Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Рисовать красиво — просто

В городе Лобня есть специальная коррекционная школа. Под руководством диакона Дмитрия Котова здесь проходят занятия, на которых дети с проблемами развития учатся различать добро и зло и рисовать

Олина жизнь

Диакон Дмитрий Котов:
Недавно возвращаюсь после занятий в коррекционной школе, спешу на электричку, слышу: кто-то бежит за спиной, догоняет и, тяжело дыша, идёт за мной, не решаясь заговорить. Не выдерживаю, поворачиваюсь. Оля из 5 класса. Оказывается, нам ехать в одну сторону.
«Ты одна у мамы?», — спрашиваю.
«Нет, нас восьмеро. Все дети, кроме старшего брата, от одного отца, который в 2003 году умер от известного диагноза».
— Как же вы живёте? — спрашиваю.
— Плохо живём. Мамку бьют, матерятся, не работают.
— А ты материшься? — спрашиваю.
— Я нет.
И действительно, я ни разу не слышал от Оли дурных слов. Да она и молчалива. Оказывается, она меня догнала, чтобы спросить, как окрестить годовалого младенца, ее племянника, и сколько для этого денег нужно.
Объясняю, что у нас в храме на крещение тарифы не установлены. Стоит церковный ящик. Кто сколько может, тот столько и опускает, ведь у всех людей разные материальные возможности.
— Мама кем работает?
— Никем, дома сидит с племянницей.
— А где мама племянницы?
— Она ушла из дома, где-то тусуется. Это моя сестра. Она больная на голову, живёт с таким же больным парнем. Недавно второго ребёнка родила и матери подбросила. Так мамка не выдержала, в дом ребёнка отдала. Первого-то нечем кормить…
— А кто же твою мамку бьёт?
— Да сестра Анька, которой 26 лет.
— А ты её защищаешь?
–Защищает её самая старшая сестра, а мне куда, самой наподдают, я же младшая.
— Так кто же деньги в дом приносит?
— Никто.
— А как же вы живёте? Может, кто ворует?
«Нет вроде бы…» — нерешительно сказала Оля, и добавила: «Вот так и живём».
Такой диалог у меня получился с Олей.
Сразу же вспомнилась другая мама, которая кричала: «Заберите у меня этого урода, я его (сына) ненавижу». А я ещё поражался, почему этот мальчик всё рисует коричневой краской, хотя под рукой двадцать чудных цветов. У него клептомания, он везде всё ворует.
А недавно я наказал еще одну свою ученицу — Иру, не разрешил ей стоять возле иконы с большой свечой, хотя она очень хотела, — однажды нечаянно услышал, как она материлась.
Многие девочки и мальчики, даже малолетки, покуривают, не раз видел. У многих нет родителей, и они живут в детском приюте. Многие психически больны, серьёзно отстают в развитии. Вот такие дети в коррекционной школе. Обычно — из неблагополучных семей.

Рисунки на полу спортзала

Виктор Васин, алтарник храма Спаса Нерукотворного в Котове:
Вместе с другим алтарником нашего храма я сопровождал диакона Дмитрия Котова в его первой поездке в эту школу.
Когда мы подъехали к старому двухэтажному кирпичному зданию, на пороге у дверей курила группа подростков лет 12-13-ти. Среди них и девочки. Появление отца диакона в облачении их ничуть не смутило. Кто-то из ребят развязно крикнул: «Что вам здесь надо?»
«К вам идем, мир несем», — ответил о. Димитрий.
Пока мы искали кабинета директора, из дверей классов высовывались озадаченные головы. «Ну и крутые», — неслось вдогонку. Похоже, ребята были готовы увидеть все, что угодно, но только не это: по коридорам их школы ходил пожилой бородатый мужчина, одетый в длинное черное одеяние. «К чему все это?» — было написано в глазах у детей.

