Православный портал о благотворительности

Россия в рейтинге здоровья

На днях агентство Bloomberg опубликовало рейтинг здоровья стран мира, где Россия заняла 97-е место. Как обстоят дела с нашим здоровьем, каким образом исправить ситуацию – отвечают эксперты

На днях агентство Bloomberg представило на суд общественности рейтинг здоровья стран мира, в которой Россия заняла 97-е место. Россияне оказались здоровее жителей Украины (99 место), Казахстана (101 место) и Туркменистана (104 место), а также в незавидном соседстве с Индией, Ираком и Мадагаскаром. Рейтинг составлялся на основании данных ООН, ВОЗ и Всемирного банка и включал в себя такие показатели как ожирение, употребление алкоголя и табака, физическая активность, кровяное давление, уровень холестерина и глюкозы в крови, количество ВИЧ-инфицированных, экология, детские заболевания, а также уровень смертности и рождаемости. Все эти факторы снижали рейтинг стран. Мы поговорили с экспертами о том, какая на самом деле в России ситуация со здоровьем населения, и что нужно делать для того, чтобы подняться в рейтинге повыше.

Евгений Андреев: ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской экономической школы:
«Прежде всего я должен сказать, что не верю ни одной цифре, появляющейся из стран, где нет достоверной статистики смертности. Сравнивать Россию, которая имеет такую статистику со странами, ее не имеющими — безнравственно. В Китае, например, тоталитарной стране, где все держится на престиже, таких данных просто нет, они предпочитают их не знать. Последняя перепись населения была там в начале 80-х. И эксперты иногда просто распространяют то, что знают, к примеру, про Тайвань, на материковый Китай. То же самое с Индией и другими странами. И в итоге в этих рейтингах часто выходит так, что страна, в которой нет статистики, оказывается здоровее той, где статистика есть.

С другой стороны, публикация этого рейтинга не несет никакого информационного повода. То, что в России продолжительность жизни одна из самых низких среди развитых стран, известно и так. И причины банальные: алкоголь, плохая медицина, низкий уровень безопасности жизни и так далее.

Но должен заметить, что ситуация заметно улучшается, даже если сравнивать с 2000-ми годами. Во-первых, прошла федеральная комплексная программа «Артериальная гипертония». Благодаря программе было достигнуто то, что женщины пожилого возраста стали следить за своим давлением. Это очень важно, поскольку снижает риск инсульта. И в России заметно снизилась смертность от инсультов у женщин старше 60 лет.

Во-вторых, население стало потреблять меньше крепкого алкоголя. Есть два типа потребления алкоголя: северный, когда пьют крепкие спиртные напитки, и южный — вино, пиво. Северный тип всегда был характерен для России, Украины, Белоруссии, Скандинавии. А крепкий алкоголь в ударных дозах чреват самыми разными последствиями — от банального отравления до развития серьезных сердечных заболеваний. Да, вино тоже несет свои опасности. Франция, к примеру, борется с циррозами печени. Но, грубо говоря, цирроз в 70 лет лучше, чем инфаркт в 50. И в России с 2003 года значительно снизился уровень алкогольной смертности. В частности, это произошло благодаря активной борьбе с контрафактным алкоголем, а также тому, что молодежь перешла с водки на пиво, которое, конечно, гуманнее водки. Кроме того, вполне возможно, что модное пиво отвлекло часть молодежи от употребления наркотиков. В Польше сейчас, кстати, тоже наблюдается сдвиг в сторону южного типа.

В-третьих, вместе с началом приоритетного нацпроекта «Здоровье» в России стала развиваться высокотехнологичная медицинская помощь. С 2003 по 2010 в разы увеличилось, к примеру, количество операций на сердце, что является серьезным показателем. Хотя до уровня Чехии, которую можно рассматривать как эталон в области сердечных операций, нам еще далеко. Нам нужно еще лет 20, чтобы догнать Чехию 90-х годов, когда у них был пик по количеству операций на сердце. Так что есть куда расти.

Ну, а что касается вопроса безопасности, то здесь у нас полная безалаберность. Люди гибнут под поездами, в ДТП, во время пожаров, да просто в своих квартирах. Не говоря уже об убийствах, большинство которых носит абсолютно не криминальный, а бытовой характер, и самоубийствах.

А самое главное — это низкий уровень медицины в целом. Он не сравним вообще никак с европейским. Достаточно посмотреть на расходы государства на здравоохранение. Люди вынуждены сами покупать себе лекарства жизненной необходимости, которые в большинстве стран, к примеру, выдают всем нуждающимся вне зависимости от стоимости лекарств. У нас народ стоит в многолетних очередях, чтобы получить направление в хорошее лечебное учреждение. У нас родители больных детей сами ищут деньги на лечение. И снова статистика. В России из 1000 новорожденных умирают 8, а Европе — три».

