Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Родительское собрание: 5 текстов, которые помогут поддерживать ребенка с 1-го по 11-й класс (и отпустить потом во взрослую жизнь)

Накануне 1 сентября публикуем тексты, которые пригодятся мамам и папам школьников любого возраста

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости, 2020

Начало учебного года – время садиться за парту не только детям, но и их родителям. И не только за настоящую (да-да, совместных домашних заданий пока никто не отменял), но и за виртуальную – повышать свои умения и родительские компетенции, чтобы быть лучшими мамами и папами и иметь возможность научить детей чему-то действительно важному.

Чтобы было легче, собрали для вас полезные материалы разных лет, которые помогут любить, поддерживать и обучать своего ребенка. Прочтите их и наберитесь терпения: хорошая новость в том, что рано или поздно все дети заканчивают школу и становятся взрослыми!

Навыки первоклассника: учим всему, что пригодится во время учебы в школе

Коллаж. Навыки первоклассника

В старой советской песенке пели о том, чему же на самом деле учат в школе. Удивительно, но учат далеко не всему, более того, самым важным для первоклассника навыкам, которые пригодятся потом на протяжении 11 лет, научить могут только родители. Полезный чек-лист вы найдете в материале Дарьи Дмитриевой «9 навыков первоклассника, о которых вы наверняка забыли». Они помогут вам идеально подготовиться к 1 сентября.

Итак, проверяем:

– может ли ваш ребенок сам собрать портфель;

– сумеет ли легко встать в 7 утра и быстро собраться и выйти из дома;

– умеет ли он определять время по часам;

– сможет ли сам есть и пить в школе;

– не возникнут ли проблемы со школьным туалетом;

– сможет ли ребенок сориентироваться в раздевалке;

– умеет ли завязывать шнурки;

– сможет ли в случае чего попросить о помощи;

– понимает ли первоклассник, что его ждет в школе.

О том, что делать и чем помочь в каждом из этих случаев, – читайте в нашем материале. Поверьте, это самая полезная из всех возможных родительских памяток.

Чистота – залог всего: учим наводить и поддерживать порядок

Рисунок. Как научить ребенка поддерживать порядок

Обычно 1 сентября нас встречает более или менее аккуратная детская, со сложенными в стопку учебниками и тетрадями, ручками и фломастерами в пеналах и органайзерах, аккуратно развешенными рубашками и платьями. Уже через неделю от порядка не остается и следа, ребенок и сам не может найти то, что ему нужно, нервничает, опаздывает.

Можно ли научить сына или дочь поддерживать порядок? В материале «Приучить ребенка к уборке: как?» в этом вопросе разбиралась журналист Анна Швецова вместе с детскими психологами и родителями.

Первое и главное: уборке надо учить. Подавать пример, делать это вместе с ребенком, самим делать это у него на глазах, иначе как маленький человек узнает о том, откуда берется порядок и как он выглядит? Проблемы часто возникают именно в тех семьях, где родители сначала долго ограждают наследника от домашних обязанностей, а потом вдруг разом вываливают на него список дел.

Учить уборке важно: это базовый навык, который понадобится во взрослой жизни. Какими бы идеальными ни были диплом и резюме молодого человека, судить о нем будут в том числе и по так называемым soft skills – навыкам, которые позволяют жить в обществе.

В статье вы найдете по-настоящему работающие лайфхаки. Например, «бабушкино правило»: оно довольно простое, но все еще работает. Не получишь награду, пока не сделаешь то, о чем я прошу. Еще совет – делать домашние дела в охотку, под музыку или сериал. Вроде просто, но действует безотказно! Попробуйте!

Недетские шалости: учим общаться в чатах одноклассников, соблюдая закон и виртуальный этикет

Рисунок. Детские чаты

Чаты в мессенджерах – явление новое, но уже плотно вошедшее в нашу жизнь. Чаще говорят (и много шутят) о родительских чатах. Но и детей тоже нужно учить виртуальному этикету, объяснять, как можно, а как нельзя общаться с собственными одноклассниками в сети.

Часто эта сфера закрыта для родителей, но в детских чатах встречается и вполне серьезный буллинг, и недетские темы, и мат. В материале «Травля, угрозы и фото 18+: что на самом деле происходит в детских чатах» Светлана Дакалина попыталась проникнуть на закрытую территорию и узнала много нового и неожиданного.  

У одного ребенка может быть не один, а несколько чатов: на весь класс, на группу друзей и так далее. Их создают сами дети, и они могут отражать в том числе ситуацию вражды и ссор, когда в чат объединяются дети, которые «дружат против кого-то». Опытные родители говорят, что хотя бы на первых порах нужно отслеживать эти чаты и знать, что в них происходит. В случае необходимости – обсуждать ситуации с ребенком и в целом поддерживать доверительные отношения. В младшей школе все это бывает не сложно. Это позволит избежать опасных инцидентов.

