Более шести месяцев назад во Владимирской области появился «религиозный патронат». Что это такое? На такой вопрос затруднились ответить как большинство столичных специалистов, так и подавляющее число чиновников профильного комитета владимирской администрации…
«К сожалению, я не знаю точно, что это такое» – признается один из крупнейших российских специалистов в области патронатного воспитания Галина СЕМЬЯ. «О религиозном патронате я, честно говоря, не слышал – вторит ей уполномоченный по правам ребенка при правительстве Москвы Алексей ГОЛОВАНЬ, по долгу службы отслеживающий все новации социальной работы с детьми. – Но раз есть такая инициатива, раз есть такие общины, которые готовы заняться этими детьми, это прекрасно! Я считаю, что современная российская ситуация в плане сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень тяжелая, и чем больше будет форм их устройства, чем больше взрослых будут вовлечены в процесс оказания им помощи – тем лучше!»
Впрочем, нам потребовалось приложить немало усилий, чтобы разыскать подобные общины, а сотрудников комитета по социальной политике разработавших закон найти не удалось вовсе. Итак, что же такое религиозный патронат?
Cобственно патронат – особая форма семейного устройства детей-сирот, сравнительно недавно появившаяся в России.
Система патроната может быть тезисно представлена следующим образом: «патронатный родитель», как его называют – в отличие от усыновителя, – юридически является в большей степени воспитателем ребенка, личным педагогом на постоянной основе, нежели мамой или папой в привычном для нас понимании.
То есть юридические права при патронатном усыновлении остаются целиком у детского дома, но сам ребенок как бы передается на воспитание усыновителю, и живет благодаря этому не в детдомовской палате казарменного типа, а в условиях психологически и физически приближенных к семейным. Проще говоря, – дома у патронатного воспитателя. Важно заметить, что в нашей стране такая форма усыновления иногда становится своеобразной подготовкой к полному, традиционному усыновлению, хотя обязательного усыновления патронат и не подразумевает. Патронатный родитель в течение всего времени на основе письменного договора числится сотрудником детского дома и в известной степени контролируется педагогами-специалистами оттуда. Они обеспечивают его методической литературой, специальными знаниями, оказывают консультативную и психологическую помощь.
Кроме того, государство платит патронатному воспитателю зарплату, заметно превышающую обычные «детские» пособия, а ребенок сохраняет право на все предусмотренные для сирот государственные льготы, так как официально по-прежнему считается сиротой.
Патронатная система во всем мире имеет массу сторонников, полагающих, что она многократно облегчает негативные последствия детдомовского воспитания и позволяет ребенку с меньшими проблемами адаптироваться к жизни в социуме после своего совершеннолетия. Однако, в федеральном российском законодательстве такой формы опеки как «патронат» просто не существует. Некоторые регионы самостоятельно приняли ряд местных постановлений, разрешающих и регулирующих патронатные программы. Так, впервые в нашей стране, в феврале этого года в законодательстве Владимирской области появилось революционное понятие религиозного патроната.
Из постановления Губернатора Владимирской области N 114 от 19.02.07 г.: «<…>При патронате религиозной организации, воспитанник (обучающийся) передается на воспитание в религиозную организацию, либо учреждение создает условия для постоянного проживания группы воспитанников (обучающихся) с семьей патронатных воспитателей. <…> Религиозная организация предоставляет устав организации, свидетельство о государственной регистрации, заключение территориального управления Роспотребнадзора по месту нахождения религиозной организации о соответствии условий, созданных религиозной организацией, гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключение органов опеки и попечительства о целесообразности передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание в религиозную организацию. <…>« |
«Правильное название – «патронат религиозных организаций» – сообщили нам, в администрации города – То есть это форма воспитания детей, при которой ребенок сирота, или ребенок оставшийся без попечения родителей, передается на воспитание в религиозную организацию по договору между учреждением для сирот и собственно религиозной организацией».
«Сейчас есть какое-то количество детей, которые проживают в монастырях, потому что когда-то они убежали из дома – и в конечном итоге попали в монастырь, прижились там. Их проживание не было узаконено. Теперь же они получат право жить в таких монастырях на законных основаниях… Но не нужно забывать, что не каждая религиозная организация может получить ребенка! К моменту заключения договора организация должна обеспечить условия приближенные к семейным: они должны соответствовать гигиеническим требованиям, кроме того – заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии ребенка, обязаны обеспечить ему получение общего среднего или профессионального образования.
На воспитание, по договору из областного бюджета, религиозной организации выделяются деньги, а она в свою очередь, отчитывается перед государством в том, как эти деньги потратила».
В тексте закона не оговорено, какие именно конфессии могут принимать детей на религиозный патронат. «В секту ребенка все равно не отдадут! – успокаивают нас чиновники, – передача воспитанника – серьезное дело и подразумевает тщательную предварительную проверку». Увы, возможный механизм такой проверки нам прояснить не удалось.
Конкретных примеров, когда бы данный закон был применен на практике, пока нет. Однако клирик Владимирской епархии, отец Михаил МОРОЧЕВ, директор Детского дома во имя св. Екатерины при Свято-Успенском Княгинином монастыре города Владимира – уже готовит, с благословления правящего архиерея, документы. На патронатной основе он мечтает устроить в монастырь своих воспитанниц, сотрудники детского дома тогда станут кураторами-специалистами, оказывающими сопровождение, а монахи, либо специальная патронатная семья, заключившая договор с монастырем – воспитателями.
«Закон нужно более глубоко изучить, поэтому мы не спешим, но к зиме, возможно, уже переведем детей на патронат – говорит он. – Зачем нам это нужно? Понимаете, детский дом, даже такой дом как наш, это все-таки учреждение со своим режимом. Хотя мы изо всех сил и стараемся создать условия приближенные к семейным… Во-вторых, в формате детского дома бывает затруднено какие-то формы религиозного воспитания. Например, там нельзя поститься, так как есть строго утвержденное меню, и государственные требования к этому меню. Патронат более гибкая система».
Приют о.Михаила создан совместно Епархией и городской властью. Подобная симфония, по словам батюшки, надежно защищает его от чрезмерных придирок контролирующих органов. На фото: глава г.Владимира А.П.Рыбаков на рождественской елке в Свято-Екатерининском приюте (2004 г.)
На патронатную форму будут переведены несколько девочек, уже достаточно глубоко интегрированных в жизнь монастыря – учениц монастырской регентской школы. Возможно, сам руководитель школы и станет лицом, несущим за них ответственность. «На их место в детском доме мы сможем взять новых детей – делится планами о.Михаил. – Но здесь мы еще будем уточнять подробности законодательства, конкретно разбираться в тонкостях с нашими юристами. Такого ведь раньше не было закона… Так что будем дерзать!»
Дмитрий РЕБРОВ