В первый раз мы договорились с завучем школы о будущих занятиях. Среди прихожан храма Спаса Нерукотворного собрали деньги для закупки огромного количества красок, кистей, бумаги. А на каникулах, по разрешению директора, настоятель нашего храма протоиерей Алексий освятил школу.
По окончании каникул пришло время начинать занятия с детьми.
В спортзале по всей длине и ширине были расстелены рулоны обоев белой стороной кверху. Для каждого из 27 пришедших ребят было отмерено по одному метру бумаги. Каждому выдали полный набор гуаши, кисти. Присутствующие при этом учителя тоже захотели рисовать и тоже получили все необходимое.
Но это было потом.
А вначале дети выстроились вдоль большой стены, на фоне которой казались совсем маленькими и беззащитными. Было объявлено, что все будут рисовать, но ребята еще толком ничего не понимали. Наступила необычная тишина. Все дети смотрели на отца диакона, а он на них…
Детский мир — сказочный мир. А в жизни этих ребят как раз сказок и не хватает. О. Димитрий начал с того, что посадил всех — чубастых, вихрастых, взъерошенных, с косичками и без косичек — вокруг себя и начал рассказывать сказку. Все мальчишки и девчонки шумно дополняли рассказ, спорили, топали от смеха ногами, хлопали в ладоши.
А в конце сказки, когда ребята немного успокоились, отец Димитрий предложил им нарисовать, кто как сможет, о чем была сказка. Дети, толкаясь и обгоняя друг друга, побежали к своим местам.
Отец Димитрий остановил их вопросом: «Дети, а можем ли мы какое-либо доброе дело сделать без молитвы?» Ребята задумались. «Нет», — ответил за них он. «А что такое молитва?» — спросил кто-то из учеников. «Вот давайте об этом и поговорим, а потом и помолимся», — был ответ. — Но перед молитвой надо перекреститься. Кто из вас умеет креститься и что это значит?» В ответ молчание. Даже учителя смущенно отворачивались, не зная, что сказать.
Отец Димитрий вышел на середину зала и трижды медленно осенил себя крестным знамением. И рассказывал о том, что крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. «Теперь давайте попробуем перекреститься все вместе», — предложил он.
И произошло чудо. Все педагоги и все ученики, больные и не очень больные, задиристые и смирные, постарше и помладше, доверчиво глядя на отца диакона, одновременно наложили на себя крестное знамение.
Дети не кривлялись, не ехидничали, не стеснялись друг друга и старших. Они первый раз в жизни перекрестились. Кто как мог. Кто левой рукой, кто слева направо, кто вообще как-то непонятно. Но не это главное — креститься они еще научатся. Главное, все очень старались.
После этого спокойно, не суетясь, разошлись каждый к отведенному ему месту, и — кто сидя, кто лежа — стали сосредоточенно рисовать.
Преподаватели – в основном, пожилые женщины — забыли про свой возраст и положение и на время тоже стали детьми. Они, как и их ученики, — одни на корточках, другие — сидя прямо на полу – пыхтели над своими рисунками, озадаченно почесывались, покрякивали, искренне переживая, как бы их творчество не оказалось хуже, чем у ребят.
Отец Димитрий ходил между ребятами, подсказывая, как рисовать. Поднятые руки тянулись к нему со всех сторон. «Ко мне подойдите, мне помогите».
Тогда отец диакон сказал: «А знаете ли, ребята, почему вам так трудно даётся учеба?». И сам же ответил: «Потому что делаете это без молитвы». Сказал и тут же запел молитву своим красивым зычным голосом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». А потом, обращаясь ко всем, попросил: «Подпевайте мне: Пресвятая Богородице, спаси нас».
И все дети, и взрослые подхватили молитву. Вначале она звучала неуверенно, еле слышно. Отец Димитрий продолжал просить всех: «Помогите мне, одному ведь очень трудно взывать ко Господу о помощи». И вот звонкие ребячьи голоса от всей души стали помогать ему, чтобы Иисус Христос услышал их мольбы о спасении. Общая молитва крепла и набирала силу, звучала все громче, яснее.
Когда отец Димитрий устал или сделал вид, что устал, он стал просить педагогов, а потом и детей, по одному выходить на середину спортзала и петь своих святых. И они выходили, смущенно прижимаясь к нему. И пели. Пели молитву, называя своих святых, а все остальные, на удивление ладно и стройно, припевали: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Молитва стала слышна уже по всей школе. Проходившие мимо ребята старших классов ошалело заглядывали в дверь, не понимая, что происходит. Откуда молитва? Почему измазанные в краске преподаватели сидят на полу? Всё происходящее было ну очень странно и интересно. И ребячье любопытство не выдерживало. Старшие стали просить, чтобы и им тоже дали порисовать. Но мест уже не было. А ученики все подходили и подходили. Пришедшие ранее ребята стали тесниться, делясь с вновь прибывшими своим местом и красками.
Общая молитва зазвучала с новой силой. Так, под ее пение, и прошло первое занятие, длившееся, вместо запланированных 40 минут, около двух часов.
Тут все увидели, кто есть кто. Педагоги по-новому, через рисунки, открыли для себя своих питомцев, а те, в свою очередь, узнали в них таких же детей, как и они.
Рисунки получились у всех очень разные, в основном, с сочными, контрастными цветами с преобладанием светлых тонов.
Лишь у одного мальчика весь листок был закрашен темно-коричневой краской с маленькими, желтого цвета, пятнышками. Так он воспринимал окружающий его мир. Это был ребенок лет девяти, о котором учителя еще в начале занятия предупредили нас. Он постоянно ворует все, что попадает под руку. Из-за этой болезни родители мальчика отказались от него, выгнав из дому. В школе он продолжал брать чужие вещи. Этот щуплый, с загнанным взглядом, подросток тоже, как другие дети, вместе с отцом Димитрием выходил на середину зала и просил своего святого, Пресвятую Богородицу о помощи, о спасении. Да, конечно, он делал это еще не совсем осознанно, но все же один маленький шаг к спасению был сделан. И еще за все время занятий он ни у кого из ребят ничего не взял, хотя в общей суматохе сделать это было нетрудно.

