2 июля в здании Высшей школы экономики Агентство социальной информации» (АСИ) представило результаты масштабного социологического исследования «Общественная поддержка некоммерческих организаций в российских регионах: проблемы и перспективы». Исследование показало, что за последние восемь лет отношение населения к НКО практически не изменилось. Люди по-прежнему в целом положительно относятся к благотворительности, но не доверяют благотворительным организациям и слабо информированы об их деятельности. Организаторы рассчитывают, что результаты исследований помогут при разработке информационных и PR-стратегий, направленных на популяризацию благотворительной деятельности и волонтерства.
Исследование проводилось исследовательской группой «Циркон», по заказу АСИ. Одной из главных задач было выявить уровень общественной поддержки благотворительных и общественных организаций со стороны граждан, а также выявить факторы, влияющие на эту поддержку. В пяти российских городах (Москва, Барнаул, Краснодар, Нижний Новгород, Калининград) было опрошено 2639 человек в возрасте от 25 до 45 лет и 178 руководителей НКО.
Кроме того, в каждом городе были проведены дискуссионные фокус-группы (по 8-10 участников в каждой). К участию в дискуссии приглашались граждане двух категорий: те, кто уже участвует в деятельности какой-либо общественной или благотворительной организации, и пока не участвующие, но выражающие такое желание. Полученные результаты представил и объяснил руководитель группы «Циркон» Игорь Задорин, он также озвучил ряд рекомендаций для желающих использовать эти результаты в практической работе.
Недостаток поддержки
78% опрошенных «Цирконом» руководителей на вопрос «считаете ли вы достаточной поддержку вашей организации со стороны населения, или вы бы хотели ее увеличить» выбрали вариант ответа «хотелось бы увеличить». Значит, проблема более чем актуальна.
Но прежде чем приступить к ее решению, то есть начать менять отношение общества к благотворительным и общественным организациям, нужно удостовериться, что оно вообще знает о существовании этих организаций. Оказалось, что больше половины опрошенного населения городов ничего не слышали о благотворительных организациях, занимающихся решением острых социальных проблем в их городе (самый высокий уровень информированности в Москве — 39% самый низкий — в Краснодаре, 21%). При этом назвать хотя бы одну организацию смогло всего 19% (были названы такие организации как «Фонд Ленина» или «Общество ветеранов»). В глазах людей благотворительные и общественные организации зачастую сливались с государственными органами социальной опеки в одно целое.
Но даже в условиях отсутствия информации, респонденты в основном одобряют деятельность благотворительных организаций (70-80% опрошенных). При этом более 50% выразили желание узнать больше об их деятельности, так что налицо определенный положительный потенциал, который нужно использовать.
На чем стоит сосредоточить усилия
Именно на тех, кто не знает о деятельности благотворительных организаций или не доверяет им (в силу недостатка информации об их деятельности), рекомендовал обратить внимание в первую очередь Игорь Задорин. Бороться с недостаточной информированностью проще, чем с двумя другими основными причинами нежелания помогать: занятостью собой и своими проблемами и представлением о том, что помощь нуждающимся — дело государства и богачей.
Вот с этой то, первой группой и нужно работать — повышать их информированность и уровень доверия. Благотворительный сектор недостаточно прозрачен, потому что информации о благотворительности много, но только до тех пор, пока речь не идет о финансовых отчетах — этой информацией организации делятся крайне неохотно. Неудивительно, что в нашу эпоху общества потребления, когда человек делающий что-то бесплатно выглядит странно, многие начинают подозревать некоммерческие организации в том что они расходуют средства не по назначению (то есть не решают никаких социальных проблем, а существуют исключительно ради собственной выгоды).
Господин Задорин также отметил, что причины, которые приводит человека в благотворительность, являются, в основном, внутренними. Это убеждения, активная жизненная позиция, воздействовать на которую довольно сложно, «потому что она либо есть, либо ее нет».
