Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Роль отца и православный феминизм

Ни один родитель не может адекватно относиться к педагогическим проблемам, в частности, согласиться с тем, что его ребенок плохой. У ребенка, по мнению родителей, могут быть проблемы, сложности, но никогда родители не увидят испорченность, порочность своего чада. Всегда родители будут смотреть на ребенка через розовые очки. Родительская любовь слепа, и по-другому, наверное, быть не может. Поэтому часто на претензии учителей родители смотрят глазами своих детей. И в очень хороших семьях случается, когда родители идут на поводу у детей, считают, что в конфликте виноват учитель, а не их ребенок

Если в обычной школе учеников из многодетных семей можно сосчитать по пальцам, в православных гимназиях их процент довольно высок. В отличие от своих коллег из светских школ преподаватели здесь могут составить объективную картину о специфике и характерных проблемах таких семей. Об этом и многом другом корреспонденту «Милосердия.Ru» рассказал директор традиционной гимназии, клирик Николо-Кузнецкого храма, священник Андрей ПОСТЕРНАК

— Отец Андрей, действительно в православной гимназии намного больше детей из многодетных семей, чем в обычной школе?
— Да, в обычной школе (государственной или негосударственной) ребенок из многодетной семьи – случай редкий. От силы бывает 2-3 ученика на всю школу. А у нас таких больше половины. Почти в каждом классе есть дети, у которых в нашей же гимназии учатся старшие или младшие братья или сестры. Кроме того, в школу уже пришли дети наших первых выпускников. Мы существуем 13 лет и с самого начала проводили набор в старшие классы.

— А бывает, что младшие братья или сестры не хотят здесь учиться?
— Я такого не помню. Наоборот, младшие всегда стараются. Проблемы начинаются позже: чем старше становятся дети, тем сильнее у них искушение перестать ходить в церковь, а соответственно и уйти из нашей школы, начать более «свободную» жизнь. Эта проблема характерна для всех православных гимназий, не только для многодетных семей.

— Есть проблемы, характерные именно для многодетных семей?
— В многодетной семье больше вероятность, что один или два ребенка будут проблемными, хотя изначально испорченных детей не бывает. Неадекватное детское поведение связано либо со здоровьем, с повышенной возбудимостью, либо с запущенностью, в которой виноваты родители. И в многодетных семьях, даже очень хороших, встречаются такие дети, но и в семьях с одним-двумя детьми такое случается. Наверное, это естественно – где дети, там всегда проблемы.

— Говорят, что дети из многодетных семей часто приходят в школу голодные?
— Неправда. Конечно, многие многодетные семьи живут небогато, но все же дети там сыты, одеты, обуты. Мы кормим их бесплатно завтраками и обедами (в школах еще сохраняются государственные дотации на питание льготным категориям населения), а они, наоборот, зачастую едят неохотно. Хотя готовят у нас хорошо. Просто супы и каши никогда не были любимой детской едой. А если бы приходили из дома голодными, вряд ли капризничали.

— Многие ли из ваших учеников растут в неполных семьях?
— Матери-одиночки среди наших родителей есть, но, как правило, у них один, реже два ребенка. Многодетные неполные семьи – редкость. Как есть у нас и семьи полные, но в которых отцы нечасто ходят в храм. И в таких семьях тоже редко бывает больше двух детей. Большинство многодетных семей – семьи, где оба родителя часто ходят в церковь.

— Православные отцы часто приходят в гимназию или учителям, как и в других школах, приходится в основном общаться с матерями?
— Да, матери приходят в школу гораздо чаще. И, на мой взгляд (конечно, спорный), это нормально. Отец обязан участвовать в воспитании ребенка. И я на примере наших учеников вижу, как не хватает отцовской руки детям (не только мальчикам, но и девочкам), растущим в неполных семьях. Но в школу отец должен приходить в крайних случаях. У него и в семье, и в школе свой статус. Для ребенка отец – непререкаемый авторитет, и ребенок должен понимать появление в школе отца как нечто исключительное. Есть в гимназии ученики, у которых чаще в школу приходят отцы, но я не сторонник этого.

— А педагог может из общения с ребенком понять, участвует ли отец в его воспитании?
— Определенные выводы сделать можно. Я уже говорил, что у детей, растущих в неполных семьях, чувствуется недостаток отцовского воспитания. А есть семьи юридически полные, а на деле ребенок отца часто не видит. И опытный преподаватель может понять, занимается отец ребенком или нет. Конечно, с древнейших времен мать больше времени уделяла воспитанию детей, чем отец. Мужчине Богом установлено не только воспитывать детей, но и содержать, кормить семью. (Хотя сегодня встречаются семьи, в том числе и православные, где работают матери, а отцы занимаются детьми.) Понятно, что у отца мало времени, но нельзя совсем не уделять внимания ребенку. У телевизора же успевают посидеть, а на выполнение отцовского долга времени не хватает. Даже если раз в месяц отец посвятит ребенку выходной, сходит с ним в лес или на выставку, это уже может иметь огромное воспитательное значение. А многих отцов и на это времени не хватает. Спохватываются, когда у детей начинаются серьезные проблемы, и начинают усиленно заниматься ими, когда уже бывает поздно. Ребенка надо воспитывать с раннего возраста.