Культурные излишества?

Диакон Дмитрий Котов:
В русских дворянских семьях дети сызмальства слушали, как играет мать или отец на фортепиано. Были распространены семейные альбомы, где помещались удачные акварели и рисунки членов семьи. Нам известны детские рисунки Александра Сергеевича Пушкина, выполненные пером, акварели Михаила Юрьевича Лермонтова и других известных русских людей — совсем не художников.
И это дилетантские занятия — не блажь. Наблюдая красоту творения Божия, передавая его в красках и линиях, душа ребёнка гармонично развивалась, становилась более внимательной к окружающему миру. В Японии до сих пор рисование и музыка преподаются на уровне с математикой, языком. Мать-японка ночью будит своих детей, чтобы те полюбовались красотой неба, луны.
У нас это в прошлом.
Дворянство, конечно, подражало Западу. Но всё равно, в лучших образцах были и мера, и вкус. Достаточно посмотреть усадьбу Архангельское или дом Некрасова в Карабихе. Каждый дом, каждый интерьер имел свои неповторимые особенности. Отсюда, из этой среды и рождались наши гении.
Посмотрите, какой была утварь крестьянина, какие были срубы. Насколько все окружающие человека предметы были целесообразны, просты и совершенны по форме!
У купца материальные возможности были побольше, он мог позволить себе «излишества», которые сейчас рассматриваются нами, как произведения прикладного искусства: узорчатые платки и шали, расписные кареты, сундуки, комоды, шкафы, резные зеркала. Сейчас всё это — в музеях. И все – от исконных народных промыслов.
Личность без живой культурной среды обитания не может вырасти. А именно эту среду сейчас и уничтожили. Мы держимся только на запасах прошлых веков. Интерьеры квартир стали похожи друг на друга. Редко встретишь оригинальную неповторимую живую среду. В домах полно случайных вещей.
Недавно зашел к знакомому художнику. Его сын — мой крестник, поэтому мне небезразлично, какие книжки ему читают. И что вижу? Наряду с прекрасными иллюстрациями Билибина в книгах Бианки — невероятный ширпотреб: прилизанные котики, собачки, звероподобные люди. То есть наряду с хорошими — книжки ядовитые. Когда семья употребляет какие-нибудь грибы в пищу, их десять раз проверят, чтобы не отравились дети. А здесь… С разрешения хозяина пришлось сделать ревизию книжной продукции, и треть книжек была отдана мне на сожжение.
Благодаря современным средствам информации ребёнок сейчас многого может нахвататься. Но преобразить окружающий его мир он бессилен, если не имеет в себе почвенного личностного начала, какое имели в себе наши предки. Поэтому так важно среду обитания детей сделать по возможности живее.
Тем более в этом нуждаются обездоленные дети. Им тяжело дается математика, язык, другие знания, дети из соседней школы их обзывают И вдруг под руками больного ребенка рождается изображение птиц, животных, людей, деревьев. Для детей это чудо. Не каждый из них может освоить школьные науки, но почти каждый может воспроизвести в красках окружающий мир. Мы, взрослые, обязаны предоставить им такую возможность, рисование можно превратить в игру. Подготовка к праздникам, оформление рисунками стен школы, издание стенгазет — все это делает окружающий мир ребенка понятным, естественным, органичным для него.
Еще недавно мне один папа, у которого двое детей, говорил, что вполне достаточно, если он даст правильные нравственные установки своим детям. Теперь он стал понимать, что этого недостаточно. Если ребенок не станет, даже на своем уровне, независимо от своего возраста, активно утверждать добро, если к нему привьются всякого рода духовные и душевные заменители в виде разрушительных компьютерных игр и неотфильтрованной телепродукции, он рискует попасть в категорию людей, строящих Вавилонскую башню.

