29 мая после воскресной литургии в доме причта храма святой великомученицы Екатерины на Всполье (представительства Православной Церкви в Америке в Москве) открылась выставка «Трагедия Беслана глазами детей». На ней представлены рисунки детей, в сентябре 2004 пострадавших от нападения террористов в Беслане.
Настоятель храма вмц. Екатерины архимандрит Закхей (Вуд) напомнил, что в храме ежегодно совершается панихида по жертвам террористического нападения на США 11 сентября 2001 года, а после бесланской трагедии были панихиды и по жертвам Беслана. Дети, пережившие трагедию, во время лечения в Москве вместе с родителями посещали Екатерининский храм. «Для нашего прихода, представляющего Православную Церковь в Америке, память о жертвах 11 сентября является священным долгом. Таким же священным долгом для нас как для православного прихода в России, является память о жертвах Беслана. Этим мы свидетельствуем наше единство не только в радости, но и в беде, нашу готовность сорадоваться, когда это можно, и сопереживать, когда это нужно. Один православный священник сказал, что вспоминать – значит любить. И то, что мы пришли сюда, говорит о нашей любви к невинно пострадавшим в Беслане, Нью-Йорке, Вашингтоне и всюду, где происходили такие трагедии», – отметил отец Захей.
«Чудовищность этого преступления невозможно передать словами. Надо, чтобы жертвы сами обращались к нам без слов, чтобы мощная сила искусства показала миру, что даже с пепелища бесланской школы можно взывать о красоте и смысле», – сказал генеральный консул посольства США в Москве Джеймс Петтит. Он считает, что пожертвования, отправленные в Беслан членами североамериканских приходов, отражают связь всех людей, видящих будущее в детях.
Суть выставки точно выразил представитель Северной Осетии в Москве Эмиль Лакшин: «Это не та выставка, на которой ищут таланты или демонстрируют художественные достижения. Она сама по себе достижение. Достижение мужественного духа ее маленьких авторов».
Пули, которыми подонки стреляли в спины детей, задели старых людей в России, народы Сербии и Черногории. Поэтому весной большая группа детей, школьников и преподавателей из Беслана побывала в гостях на побережье Черногории. Об этом напомнил посол Сербии и Черногории Милан Рочен. Он также поблагодарил организаторов и гостей выставки. Рисунки детей, переживших трагедию, утверждают победу добра над злом.
На открытии выставки присутствовали посол Эфиопии в РФ Асаминеу Бедание, заместитель председателя Совета федерации РФ Александр Торшин, президент Международного фонда единства православных народов Валерий Алексеев, а также психологи кафедры детской и подростковой психиатрии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Александр Венгер и Елена Морозова, работавшие с детьми, пострадавшими от террористов. После окончания официальной части А. Венгер на примере двух картин 8-летней девочки показал результаты арттерапии. Эта девочка была заложницей террористов вместе с мамой и старшими братом и сестрой. Брат с сестрой погибли на ее глазах, она получила легкие осколочные ранения. Первоначально у нее был мутизм – так специалисты называют состояние, когда человек сохраняет дар речи, но категорически отказывается говорить. Первая картина написана через две недели после трагедии. Если не всматриваться, она кажется светлой и радостной: дерево, солнце. Но Венгер, работавший с этой девочкой, обращает внимание на малозаметные для неспециалиста детали: вместо лучей у солнца шипы, дерево наклонено, всё вокруг валится. И как ни мила на первый взгляд эта картинка, она выдает очень неблагополучное внутреннее состояние ребенка. Гораздо светлее вторая, ноябрьская картина, названная автором «Улыпка».
С 13 сентября до 1 октября А. Венгер и Е. Морозова работали в Беслане как волонтеры. В ноябре на их проект был получен грант, теперь они регулярно ездят к бесланским детям. А на их кафедру на обучение приезжают психологи из Беслана. По словам Венгера, на момент трагедии в Беслане не было ни одной психологической службы. Кроме того, на психологическом факультете Северо-Осетинского университета (выпускниками которого является большинство бесланских психологов) нет кафедр клинической и детской психологии. Дети же, пережившие такую трагедию, нуждаются в реабилитационной помощи как минимум в течение двух-трех лет. Особенно дети, потерявшие родителей. Во время сентябрьской трагедии более 100 детей потеряли одного из родителей, а 17 остались круглыми сиротами. Правда, ни один из них не попал ни в детский дом, ни в приют. Всех взяли в свои семьи дальние, по российским представлениям, родственники. А вот на Северном Кавказе троюродные братья или сестры родителей считаются очень близкими родственниками.
Выставка детских рисунков в доме причта храма вмц. Екатерины продлится до 4 июня.
Леонид ВИНОГРАДОВ