Публикуем (в сокращении) доклад представителя католической Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе, прозвучавший на одной из секций Рождественских чтений-2014.
Фото www.pstgu.ru
В истории человечества нет другого института, кроме Церкви, где было бы столько людей, способных работать, жертвовать и бескорыстно тратить свое время и силы ради ближнего, делая – среди войн, голода, насилия и эпидемий – наши общества немного лучше. И если это верно на глобальном уровне, то тем более – в большинстве европейских стран, и особенно в Италии, где Церковь всегда играла важнейшую роль в культурной, политической и социальной жизни страны.
Милосердие было новой категорией, которую христианство принесло в Римскую империю и в мир. В различные эпохи истории Церкви оно было ориентиром, поворотным пунктом, новым взглядом в будущее. У меня нет намерения читать здесь лекцию по истории Церкви. Но, чтобы понять роль католических священников и Церкви вообще в воспитании культуры милосердия сегодня, нужно учитывать эту традицию, которая росла в веках. И, может быть, нужно вернуться к евангельским, духовным и культурным корням христианского милосердия, чтобы сформулировать сегодня подлинную культуру милосердия, которая несла бы новые идеи и предложения и умела бы отвечать на вызовы, которые ставит перед нами современный мир.
Великие Отцы Церкви, такие как, например, Григорий Двоеслов или Иоанн Златоуст, разработали целое учение о милосердии, которое начиная с середины двадцатого века католическая Церковь переосмыслила с большим вниманием именно к этому аспекту. Не думаю, что нужно создавать что-то новое на теоретическом и богословском уровне, однако нужно сформулировать новые практики и схемы милосердия, опираясь на эти основания. Всякий раз, когда мы возвращаемся к источнику, чтобы обрести изначальную свежесть евангельского милосердия, расцветают новые пути, творческие методы, другие формы выражения и красноречивые слова.
Это и стремились сделать во время Второго Ватиканского Собора, самого большого католического собрания в истории, где все епископы всех континентов в течение трех лет, с 1962 по 1965 год, вместе размышляли о Церкви в современном мире, чтобы определить путь возвращения Церкви материнского лика перед лицом мира, народов и истории. Нельзя свести Собор к одной только теме милосердия, но я хотел бы остановиться на этом аспекте, потому что размышление, начатое в период, стало действительно отправной точкой для новой работы Церкви в области социального служения, и потому что из него родились новые пути и формы христианского милосердия, в том числе и Община святого Эгидия, которую я представляю.
«Церковь представляется такой, какова она есть, и какой хочет быть – как Церковь всех, и особенно бедных». Эти слова сказал папа Иоанн XXIII в 1962 году, в начале Собора. Это были сильные слова, не просто сказанные по случаю. Это призыв и программная установка для епископов, священников и мирян: бедных надо поставить в , а не на второстепенное место в жизни епархии, прихода, христианской общины. Иными словами, христианское милосердие – не второстепенный аспект в христианском воспитании человека, мирянина или священника или монаха. Более того, это культура, которой, как и всем предметам, нужно учиться и упражняться в ней день за днем.
Культура милосердия – слабое, но мощное оружие для борьбы с тем, что нынешний папа Франциск назвал «культурой отбросов» и «глобализацией равнодушия». Это два распространенных явления в наших обществах: «отбрасывают» тех, кто кажется ненужным, и остаются безразличными к страданию, близкому и далекому.
В Общине святого Эгидия мы стараемся поставить бедных в нашей работы и литургической жизни. Прежде чем продолжить тему моего выступления, я хотел бы сказать нескольких слов об Общине святого Эгидия, которую, думаю, знают не все присутствующие.
Община святого Эгидия родилась в Риме в 1968 году из группы молодых людей и сегодня живет в семидесяти странах мира. Ее члены – обычные люди, которые на добровольной основе посвящают свое свободное время делам милосердия и участию в богослужении. Нас около семидесяти тисячи. В своей христианской жизни, основанной на Евангелии и молитве, Община с самого начала поставила в центр особое внимание к бедным, следуя тому указанию, которое сам Господь Иисус дал своим ученикам: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25, 35-36).
Эта работа для «меньших братьев» Господа основана на Евангелии, и не является только социальной или благотворительной деятельностью. Она рождается из глубокого убеждения, что у верующих есть ответственность – снова поставить бедных и страдания мира в центр всеобщего внимания. Мы верим, что близость к бедным нельзя сводить к второстепенному аспекту жизни верующего или к частному делу более щедрых людей. Евангельская заповедь любви к ближнему, столь ясно выраженная в притче о Добром Самарянине, обращена к каждому верующему, а не только к «специалистам в области милосердия».
Из прямых и личных отношений с бедными Община святого Эгидия открыла страдание целых миров бедных и приняла их боль как свою. Так родились многие служения Общины: старикам и детям, больным СПИДом и инвалидам, цыганам и иммигрантам, а также работа по содействию установлению мира в странах, страдающих от войн, потому что действительно война – мать всех видов бедности. И это только некоторые области деятельности Общины.