«Закон Божий» в коррекционной школе

Два с половиной года пришлось искать формы преподавания в этой школе. Главная сложность в том, что дети разновозрастные — от первого до девятого класса — с различными психическими и физическими отклонениями, Воспринимать информацию, тем более такую сложную, как Закон Божий, больше восьми-десяти минут они неспособны. Какие методы только не были перепробованы, и всё равно оставалось чувство неудовлетворённости.
Было замечено, что детям нравится петь молитвы, слушать живые рассказы о житиях святых, всякие душеполезные истории, которые каким-то образом касались их собственной жизни. На этом интересе и пришлось строить занятия — стало получаться.
Иногда Закон Божий начинается с небольшого рассказа, например, о том, что случилось со мной по дороге. Доезжать до школы частенько приходится на попутных машинах. Часто по дороге попадаются люди с какими-то необычными судьбами и историями, задают интересные вопросы. Вот и начинаю урок с того, что делюсь с детьми своими дорожными размышлениями.
Например, подвозила меня к школе на «Хонде» молодая и, по-видимому, очень состоятельная женщина. Как у каждого человека, у неё свои жизненные сложности. Вспоминаю слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; …удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» (то есть через очень узкие врата в Иерусалиме). Поднимаю вопрос: «Быть богатым, это хорошо или плохо? Богатый человек счастливый или нет, как вы думаете? Богатство хорошо или плохо с точки зрения христианского учения?» Детям этот вопрос небезразличен, потому что многие, как мне говорили учителя, приходят в школу только для того, чтобы поесть (еда в школе даётся бесплатно). То есть, если бы они не пришли в школу, то остались бы голодные. Детям интересно, важно, чтобы поднимались их вопросы — то, что их мучает. А для меня, как для педагога Закона Божия, важно вызвать их на диалог, заставить размышлять.
Или с самого начала ставится какая-нибудь нравственная проблема. Например, Саша не поздоровался, когда я входил в школу, хотя я его чуть ли ни плечом задел. Я его окликнул, поклонился, и первым поздоровался. Утверждает, что не заметил. Конечно, говорит неправду. Я переживу, что Саша не поздоровался, но эта проблема не только Сашина, это общая проблема. Помнится, приехав в одну из православных школ, где раньше учились мои сыновья, поразился тому, что дети не здороваются с взрослым человеком. Тем более, что одет я был, как и положено священнослужителю, в подрясник. В деревнях, кто бы ни шёл, молодой или старый, принято здороваться. Совершенно чужие люди, которые тебя никогда не видели, здороваются. А в православной школе дети проходят мимо тебя, как мимо столба…
Объясняю детям, почему не здороваться, кто бы ни пришёл в школу, плохо. Это неуважение к старшему человеку. Значит можно и не уступить старушке место в автобусе или в электричке. И вообще всё можно: хамить, дерзко разговаривать с взрослыми. Вседозволенность — это беда, и с этой бедой нам, взрослым, тем более педагогам, нужно бороться.
После такой предварительной беседы, цель которой — серьёзно настроить детей, пригласить к диалогу, сконцентрировать их внимание, начинаем петь основные молитвы: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Спаси, Боже, люди Твоя». Обычно каждую молитву поём по два раза. Дети стоят. Между пением спрашиваю: «Кто это: Царь Небесный, Богородица Дева? Почему её называют Богородицей? Как вы понимаете «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Что это за долги?». Опять диалог, в результате которого дети осмысливают слова молитв.
Затем все садятся, рассказывается или о святом, чью память празднуем в этот день, или о предстоящем Двунадесятом или Великом празднике. Здесь формы могут быть различные. Любой рассказ о каком-нибудь нравственном или, наоборот, безнравственном поступке и его последствиях годится. Лишь бы дети смогли потом, встретившись с подобным явлением в жизни, отделить плевелы от пшеницы. Чтобы этот рассказ смог бы им реально помочь в жизни, сделать свой выбор между Добром и Злом.