Что нам мешает делать добро
Чтобы выявить причины, мешающие заниматься благотворительностью, участникам опроса был представлен ряд суждений, с которыми они могли либо согласиться, либо не согласиться. Результаты показали, что большое количество людей, не доверяя благотворительным организациям, считает, что благотворительностью эффективнее заниматься в индивидуальном порядке, а многие вообще не видят для себя места в благотворительности.
Хотя с утверждением «Благотворительность только развращает и не решает никаких проблем», согласны лишь 17 процентов опрошенных, но целых 40% подписались под словами «Я вообще никогда не подаю нищим и не занимаюсь общественной деятельностью».
«Благотворительность — это для богатых или для государства» — считает 35%.
40% респондентов согласились с утверждением «Благотворительные организации существуют сами для себя и мало помогают обществу». «Благотворительные организации часто расходуют средства не по назначению» — согласны 50% опрошенных.
И, наконец, с утверждением «Я не знаю, как нужно участвовать в работе благотворительных организаций», согласны 60% респондентов.
Также стоит отметить, что помимо негативного, недоверчивого отношения к благотворительным организациям есть также и житейские причины неучастия в благотворительности. Среди них основная — недостаток времени или денег. Из-за него многие люди оказывают помощь спонтанно, в индивидуальном порядке, а не через какую-либо организацию. «Специально же не понесешь целую сумку туда (в место сбора вещей). А так конечно, если бы они были рядом» (респондент из Нижнего Новгорода).
Как и кому мы хотим помогать
Тем, кто в той или иной форме выразил свое желание в будущем как-то участвовать в благотворительности (их от 19% в Калининграде, до 53% в Москве), а также тем, кто пока не определился, было предложено выбрать предпочтительную форму участия в деятельности благотворительных или общественных организаций.
В отличие от Запада, где люди более состоятельны и охотнее расстаются с деньгами, чем с личным временем, у нас лишь 20 процентов готовы оказывать финансовую помощь. Зато 40 процентов готовы помогать лично и еще 40 могут собирать вещи и продукты для нуждающихся.
Если говорить о личном участии, то большинство предпочтут заниматься непосредственно сбором продуктов и вещей. На втором месте по количеству идут те, кто, кто готов ехать в детский дом или больницу. Дальше в порядке убывания: сдача крови, помощь одиноким и старикам на дому, коллективные акции.
Среди проблем, которые больше всего волновали опрашиваемых, на первом месте стоит все, что связанно с детьми: 75% хотят помочь сиротам, 50% беспризорникам. Дальше идет помощь инвалидам, ветеранам. Что характерно, на последнем месте в рейтинге стоят правозащитные проблемы — они волнуют только 10 процентов нашего населения.
И это значит, что…
Парадокс, но при общем положительном отношении к благотворительным организациям, им не доверяют в том, что касается практической деятельности. Исследователи видят основную причину подобного положения дел в низкой информированность населения об эффективности и конкретных результатах деятельности таких организаций. Нужно демонстрировать позитивные образцы, примеры успешного решения конкретных проблем усилиями благотворительных организаций — именно это сейчас волнует людей больше всего. В благотворительности, в отличие от бизнеса и политики, главные роли пока не заняты, и здесь существуют большие перспективы для самореализации. Раньше считалось, что «третий сектор» для неудачников, тех, кто не смог реализовать себя в политике или бизнесе. Однако сейчас ситуация меняется прямо на наших глазах. И, наверное, это к лучшему, потому что людям нужен наглядный пример для подражания. Другими словами, благотворительности нужны свои герои.
Справка Программа «Укрепление общественной поддержки общественных организаций», в рамках которой проводилось исследование, реализуется АСИ, Фондом «Созидание» и центром развития некоммерческих организаций при финансовой поддержке американского агентства по международному развитию USAID, которое ежегодно распределяет миллиарды долларов на гуманитарную помощь и развитие демократических институтов в других странах. Формально USAID является независимым федеральным агентством, однако госсекретарь США осуществляет «общее внешнеполитическое руководство» организацией. |
Кирилл МИЛОВИДОВ
См. также: АСИ