Президент благотворительного фонда банк продовольствия «Русь» Роман Златкин рассказал, что в этом году удалось открыть цеха фасовки «Народных обедов» в 13 городах, а в следующем году есть надежда отправить добровольцев «на картошку» в поля.
Роман Златкин, президент благотворительного фонда банк продовольствия «Русь» Фото с сайта wikimedia.org
Роман Златкин: Для нас важнейший итог года – сотрудничество с православной службой помощи «Милосердие», ведь соработничество ценнее даже человеческого взаимопонимания. Мы не просто приятны друг другу – нам по пути в том, чтобы помогать нуждающимся людям.
От владыки Пантелеимона мы многому научились. И пусть мы чего-то пока не понимаем, но, например, саму сущность помощи он нам объяснил. Если человек нуждается в помощи, и он приходит к тебе – ему надо помочь. Не надо выдумывать никаких категорий людей и ситуаций, в которых надо помогать. Просто – помогать.
За год соработничества с «Милосердием» мы открыли цеха по фасовке «Народных обедов» на базе 13 епархий – даже во Владивостоке и Хабаровске. За каждым цехом стоит человек, чаще всего батюшка, которого порекомендовал владыка Пантелеимон. Для нас чудо, что люди постоянно приходят на фасовки, хотят деятельно помогать, тратят свое личное время. Вместе мы смогли накормить многих – за год удалось распределить 1 млн порций «Народных обедов»!
Среди важных событий года – запуск программы «Молочка». «Вимм-Билль-Данн» за четыре месяца передал нам 1 млн 900 кг молочных продуктов. Распределение проходило в сорока городах вокруг Москвы – Смоленске, Твери, Владимире и т.п. Мы привозили продукты в епархии, а за ними как за главными партнерами стояли приходы, социальные службы и местные некоммерческие организации. Я увидел, как много у нас в регионах сильных людей, готовых объединяться. Это меня поразило.
Пока мы освоили не все процессы привлечения товарных пожертвований. Сейчас банк продовольствия «Русь» получает только «излишки продукции» (товары больших предприятий, которые потеряли маркетинговые свойства, но не потеряли потребительские; у них все в порядке со сроком годности, но, например, вверх ногами этикетка или расплылась надпись на упаковке) и освоили технологию фасовки «Народных обедов».
Предстоит еще освоить работу с агропромышленными предприятиями – выбирать продукты, которые по разным причинам запахиваются на полях (технологии не позволяют собрать все). Их могут «дособирать» добровольцы, как в старые добрые времена собирали студенты «на картошке».
В ближайшие месяцы вместе с добровольцами «Милосердия» мы будем осваивать это направление, и объем может оказаться колоссальным. Вы же знаете, какие сейчас цены на овощи и фрукты! А ведь есть еще «переборка», когда мы сможем получать для нуждающихся фрукты и овощи, которые по каким-то причинам не подходят для промышленной переработки, например, по форме или размеру. Кривые помидоры и мелкая картошка могут стать пожертвованием – звучит смешно, но факт.
В магазинах огромное количество товаров списывается до истечения срока годности и пропадает. Если рядом на полке есть более свежий продукт по той же цене, вы уже не купите менее свежий, и магазин его выбросит или утилизирует, а мы бы успели доставить его нуждающимся, и они успели бы его съесть до истечения срока годности. В следующем году мы вместе с добровольцами «Милосердия» планируем перебирать коробки с такой разносортицей из разных магазинов. Так работают банки продовольствия во всем мире. Добровольцы собирают наборы для нуждающихся семей, для проектов помощи бездомным типа «Помощник и покровитель». Самое сложное здесь – организовать логистику. Машины должны курсировать между магазинами и собирать появившиеся продукты. В следующем году мы надеемся начать эту работу с «Ашаном», «Метро», «Х5».
Еще один резерв – гостиницы. Они всегда готовы накормить огромное число гостей, но объем потребления неуправляем, так что остается большое количество «резервной» еды. Этот объем во всем мире упаковывается в контейнеры и развозится в социальные столовые. Нужно будет специальное оборудование для упаковывания, но нам придется это освоить, чтобы кормить людей.
Так что несмотря на кризис у нас оптимистичные планы – мы постараемся быть готовыми к помощи.