Павел Астахов предложил перевести всех воспитанников детских домов в приемные семьи. Как это может осуществиться на практике? Мы обратились за комментариями к экспертам.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов представил свой доклад «Россия без сирот» Дмитрию Медведеву. Согласно докладу, возможно перевести всех российских сирот в приемные семьи. Уже через пять лет, по плану, количество детских домов в России сократится. Президент инициативу поддержал. Астахов считает, что предложенные им меры помогут государству сэкономить: в среднем на одного ребенка в государственных детских домах тратится от 260 до 600 тысяч рублей в год. Профессиональным приемным семьям в России государство платит в среднем 4-5 тысяч рублей в месяц, в некоторых регионах – больше. Получается, что стране выгодней ребенок домашний, а не детдомовский. Как будет осуществляться план на практике, кому отдадут детей и как заинтересовать семьи в том, чтобы взять сироту на воспитание пока не уточняется. Мы обсудили перспективы «России без сирот» со специалистами, работающими с сиротами постоянно.
Борис Альтшулер, председатель правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты Российской Федерации:
– Предложение Астахова – абсолютно реальное. И президент Медведев в Послании Федеральному собранию 22 декабря 2011 года дал поручение Правительству – представить предложения о дополнительных мерах, направленных на стимулирование развития семейных форм устройства детей-сирот (Пр-3884, п.6). Срок исполнения – 1 марта этого года. Важно, чтобы было налажено сопровождение замещающих семей, это могут быть и семейные воспитательные группы и мини-интернаты. Ведь для детей старшего возраста или инвалидов, найти приемных родителей очень сложно, поэтому нужны какие-то другие формы, важно, чтобы это было постоянное проживание со значимым взрослым человеком, с которым ребенок будет общаться постоянно. И эти взрослые должны быть подготовлены, им должно оказываться психологическое и педагогическое сопровождение. Пока эти нормы не прописаны в федеральном законодательстве, но, на примере развития патроната в нашей стране, можно сказать, что если семье помогать, то устроить можно абсолютного любого ребенка.
Надежда Аленина, руководитель программного направления «развитие социальной сферы» фонда «Новая Евразия»:
– Идея страны без сирот не утопическая: в некоторых странах бывшего СССР нет детских домов, в Армении, Чечне, в случае гибели родителей детей забирают родственники, друзья или даже соседи. Когда в Армении было землетрясение, я первая позвонила по горячей линии и предложила забрать ребенка. Мне прислали благодарственное письмо, но в усыновлении отказали, так как приоритет был армянским семьям, чтобы оставить детей в их стране и культуре. И все дети обрели новые семьи. Что касается 5 лет, 10 лет, через которые у нас не должно остаться детских домов: нельзя раздавать детей, как картошку на базаре. Сотни, тысячи примеров того, как детей берут в семьи в качестве рабочей силы и живут за их счет, особенно в сельской местности. Я видела, что в регионах отдают детей людям, на лицах которых явно читается алкогольная зависимость. У многих детей из детских домов за плечами – плохая история проживания в неблагополучной семье, и в семьях хороших, которые берут ребенка, потому что не могут родить своего или просто любят детей, такие сложные ребята выправляются. Если такой семьи нет, по-моему, лучше создать хорошие условия в казенном доме, а не распускать огромный штат квалифицированных педагогов. Мы иногда убеждаем себя, что все плохо, сгущаем краски, чтобы было с чем бороться. Но надо помнить, что семья – семье рознь. Многие воспитанники детских домов продолжают общаться со своими родными родителями, и надо помогать им не найти себе другую семью, а устроить собственную жизнь после выхода из детдома. Им положены квартиры, льготы при поступлении – то, чего иногда нет у «домашних» детей. Надо помогать грамотно распорядиться своими возможностями и не забывать, что нести ответственность за детей – не значит распоряжаться их жизнями.
Елена Альшанская, руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (Отказники.ру):
– Либо мы не знаем всех подробностей того, как будет реализовываться эта программа, либо идея непродуманна. Для детей маленьких и здоровых и так достаточно легко найти приемную семью, а вот тяжелый, лежачий больной, без надежды на то, что он будет развиваться, выздоровеет, в любом случае – обуза для семьи и не всем под силу нести такую ношу. Менталитет наш таков, что часто и родные семьи отказываются от ребенка, если у него тяжелый диагноз. Вообще, основная масса детей оказывается в детских домах из-за того, что не построена работа с их родными семьями. Может быть, мы неправильно поняли предложение Астахова, и приоритетом программы будет являться все же поддержка семей кровных? Если это так, то существует множество форм поддерживающей опеки для детей и здоровых, и инвалидов, есть успешные проекты сопровождения в регионах и их опыт можно было бы использовать. Если же цель программы – раздать всех детей в семьи, то создатели ее имеют неполное представление о ситуации.
Мария Терновская, бывший директор детского дома №19, директор Благотворительного фонда поддержки детей, семьи и молодежи «Наша семья»:
– Я еще не ознакомилась подробно с этой инициативой, поэтому всех тонкостей не знаю. Идея России без сирот циркулирует уже 10-15 лет и Слава Богу, что о ней снова вспомнили. Вопрос – как она будет реализовываться. Одной материальной поддержки, даже если ее увеличат – мало. Отношения, как известно, купить нельзя, их можно выстроить. И тут семья должна быть обеспечена всесторонним профессиональным сопровождением. А тут мы сталкиваемся с дилеммой вмешательства: как сохранить баланс между автономией семьи и ее сопровождением? Возможны перекосы со стороны контролирующих лиц. Но семья должна быть уверена в том, что если ей потребуется какая-либо социальная поддержка, то она сможет за ней обратиться, ничем не рискуя и не доводя ситуацию до кризисной. Удастся ли создать профессиональную и безопасную сеть услуг в помощь семье – от этого зависит, будет ли программа успешной, либо окажется очередной акцией, ничем не кончившейся.
Александр Гезалов, общественный деятель, публицист:
– Может надо говорить не о том, как сделать так, чтобы сирот не было, а о том, как сделать так, чтобы семьи не отдавали своих детей в детдом? Нужна четкая и внятная государственная политика в отношении семей, которой пока нет. А так получается, что семьи, которые встали на колени, будут отдавать детей в те семьи, которые еще на ногах. Но это же абсурд. Если институт семьи будет крепче, то тогда и усыновлять никого не надо будет. А так – сиротство ради усыновления. Семья тогда зачем?