Например, если кто-то из детей попросит вашего ребенка прислать интимные фото или сам разместит таковые в общем доступе. Реагировать надо немедленно, ставить в известность всех вовлеченных в ситуацию родителей и говорить им, что речь не о детских шалостях, а о реальном преступлении, которое может иметь очень тяжелые последствия.

Отдельного разговора стоит и мат, которым дети в чатах разговаривают. Разговаривайте и вы – о том, почему не стоит таким образом выражать свои мысли. Одна из мам, например, договорилась с сыном, в случае, когда плохие слова уже будут готовы сорваться с губ, он будет говорить: «Укуси меня пчела», как Копатыч из «Смешариков».

В статье также есть позитивный опыт классного руководителя, которая специально создала для учеников чат, в котором в том числе обучала их виртуальному этикету. Прочтите, что из этого вышло!

Все у вас тупые и ты тоже: помогаем справиться со школьной травлей

Коллаж. Школьная травля

Мы бы очень хотели, чтобы с вами и вашим ребенком этого никогда не произошло. Но реальность такова, что каждый третий ученик сталкивается с травлей в школе. В материале «Боятся в это лезть»: почему учителя не говорят о буллинге, и что нужно делать, когда в школе происходит травля» Анна Вахитова пыталась разобраться в том, что может сделать родитель, если его ребенок стал жертвой буллинга.

Первое, но, пожалуй, самое важное: происходящее нужно обозначить. Травлю стоит открыто и ясно называть травлей, не маскировать и не употреблять эвфемизмов, от этого станет только хуже.

Второе – нужно понимать, что родители (равно как и педагоги) действительно могут повлиять на происходящее, просто потому что для детей они – значимые взрослые. А вот если эти фигуры устраняются из процесса, травля может пойти по совершенно непредсказуемому сценарию.

Наконец, третье: с детьми нужно разговаривать. Но это не должна быть формальная беседа «для галочки» или нудная лекция. Задача взрослого – достучаться до юных душ, и тут может помочь интерактивный формат, который позволит всем постепенно погрузиться в ситуацию, пропустить ее через себя и самому почувствовать, что такое травля.

Если договориться не удается, нужно действовать только законными методами – в статье мы комментируем ситуацию в том числе и с юридической точки зрения. Главное, знать, что даже удалением жертвы или агрессора из класса травлю закончить нельзя. Пока ее не назвали, не обсудили и не изменили ситуацию, травля будет продолжаться – просто в других формах и с другими участниками.  

На выход: учим самостоятельности и отпускаем во взрослую жизнь

Коллаж. Самостоятельность ребенка

11 школьных лет пролетят очень быстро. Надеемся, что наши советы и лайфхаки помогут вам сделать их хоть немного проще. Но по завершении этого марафона родителей ждет самый ответственный экзамен: им предстоит отпустить детей во взрослую жизнь. О проблеме сепарации в материале «Как отпустить ребенка в свободное плавание?» рассказывает Дарья Королькова.

Развитие самостоятельности у ребенка можно нарисовать как схему из трех кругов, один в другом. Первый и самый маленький в центре – то, что ребенок может делать сам (не идеально и так, как кажется правильным маме, а просто – может), например, одеться сам. Второй круг – то, что он может делать вместе со взрослым: подмести пол, приготовить ужин. Пусть он не делает этого один, но может принимать участие. Третий и самый большой круг – то, что он делать пока не может: водить машину, работать, оформлять документы. В норме первый круг постепенно вбирает второй, а во второй, в свою очередь, перемещаются навыки из третьего.

Самостоятельности нужно учить со школы (а еще лучше – с детского сада), но школа тут, увы, плохой помощник: она часто требует сегодня, чтобы родители максимально вмешивались в процесс, контролировали детей, многое делали вместе с ними (а иногда и вместо них). В идеале учеба должна быть зоной ответственности ребенка, а родитель – помогать только советами.

Сепарация постепенна и состоит из четырех этапов:

Первый – детский сад, когда ребенок впервые остается без родителя, но может получить его поддержку, делиться впечатлениями и эмоциями.

Второй – школа, и тут появляется ответственность и первое самостоятельное дело.

Третий – пубертат, когда ребенок стремится отколоться от семьи, у него друзья, компании, иногда – бунт. Здесь родители могут лишь следить за тем, чтобы не возникало угрозы для жизни.

Четвертый – взрослая жизнь и брак, в которых родители уже не могут ничего указывать.

Отпуская детей, задумайтесь: а почему вы не готовы их отпустить? Возможно, это поможет окончательно решить проблему!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?