Субботним мартовским утром, на храмовом автобусе, выехали мы в паломническую поездку на Ярославщину. Путь наш был в места, где подвизался архимандрит Павел (Груздев). Память его очень почитается в нашем приходе больничного храма святого благоверного царевича Димитрия. Многим сестрам сестричества довелось знать его лично.
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.
Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время I-ой мировой войны в армию, маленького шестилетнего Павелку взяли к себе в Афанасьевский Мологский женский монастырь тетки – монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга. С небольшими перерывами он жил в монастыре или при нем до его закрытия в 1929 году, затем переехал в Новгород, в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. В 1932 году ему пришлось покинуть монастырь, и он несколько лет жил в родном доме. В 1938 году они с отцом разобрали родную избу, так как их деревня находилась на месте будущего Рыбинского водохранилища, и по Волге сплавили ее до Романова-Борисоглебска (Тутаева). Здесь, на левом берегу Волги, и стоит дом, который они с отцом собрали, обустроили и в котором вместе жили до 1941 года.
13 мая 1941 года Павел Груздев был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама Ряшенцева. На допросах его избивали и слепили глаза, он потерял зубы и начал терять зрение. С 1941 по 1947 год он находился в Вятлаге.
За добросовестное отношение к работе он имел право выхода за пределы зоны. Осенью на лесоповале отец Павел собирал грибы, ягоды, рябину. Грибы солил в ямах в земле, ягоды, рябину также закрывал в ямах в земле, а зимой этими запасами питались заключенные. По словам отца Павла, многие сотни людей были тем самым спасены от голодной смерти.
В 1947 году он вернулся из лагеря домой в Тутаев, но в декабре 1949 года, его снова арестовали и сослали в Казахстан, в Петропавловск, на вольное поселение. До августа 1954 года он работал чернорабочим в облстройконторе и в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла. По возвращении домой в Тутаев он жил с родителями, а 21 января 1958 года был реабилитирован, что дало ему возможность подать прошение о рукоположении в священный сан.
9 марта 1958 года он был рукоположен во диакона, а 16 марта – во пресвитера.
Служил в церкви села Борзова Рыбинского района, затем в Троицком храме в селе Верхне-Никульское Некоузского района.
В августе 1961 года священник Павел Груздев был пострижен в монашество, к чему давно стремился. В 1966 году возведен в сан игумена, в 1983 году – в сан архимандрита.
За много лет жертвенного служения в далеком селе Ярославской области он снискал не только уважение и признательность, но и почитание. Его знали в окрестных селах, в расположенном неподалеку академгородке, откуда к нему приходили и простые рабочие, и профессора, и академики. К нему ехали из Москвы, Петербурга, Рыбинска, Ярославля и многих других городов за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Особенно много духовенства, духовных чад и почитателей съезжалось на его день Ангела, на праздник чтимой иконы Божией Матери «Достойно есть» в последние годы его служения в Верхне-Никульском.
В конце восьмидесятых годов отец Павел стал быстро терять зрение и почти ослеп. Служить один, без помощников он уже не мог и в 1992 году был вынужден уйти за штат по состоянию здоровья. Он поселился в Тутаеве, при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ, несмотря на тяжелую болезнь и плохое зрение. Священники и миряне находили у него ответы на жизненные вопросы и получали утешение.
Зрение духовное не оставляло старца. Его простая, детски чистая вера, дерзновенная, постоянная молитва доходила к Богу и приносила благодатное утешение, ощущение близкого присутствия Божия и исцеление тем, о ком он просил. Многочисленны свидетельства его прозорливости. Эти благодатные дары отец Павел скрывал под покровом юродства.
13 января 1996 года наступила тихая христианская кончина отца Павла.
Похоронен архимандрит Павел, как он и завещала на Леонтьевском кладбище в левобережной части города Романова-Борисоглебска.
(По материалам сайта tradicia-ortho.ru)
Дорога наша была особая. Что ни городок – все святые места, память подвижников земли русской. Такова уж Ярославская дорога. Сразу к цели проехать нельзя. Нет-нет, да завернешь поклониться какому-нибудь святому. И мы не исключение. В Переяславле-Залесском заехали в один из пяти тамошних монастырей. В Никитский, где подвизался великий подвижник – преподобный Никита столпник. Его замечательное житие можно прочесть здесь
Вериги преподобного. Есть такая благочестивая традиция – на источник преподобного Никиты, ходят, надев их на себя.
Путь наш лежал дальше. Путешествие долгое, но радостное…..
Наконец, ближе к вечеру, прибыли в Тутаев. Он же Романов-Борисоглебск. Когда-то это были два разных города на двух берегах Волги. Романов и Борисоглебск. Революция все переиначила.
В паломческом центре «Родник», где нас разместили, мы пообедали вкусными щами. После обеда решили сразу, до Всенощной, сходить на могилу архимандрита Павла, что бы отслужить там литию. Городское кладбище располагается на противоположном берегу Волги. Переправы нет. Так что нам предстояло переходить Волгу по льду, к тому времени уже изрядно подтаявшему. Местные жители делают это на протяжении всей зимы спокойно, даже на машинах. А вот нам с непривычки было страшновато…
Очень были рады, что дошли
Картины тихой жизни
Кладбище на окраине, все в снегу
Лития
Снегирь прилетел, в начале литии, и все время молитвы был рядом.