Как научить детей рисовать красиво?

Лидия Петровна, учительница младших классов:
«Детки не имели навыка работы с красками, и первые рисунки напоминали «мазню». Но отец дьякон с терпением и отеческой заботой сумел пробудить интерес к творчеству и развил навыки рисования. Старания не пропали даром, детскими рисунками украшены стены школы. Здесь и символические изображения весны, и усатый дворник с большой метлой, и русские девицы-красавицы в нарядных костюмах…»

Павел, один из родителей:
«Мы пришли в эту школу недавно. Первым впечатлением было то, что ты находишься в очень доброй школе. На стенах много детских радостных рисунков, фотографий природы и животных, цветы. Здесь собраны дети, которым очень непросто даются знания. Но зато эти дети, может быть, легче усваивают доброту. Здесь атмосфера душевной заботы, домашней неторопливости. И мне подумалось, что вот и обычная наша средняя школа-то, ох как нуждается в похожей коррекции — в духовной коррекции любви и добра».

Отец Дмитрий Котов:
Как же все это рисуется? Ребятам предлагаются простейшие схемы, или, как их еще называют, «опорные знаки» (или сами ребята их предлагают), чтобы не боялись листа.
Самые красивые и простые одежды созданы церковной традицией для богослужения. Даже уродливый человек в этих одеждах прекрасен. Люди в древности часто носили именно подобного покроя одежды — свободные и простые. На доске рисуется схема человека
Это прямоугольник туловища, яйцо головы, треугольник носа, еще один овал бороды, если таковая по сюжету требуется, вытянутые треугольники — обувь
«шланг» рук
или согнутый треугольник или прямоугольник рук и «варежки» кистей
и шапка волос — вот и вся фигура.
Если человек идет, наш прямоугольник гнется
Если сидит — дважды гнется, как плитка пластилина Если же это народный костюм, то схема чуть меняется. Если девица, то прямоугольник книзу расширяется.

Если нам нужна птица, мы вспоминаем форму листа с дерева, плюс шар головы, треугольник клюва и большой треугольник хвоста . Если нужно животное, то рисуется овал, а чтобы было понятно, часто говорю «сосиска», и дети смеются. Шея как прямоугольник, голова опять-таки как лист. Если овца — хвост как шарик
. Если нам нужен осел, то добавляются длинные уши и длинный хвост с кисточкой на конце . Если нужна лошадь, то рисуем гриву и распушенный согнутый треугольник хвоста

Если нужна пальма, то схема ее проста — рисуется как фейерверк. Если кипарис — форма горящей свечи . Если русское дерево береза, то рисуем длинный тонкий ствол, а от него — ветки-косы, которые на концах раздваиваются.

