненным интересом. Почти все номера программы были разучены и переданы безукоризненно. Всего в исполнении программы утра принимало участие свыше тысячи человек».

Помимо постной каши в качестве благотворительного угощения был запланирован гуляш. Напитки поставляли ведущие ростовские фирмы – Левитин, Френкель и Калинкин.

«Много своеобразной красоты в этой походной обстановке»

И наконец-то наступил сам праздник

«Утро 5 апреля было ветреное и холодное. В степи, на отведенном для праздника месте, горели костры, над ними висели огромные котлы, в которых кипела вода. Возле костров хлопотали казаки, приготовляя овощи для завтрака. Тут же дымились огромные самовары.

Место посадки и для игр было обнесено оградою, в которую вели ворота с развивающимися над ними флагами.
В ворота то и дело въезжали повозки с материалами для палаток, с посудой, самоварами и припасами. Каждое учебное заведение устраивало на отведенном месте свою палатку.

К 9 часам утра участок имел вид оживленного лагеря, белевшего полотном палаток.
Много своеобразной красоты в этой походной обстановке. Впечатление военного лагеря дополняли группы казаков местной команды, явившиеся охранять огороженную площадь праздника. Они рассыпались цепью вдоль ограды, разместившись с правильными интервалами.

К 9 часам потеплело. Ветер начал стихать, выглянуло солнце и пасмурное утро начало переходить в ясный день.
А в городе в это время происходило никогда больше не наблюдаемое явление.
Стройными рядами, под музыку двигались отряды детей в разнообразных формах, разнообразных возрастов, с флагами, цветами, колесницами и множеством различных значков».
По окончании – игры.

Роща

Праздник древонасаждения не был исключительно ростовским ноу-хау. Он зародился в США в 1874 году в штате Небраска, а в России был впервые проведен в Санкт-Петербурге в 1898 году. Уже со следующего года подобные мероприятия начали проводить повсеместно.

Но именно ростовские Праздники древонасаждения воспринимались наиболее ярко и масштабно, наиболее подробно освещались в прессе. Не в последнюю очередь из-за того, что город, выстроенный посреди степей особенно нуждался в озеленении.

После 1917 года традиция, фактически, была продолжена – в форме «ленинских субботников». Впрочем, ни о какой преемственности тогда по понятным причинам не говорили. Да и на праздники эти субботники походили мало. За исключением музыки и выступлений начальства ничего праздничного в этом труде в законный выходной не наблюдалось.

Прошло время, и традиция Праздников древонасаждения вернулась. Что совсем не удивительно, в Ростове-на-Дону. Они регулярно проводятся с 2010 года, обходятся без какой бы то ни было принудиловки и, как и до революции, там гармонично сочетается приятное с полезным.


Праздник древонасаждения возрождается

Но самый главный результат праздников – помимо опыта, который общественные организации могут использовать – это роща, выросшая на месте «проведения мероприятия». Как бы ни менялась жизнь вокруг, деревья растут. И результатом трех ростовских праздников древонасаждения сделалась прекрасная роща, ныне Студенческий парк, на проспекте Нагибина.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?