На надгробии написаны слова архимандрита Павла: «Родился – пригодился, умру – от вас не уйду»
На Всенощную мы пошли в Покровский храм. Там находится чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума». История этой иконы такова. В начале 18 века, жил в городе некий человек, ищущий знания о Боге. Какими только путями он не стремился к этому знанию! Только единственно правильного найти не мог. И ересями он увлекался и учениями всякими филосовскими и, в конечном итоге, совсем с ума сошел. Но были у него минуты просветления. И в такие просил он Божью Матерь помочь ему найти правильную веру и исцелиться. И вот является ему Божья Матерь и говорит: «Покажу я тебе образ. Напишешь икону по этому образу и будешь здоров». Вот в эти минуты, когда болезнь отступала, он и писал образ, показанный ему Божьей матерью. Три раза Она являлась ему и напоминала, как должна выглядеть икона с Ее изображением. Наконец, после третьего явления – икона была написана, а человек этот исцелился. И понял, что правильная вера – Православная.
У этой иконы мы и помолились вместе с настоятелем храма, отцом Георгием.
Когда тот человек исцелился, он написал, в знак благодарности, на обратной стороне образ Спасителя.
Теперь икона находится в таком специальном киоте, чтобы можно было его открыть, как книжку, и прикладываться к этому образу.
Скульптура главы Иоанна Крестителя находится перед иконостасом
Мы шли на ночлег в ставший уже «нашим» паломнический центр. Вечерний город обнимал нас своим очарованием. И обратный переход через Волгу уже не так страшил.
На следующий день – Литургия в соборе Воскресения Христова. В домике при этом соборе провел остаток жизни архимандрит Павел.
В соборе находится образ Всемилостивого Спаса. Он такой большой, что на крестный ход его несут сорок самых сильных мужчин города. Крестный ход с этим образом очень известен в городе и в России. Каждый год, в августе, с иконой обходят все девять церквей города. А когда ее переправляют на пароме на другую сторону реки, над Волгой несется звон всех колоколов. Этот крестный ход никогда не прерывался. Даже в годы гонений. Как не старались власти прекратить его – велико было почитание этого образа. Никак не смогли. Все равно находились люди, и шли.
Под иконой есть «ход», через который благочестивым паломникам надо с благоговением проползти. Возник он, видимо, из-за невозможности поднять икону, что бы под ней обычным образом проходили на крестном ходу.
Никола Можайский очень древний. И, поскольку, сейчас Великий пост, он в черном облачении. На каждое время церковного года у него есть свое облачение. Особенно трогательные тапочки, которые тоже меняются
Это древнее распятие
Еще в соборе есть мощи новомученника исповедника Георгия. Он был духовным отцом священномученника архимандрита Афанасия (Сахарова). Мы приложились к его святым мощам, когда нам устроили небольшую экскурсию по храму. В этом храме когда-то служил святой Иоанн Крондтштатский. В нем молилась преподобная мученица великая княгиня Елизавета Федоровна
Сводили нас и в верхний, летний храм, где есть предел святителя Николая. В престольный праздник там служат всегда. Даже если Никола зимний и в храме мороз минус тридцать.
Росписи в храме никогда не поновлялись, и до сих пор поражают своими свежими красками
А вот и домик, в котором жил архимандрит Павел в последнии годы
Cледующий день. Мы направляемся в село Верхне-Никульское Некоузского района, где служил отец Павел.
Выбор дороги – дело непростое. В России, как известно, даже решающее.
Наконец, чудом, въехали в деревню
Троицкий собор – памятник архитектуры. Правда сейчас храм нуждается в реставрации и реконструкции. Одна глава собора обвалилась еще при жизни отца Павла. Он сам чудом спасся. Обрушилась та глава, которая над алтарем. Все засыпало. Отец Георгий, который сейчас служит в этом храме, рассказывал нам, как бережно откапывали завал, чтобы найти антиминс.
Да и весь храм в тяжелом состоянии. Один угол, в прямом смысле слова, подперт камнем.
Келья в сторожке, где жил отец Павел.
В храме отец Георгий рассказывал о трудностях восстановления свода и кровли, о том, что все больше дачников и скоро «общинка» его, как он сам называет свой приход, станет совсем московская.
Женщины из «общинки»
На кладбище рядом с храмом отслужили литию по блаженной Евгении, похороненной здесь. Она подвизалась в этих местах. Отец Павел ее очень почитал
Фото на память
Пообедав, попив чаю и наслушавшись удивительных рассказов о знакомстве с отцом Павлом, мы двинулись в обратный путь. Он предстоял тяжелый. Погода портилась.
В автобусе я старалась понять, что же я буду рассказывать по приезде домой? Глыба впечатлений давила меня: то ли, думала я, рассказать о святынях Воскресенского собора; то ли о чудной иконе «Прибавление ума»; или описать тихую, вдумчивую жизнь маленького волжского городка — жизнь в вере православной… Или рассказать, как поразила меня личность старца, о котором я так много слышала, но прикоснуться к его жизни близко довелось только в этой поездке….
Вдруг подумалось: свята наша земля, и как мелко будут звучать все восторженные слова о ней, по сравнению с живой жизнью ее святых и ее Церкви. Напишу просто – обо всем, что видела, и как все было. Как напитались мы малой каплей благодати из огромного океана любви наших святых. И как эта капля нас всех освятила и утешила.
Текст и фото Ирины СЕЧИНОЙ
PS: Отдельная благодарность нашему водителю дяде Гене – самому лучшему в мире из водил!