Если дуб, то схема похожа на удава — большого, среднего и мелкого. Если клен, то вспоминаем рогатку: множество рогаток дадут нам принцип рисования клена .
У липы верхние ветки стремятся к небу, нижние стелятся низу, а средние, как руки, распростёртые в сторону .
Зачем предлагаются схемы? Чтобы дети не рисовали уродливые, как после атомной войны, или коло-образные, со спиленными макушками деревья неизвестно какой породы, или человечков, больше похожих на бесов или обезьян
.

Профессор МДА Алексей Ильич Осипов на одной из своих лекций вспоминал, как один коммерсант хотел дать большую сумму денег на золочение купола храма и спрашивал совета. Ему ответили: «Не купола золотить надо, а души просвещать нужно. Издали бы, например, Авву Дорофея, величайшего святого церкви, он всем доступен и понятен». И этот бизнесмен принял добрый совет и действительно издал достаточно большим тиражом книгу Аввы Дорофея, которая потом раздавалась бесплатно или почти бесплатно.
Так же, помогая подобным коррекционным школам, детским домам, приютам, богадельням нужно заботиться не о внешнем лоске заведений и не о подарках и богатых игрушках. А о душах обделённых детей, которые находятся в этих домах. Вот здесь и уместны всевозможные вклады, и на пользу пойдут те деньги, которые вложены в конкретное направление.
Когда несколько лет назад мы с настоятелем и нашим алтарником Виктором Николаевичем Васиным пришли в коррекционную школу, нас поразила убогость её стен. Было ощущение, что мы попали в школу послевоенного времени. На первом этаже висели безвкусные плакаты о правилах движения, неуместно повешенные, грубо нарисованные картинки по детским сказкам. Второй этаж школы был просто пуст. Крыша протекала, штукатурка сыпалась, оформление классов было более чем скромным. У учителей не было достаточных возможностей что-то реально улучшить.
Слава Богу, министерство образования в этом году дало деньги, и школа отремонтировала крышу. Завезли приличную мебель. Но мебель в коридорах не поставишь! Поэтому, посоветовавшись с директором Владимиром Ивановичем Алексеевым, мы сделали в коридоре второго этажа музей детских рисунков и живописи: большие работы в добротных рамках. Птицы, животные, рыбы, изображения храмов, портреты детей, пейзажи разных времён года.
Однажды нас попросили помочь отремонтировать большую кладовку, заваленную всяким хламом, и, если можно, разрисовать. Прихожане нашего храма помогли с ремонтом.
Дети воскресной школы храма Спаса Нерукотворного образа на весенних каникулах вместо смотрения телевизора и компьютерных игр написали на всех стенах на сюжет сотворения мира огромную композицию. От пола до потолка, масляными красками. В нижнем ярусе плавают многочисленные рыбы, в верхнем — на ветках поют диковинные, наверное, райские птицы. У большого дерева стоит чуткий олень, с противоположной стены на него смотрит рычащий лев, под кустом — заяц. Виноградная лоза с птицами стелется по боковым стенам бывшей кладовки. Все росписи окружены разнообразными орнаментами (дети их долго придумывали, отрисовывали, основываясь на культуре древневизантийских и древнерусских орнаментов). Над дверью объединяющая всю композицию фраза из Библии: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Теперь это любимое место собрания учителей, там же проводятся с ними занятия по Закону Божьему. Часто в непосредственной обстановке, за чаем. Такое общение располагает к откровенному обсуждению насущных вопросов сегодняшнего дня в школе.
А сколько кабинетов еще не оформлено! Сколько еще будет, весенних, летних и зимних каникул, когда ребята из воскресной школы смогут приложить свои силы в реальной помощи, в реальном доброделании на пользу этих обделенных детей и во спасение своих душ! Когда ученики увидят, какой теплой, живой и нарядной стала их школа, они, мы надеемся, лишний раз не плюнут, не напишут на стенах дурных слов. Они не будут чувствовать себя изгоями в нашем обществе, которое почти забыло об их существовании. Какое необъятное поле деятельности — в первую очередь, для православных общин!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?