И священники из Общины разделяют стремление поставить бедных в центр и лично живут вниманием к бедным. Например, у каждого священника есть конкретное и постоянное служение милосердия, как и у всех мирян-членов Общины.
В Общине есть дома семейного типа для стариков и инвалидов. Священники, как и все другие добровольцы, готовят еду, помогают переодеваться и помыться больным, дежурят по ночам и, конечно же, заботятся о духовном состоянии этих людей.
Свидетельство священника, который делает «то же, что и все», очень убедительно, как для нуждающихся, так и для других добровольцев. Кроме того, думаю, что это дает возможность священнику не отдалиться от бедных и позволяет оставаться человечным, сохранить пространство милосердия в своем графике, который, как мы знаем, всегда полон! И у наших семинаристов предусмотрено еженедельное служение милосердия. Каждый с верностью и постоянством совершает это служение бедным в течение всего времени своего образования, а не только краткий период в последний год.
Священники и будущие священники, приученные к служению милосердия, сумеют сообщить эту культуру другим. И это не автоматически, особенно в современном обществе, где люди не удовлетворяются общими указаниями и добрыми намерениями. Я вижу в Италии священников, у которых нет прямого опыта служения милосердия, а потому они не умеют сообщить другим красоту этого христианского опыта.
С Общиной святого Эгидия мы осознали, что культура милосердия передается в первую очередь свидетельством красоты, которая есть в том, чтобы отдавать себя другим, свидетельством радости, которую получают и передают, а не только самопожертвованием.
Кроме того, нужно показать, что бедные, нуждающиеся, те, кто ждет нашего милосердия – такие же люди, как мы, а не какие-то особые категории людей. Огромная работа, которую проводят наши священники с помощью мирян, – в том, чтобы сделать бедных видимыми в приходах, не изолировать их в каком-то специальном пространстве только для них.
Часто бедных оставляют у дверей, а иногда даже прогоняют, порождая непонимание некоторых прихожан или поддаваясь недостатку чуткости других. В церквях, где есть Община святого Эгидия, есть и больные, старики, инвалиды, бездомные, цыгане. Многие удивляются, когда входят! Но мы объясняем, что всем нужно нести благую весть Евангелия, более того – худшее, что можно сделать бедному – это видеть только его материальную нужду, а не духовную.
Я думаю, например, о том, какими значимыми были пасхальные послания Патриарха Кирилла к бездомным, простой и красноречивый жест. В одном из них Патриарх пишет: «Не многие из вас пока ходят в Церковь – может быть потому, что думают, что Церковь только для людей благополучных и хорошо одетых? Это совсем не так! … в православных храмах вас ждут и никто не обидит вас только за то, что вы не очень хорошо одеты и вам негде жить».
Сообщать культуру милосердия в приходе значит привлечь к этому всех, а не только прихожан, записанных в группу милосердия. Приведу пример. В каждой церкви есть пожилые люди, бабушки, которые ходят на службу, а потом в какой-то момент исчезают, потому что не могут сами добраться до церкви. Может быть, они не очень больны, просто они не могут долго идти без посторонней помощи. В больших приходах часто даже не замечают их отсутствия, но для них трагично оставаться без церковных таинств именно тогда, когда они еще больше нуждаются в них, потому что знают, что жизнь их клонится к закату.
Фото http://www.postkomsg.com
В приходах, где есть община, наши священники просят всех, молодежь и взрослых, помочь и заехать за стариками домой. Часто они оказываются соседями! Нужно просто встать на полчаса раньше, ничего такого трагического или исключительного. Это все могут делать! То же самое касается инвалидов. Слишком часто эти люди чувствуют, что для них нет места, и им стыдно даже попросить! Уже много лет с общиной святого Эгидия мы начали катехизацию с умственно отсталыми людьми, чтобы включить их в приходскую жизнь, и катехизация эта приносит большие плоды. И поскольку опыт этот очень положителен, мы опубликовали учебник катехизации, чтобы помочь другим приходам, которые хотят начать идти по этому пути.
К сожалению, по причинам времени я не могу приводить другие примеры, но я хотел бы сказать последнюю мысль из опыта нашей общины. Нужно включить конкретное служение милосердия в процесс духовного и человеческого образования молодежи, добровольцев, детей. Священники могут играть в этом важную роль.
Часто в приходах и христианских общинах молодежи предлагают все, спорт, театр, кино, экскурсии, но не дают им конкретно прикоснуться к страданию. Конечно, молодежь нужно готовить ко встрече со страдающими, но нельзя исключить их из этого. Мы видим, что встреча с бедным, со стариком, часто больше сообщает Евангелие, чем слова и речи.
Бедные многому могут научить христиан, и часто их присутствие может оказаться спасительным для прихода и общины, потому что оно побуждает выйти из собственного уютного мирка и иметь смелость дойти до всех окраин, которые нуждаются в свете Евангелия. По моему мнению, это некоторые аспекты, которые может авторитетно сообщать священник, хотя я и осознаю, что в жизни священнослужителя есть и много других вызовов, которые я не имею амбиции рассматривать.