В этом году будет юбилей – 100 лет первой мировой войне, которую многие по праву называют «ужасной». Однако помимо миллионов жертв, крушения империй и иллюзий война принесла новые идеи и технологии. Например, благодаря ей сформировался жанр социального плаката.
С изобретением хромолитографической печати в середине XIX века стало возможно печатать плакаты – яркие широкоформатные изображения, в которых насыщенная цветами картинка сочеталась с крупным и заметным текстом. Использовалась она поначалу в коммерческих целях – для того, чтобы убеждать большие массы людей купить определенные товары и услуги. Затем плакат стали применять для завлечения людей на выборы.
И лишь потом возникла необходимость призывать людей к действиям, никак не связанным с коммерцией или политическим торгом. 28 июля 1914 года разразилась впервая мировая война. Беда, охватившая весь земной шар, породила потребность призывать и стимулировать миллионы людей к самым разнообразным действиям: становится солдатами, бережливо относится к еде, идти в сестры милосердия и даже вязать носки!
Телевидения и социальных сетей тогда не было, прежние способы привлечения людей (газеты, митинги и т.д.) оказались недостаточно действенными, поэтому в массовом порядке начали рисовать и печатать плакаты.
Первейшая необходимость в военное время, конечно, – набрать максимум солдат. Для этого художники-плакатисты должны были стать психологами и попытаться «поиграть» на самых разных «струнах души».
Вот плакат для ирландцев, призывающий защищать Бельгию. Суровая ирландская женщина с винтовкой не оставляет мужу шансов: «Ты пойдешь в солдаты – или мне самой придется?»
Американский плакат давит на совесть: «Ты не исключение, присоединяйся!»
«Дерись за нее! Вступай в ряды ирдандско-канадски рейнджеров!» Это один из первых плакатов, использующий образ матери. Причем вполне конкретный – рисунок скопирован с картины «Аранжировка в сером и черном. Мать художника» Джеймса Уистлера, 1871 год.
Образ женщины – матери, жены, сестры очень часто исползуется в социальных плакатах военного времени. Видимо оттого, что аудитория плакатов – это, прежде всего, мужчины. Или женщины, которым нужно подать пример.
Как, например, эти француженки подают пример канадским сестрам.
«Они спасли Францию. Как я могу спасти Канаду – очень просто, купи „Облигации Победы«»
Или вот эти рачительные хозяйки, не выбрасывающие овощи, а закатывающие их в банки.
Тема бережливости отражена на очень многих плакатах. Экономики стран, участвовавших в войнах, страдали, запасов еды (особенно хлеба) на всех не хватало.
«Кухня – ключ к победе! Ешьте меньше хлеба»
«Сохраняй два кусочка хлеба каждый день – потопишь подлодку врага!»
По своему боролись западные державы (в данном случае – Канада) и с «кулаками» – теми, кто припрятывает еду и не отдает муку и сахар для нужд фронта. Продразверстка и ссылка им не грозили, но грозил штраф от 100 до 1000 канадских долларов, заключение в тюрьму на три месяца и, конечно, моральное порицание.
Плакаты призывали не только экономить, но и помогать тем, кто в беде.
Например, помочь голодающим французам.
Или поддержать народы Ближнего Востока – Армении, Греции, Сирии и Персии.
Много плакатов, связанных с деятельностью «Красного креста» и сестер милосердия.
Вот, например, плакат «Помоги!» Подозрительно напоминающий плакат Моора «Помоги» про голодающих поволжья.
Или вот этот веселый плакат, созданный для сбора средств для помощи солдатам, только что вернувшимся с оконченной в 1918 году войны.
«Нашим мальчикам нужны носки! Свяжи свою пару!» – американский Красный крест собирает теплые носки для воюющих солдат.
В отличие от плакатов европейских и североамериканских стран, которые в основном изготовлялись мастерами рекламного дела, в России многие плакаты рисовались живописцами и графиками.
От этого в них немного теряется идея – к чему они, собственно, призывают. Зато много экспрессии и художественного мастерства.
«На помощь жертвам войны» Художник Леонид Пастернак.
Плакат про «Красный крест»
Сбор табака для солдат артистами театров Москвы. Декадентский стиль, красивый шрифт. Одна беда – плакат получился немного пугающим.
И снова образ матери – на этот раз в народном (как его понимал художник) наряде. Мать скорбит о пленных русских воинах.