— Насколько адекватно отцы относятся к педагогическим проблемам?
— Ни один родитель не может адекватно относиться к педагогическим проблемам, в частности, согласиться с тем, что его ребенок плохой. У ребенка, по мнению родителей, могут быть проблемы, сложности, но никогда родители не увидят испорченность, порочность своего чада. Всегда родители будут смотреть на ребенка через розовые очки. Родительская любовь слепа, и по-другому, наверное, быть не может. Поэтому часто на претензии учителей родители смотрят глазами своих детей. И в очень хороших семьях случается, когда родители идут на поводу у детей, считают, что в конфликте виноват учитель, а не их ребенок. Если ребенок растет в нормальной атмосфере многодетной семьи, видит пример старших братьев и сестер, заботится о младших, у него обычно все благополучно. Могут быть проблемы с успеваемостью, но не в смысле поведения, нравственности и общего развития.

— Значит, бывает и наоборот – в семье что-то не так, и дети один за другим «отличаются», приходится поочередно вызывать на ковер братьев и сестер из разных классов?
— Нет, такого на моей памяти не было. Вызовы на ковер нескольких братьев и сестер – единичные случаи.

— Отец Андрей, а кто обычно принимает в православных семьях главное решение о детях – мать или отец?
— Понятно, что в идеале это должен делать отец. Но и в православных семьях есть инфантильные мужья и сильные женщины. Существует проблема православного феминизма – воцерковленные женщины хотят быть похожими на мужчин, командовать в семье.


Традиционные гимназисты в Традиционной гимназии


— Наверное, у вас, как и везде, дети из очень разных по достатку семей? Бывает ли, что дети обеспеченных родителей зазнаются? Как вы с этим боретесь?
— Наша школа в некотором роде – срез современного общества. Среди родителей есть предприниматели, рядовые сотрудники фирм и госучреждений, преподаватели, ученые, люди творческих профессий, рабочие. Достаток в семьях разный, поэтому у нас обязательна форма, девочкам запрещено носить украшения – в условиях школы все должны быть равны.

— Но можно хвастаться часами, обувью. Или проведенными заграницей каникулами. А одноклассника, допустим, родители летом даже на дачу не смогли вывезти.
— Дети из церковных семей понимают, что хвастовство и превозношение – грех. В младших классах, конечно, меньше понимают в силу возраста, но старшеклассники стараются держаться наравне со всеми. Много очень хороших детей из обеспеченных семей, и в них нет и намека на снобизм. И потом у нас все-таки нет детей, которым бы никто не помогал и которым совсем не во что было бы одеться, голодных. Многие семьи живут трудно, но Господь всех хранит. Резкого расслоения в нашей гимназии я не вижу.

— В вашу гимназию принимают только детей прихожан Николо-Кузнецкого храма?
— Школа создавалась как учебное заведение для детей из православных семей, в первую очередь, из приходов братства Всемилостивого Спаса. Раньше было много детей прихожан больничного храма благоверного царевича Димитрия, но сейчас там открылась своя гимназия, и их стало меньше. Уже много лет работает гимназия «Свет» при приходе отца Димитрия Смирнова. Мы не были закрытым заведением, принимали детей и из других московских приходов. Сейчас, к сожалению, мы в школу уже почти не принимаем детей по объективным причинам, поскольку лицензия нам дана на 400 человек, и мы уже исчерпали этот лимит. А здание, в котором мы размещаемся, рассчитано на вдвое меньшее количество детей. Пока же мы проводим набор учеников только в первый класс – либо детей наших прихожан, либо из других приходов, если раньше у нас учились их братья и сестры. Ничего не поделаешь – спрос превышает предложение. Во все православные школы большой конкурс. На десятимиллионную Москву всего 25 православных школ. Плюс около десяти в Московской области. Это, конечно, капля в море.

— Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, отличаются от проблем ваших коллег в светских школах?
— Смотря в чем. Проблемы, связанные с возрастными особенностями развития детей, везде сходны. Во всех школах, где хорошие педагоги, детей любят, о них заботятся. Было бы самонадеянно думать, что хорошо воспитывает только православная школа.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?