Анатолий Вишневский, директор Института демографии, главный редактор «Демоскоп Weekly»:
«Этот рейтинг вообще-то не большая новость. Мы давно занимаем далекие от начала списка места. Да и исторически Россия никогда не была на хорошем месте по здоровье среди стран. Ситуация начала улучшаться только в 60-х годах. Выражалось это в показателях смертности. Их, в отличие от показателей здоровья, можно точно измерить. Ну и показатели смертности, в свою очередь, отражают и показатели здоровья. В последние годы, судя по всему, идет улучшение ситуации. Но опять же в рамках низкого уровня, характерных для России.

Есть такой показатель, как «ожидаемая продолжительность здоровой жизни». И мы сильно отстаем именно по нему, а не по показателю смертности. У нас большую часть жизни люди живут в болезнях и инвалидности, вне зависимости от ее продолжительности.

Делать что-то нужно. Трудно сказать, с чего начать. В обществе плохо осознается ценность здоровья и здоровой жизни. Такое отношение наблюдается и у больных, и у медиков. Есть хорошие врачи и медсестры, но в большинстве отношение — несерьезное.

Важный показатель – финансирование. В России доля расходов на здравоохранение в ВВП самая низкая в Европе. Здравоохранение финансируется по остаточному принципу. А охрана здоровья должна стать приоритетом. Тогда врач сможет уделять больше внимания пациенту, внимание будет качественнее, лекарства доступнее и так далее…

Острая проблема — вредные привычки. Алкоголь просто подрывает здоровье молодых мужчин и приводит к смертности. Антиалкогольными кампаниями много не добьешься. Если вспомнить «сухой закон» Горбачева, то показатели тогда улучшились на незначительное время, потом все встало на свои места. Поэтому нужны долговременные меры. Какие — сложно сказать. У нас весь все эти вопросы просто не изучаются. Необходимо все проанализировать и выявить болевые точки.

Высокие технологии в медицине — тоже не ключ проблемы. Они эффективны тогда, когда решены более простые вопросы. А как помогут высокие технологии, когда человек спьяну попадает под машину или сам наезжает на кого-то, или просто упивается до смерти? Есть такое понятие «гонка медицинских вооружений», когда на высокие технологии расходуются большие средства, а на решение банальных вопросов ресурсов не остается.

Я не знаю, как именно некоторые страны-рекордсмены по здоровью добились этого, но знаю, что после войны в Японии положение было хуже, чем у нас. Сейчас это самая здоровая страна, обогнавшая по продолжительности здоровой жизни почти все страны Европы. Прибалтика после распада СССР улучшила свое «здоровье». А в России, Украине, Белоруссии — все по-прежнему.

Большие надежды лично я возлагаю на Минздрав, который у нас сейчас, можно сказать, возродился из небытия».

Евгений Ачкасов, член Общественного совета федерального медико-биологического агентства, профессор Первого МГМУ им. Сеченова:
«Мы постоянно говорим о проблеме здоровья нации, в то время как уже пора принимать радикальные меры по его спасению. Главная проблема кроется в образе жизни. Нужно понимать, что система медицинской помощи сегодня занимает 15-20 % от ресурсов здоровья человека. Все остальное – образ жизни, экология и среда обитания. У нас нет госполитики по пропаганде здорового образа жизни. Мы — самая курящая страна в мире. У нас не то, что нет борьбы с курением, у нас – пропаганда курения. В любой молодежной программе по телевизору люди с сигаретами, а программ, проводящих идею здорового образа жизни — нет. Надписи большими буквами на сигаретных пачках не действуют, пока нет антитабачного закона. Когда он начинает обсуждаться — появляется такое массивное табачное лобби, что просто кошмар! У нас финансовая стороны вопроса – на первом месте, вместо идеологии сохранения здоровья нации.

Большая проблема – доступность занятий спортом. Спортивная медицина должна наблюдать, как дети развиваются. У нас этим занимаются только в области олимпийских достижений.

Дальше. Система здравоохранения должна быть не лечебной, а профилактической. Вероника Скворцова, новый министр здравоохранения, уже продекларировала эту цель.

Нужно развивать систему скорой помощи, чтобы не было ситуаций, когда машина скорой едет несколько часов.

У нас подорвана система высшего медицинского образования. У преподавателей в вузах копеечные зарплаты, они не хотят там работать. А набор студентов на коммерческой основе увеличился в несколько раз, притом что количество преподавателей прежнее. А врач-преподаватель — это штучный товар, а не потоковая система. Мы просто не выдерживаем конкуренции с уровнем медицинского образования за рубежом. Надо банально повышать статус медицинского преподавателя в вузе, а не оснащать больницы. Это сиюсекундное спасение без перспективы. Кто будет работать на этом новейшем оборудовании?

Так, что не удивительно, что мы на 97-м месте. Еще раз повторю: меры нужны радикальные!»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version