Как мы выбирали топ-список?
Говорят, что хороших приютов не бывает, как не бывает, наверное, хороших детских домов. У собаки должен быть дом и хозяин.
Но приюты необходимы как место экстренной помощи животному и передаточное звено между улицей и домом.
Мы выбирали приюты не столько с точки зрения абсолютно комфортного проживания в них собак и кошек, сколько с позиции отношения приюта к животному.
- Есть ли там волонтеры, имеют ли они постоянный допуск в животным
- Заботятся ли в приюте о пристройстве животного
- Насколько приют активен в продвижении идеи ответственного отношения к животным в обществе
- Насколько активно работают с интернет-сообществом, постоянно ли размещают объявления о своих собаках и кошках в соцсетях
- Проводят ли различные благотворительные акции для сбора средств на содержание питомцев
- И самое важное. Хорошие приюты стараются не рекламировать себя в качестве «сборных пунктов» для очередных потеряшек. Гораздо важнее, чтобы человек пришел в приют, возможно, чем-то помог, хотя бы просто пообщался с собаками или погулял с ними, а в идеале – забрал к себе домой собаку или кошку
Муниципальный приют для бездомных животных САО Москвы
«Мы работаем, как все приюты в Москве, по временной схеме. Электричество – генератор, туалеты вычистные, вода привозная, – рассказывает Ирина Рукавицина, руководитель приюта. Но трудности преодолеваются, а благодаря мощной волонтерской поддержке собаки находят новый дом.
В среднем удается пристроить до 20 животных в месяц.
Приют проводит самые различные акции в поддержку своих животных, и одна из них – СуперСтольник. «Есть 800 приютских хвостов, которые верят в горстку волонтеров и большую команду друзей приюта. Значит, снова начинаем нашу добрую акцию для помощи четвероногим питомцам. 100, 200, 300 рублей – это так мало, но и так много! Это столько возможностей для наших хвостов – заказ лекарств и еды, покупка поводков, даже, может быть, билет в новую жизнь!» – призывает приют.
Интернат для бездомных животных «Республика Друг»
Это полностью частный проект в Черноголовке, существующий на средства создателей и пожертвования благотворителей. Его создатели, Ирина Серебряная и Игорь Молоков, намеренно назвали себя не приютом, а интернатом. «Мы забираем собак с улицы и с первого дня начинаем готовить их к новой жизни с будущими хозяевами. Проводим медицинскую и поведенческую реабилитацию. Обучаем какой-то собачьей профессии и находим им новый дом. Отсюда и название. Приюты ориентированы больше на накопление животных», – говорит Игорь.
«За последние пять лет мы забрали с улицы около 400 собак и кошек. Ни один наш питомец на улицу не вернулся! Большинство сейчас счастливы с новыми хозяевами. Остальные дожидаются своего самого-самого хозяина. Сейчас уже у нас нет цели гнаться за количеством пристроенных животных, потому что собаку-инвалида пристроить очень сложно. Самое главное – хороший хозяин», – отмечает Игорь Молоков.
А еще не менее важно социальное воспитание. Одну из собак, рассказывает Игорь, возили на пристройство во Францию. Луняша – собака-инвалид. Во Франции оказались неподходящие для нее условия, и пришлось вернуться назад. Но Луняша буквально на следующий день нашла свою настоящую хозяйку в России.
А недавно к Надежде, хозяйке Луняши, на улице на прогулке подошла женщина и рассказала, что у нее есть тяжело больная знакомая, которая не может полностью за собой ухаживать. «Я все собиралась предложить этой женщине помощь, но долго не решалась – думала, вдруг не потяну. И вот увидела вас с собакой. И решила, что если вы смогли взвалить на себя такую тяжесть, то неужели я не помогу человеку?» – поделилась женщина своими мыслями с хозяйкой Луняши.
«Помощь животным приводит и к разговору о помощи людям. Милосердие не бывает избирательным. Это очень важно», – уверен Игорь. Недавно, кстати, прошло мероприятие «Прививка от равнодушия», в организации которого активное участие принял Центр. «Мы собрали детей, и здоровых, и с инвалидностью, колясочников, дети общались с собаками, узнали много полезного: как помочь нуждающемуся, почему нельзя обижать слабых, как обращаться с собаками. Дети-колясочники общались с собаками-колясочниками. А ведь собаки-спинальники очень жизнерадостны и доброжелательны. И ребята увидели, что эти животные не чувствуют себя инвалидами, они радуются и живут взахлеб. Я увидел, как это было важно для детей. Ради этого стоит заниматься тем, чем мы занимаемся».
Приют «Супер-собака» в Химках
В приюте работает сильная волонтерская команда, которая помогает животным найти дом. Приходите сюда на прогулки с собаками, возможно, здесь вы найдете своего четвероногого друга! Помощь, конечно, тоже нужна: консервы для собак, лекарства, ошейники, поводки, игрушки, средства на закупку продуктов.
Фонд «БИМ»
«Наш главный принцип: «Жизнь ради жизни». Мы никогда не усыпляем тяжелых животных, всегда боремся до последнего», – отмечают сотрудники фонда.
Здесь внимательно следят за жизнью питомцев, пристроенных в семьи. Например, на время отъезда хозяев собаку могут временно взять на передержку. Или – окажут медицинскую помощь заболевшему животному. Здесь вообще настоящий центр МЧС для животных: на базе Реабилитационного центра фонда «БИМ» открыта и успешно работает круглосуточная бесплатная больница для бездомных животных.
Приют «Зов предков»
«Зов предков» – частный приют, который был создан маленькой группой неравнодушных людей более 12 лет назад. Когда приют разросся и арендовать землю в Москве больше не было возможности, «Зов предков» переехал за город, в Одинцовский район.
«Все собаки у нас на натуралке, едят кашу с мясом. Раньше мы варили кашу на костре, теперь есть кухня. Приют договаривается о поставках мяса с заводами, а когда такой возможности нет, то волонтеры скидываются и мы покупаем продукты», – рассказывает Мария Фурсина, волонтер приюта.
«Зов предков» существует только за счет частных пожертвований и не получает никакой финансовой помощи от государства. Все пожертвования регулярно публикуются на сайте – приходы, расходы, копии всех чеков и платежных документов. Так же в приюте ведется «журнал посещений» – каждого, кто приезжает в приют помочь, привезти вещи, корм, погулять с собаками, записывают в журнал и потом публикуют на сайте, чтобы «страна знала своих героев».
По оценке сотрудников приюта, интерес к бездомным собакам в обществе серьезно вырос: если 3 года назад пристраивалось 5 собак в год, то сегодня эта цифра составляет до 30 собак в год.
Фонд помощи бездомным животным «НИКА»
В приюте «Ника» работает целая команда людей, которые занимаются помощью бездомным животным в течение многих лет. Основной задачей нашего Фонда является устройство наших подопечных в новый дом и к настоящим хозяевам.
«Ежегодно мы пристраиваем примерно 100 животных, около 80 процентов из них – собаки, – говорит Вера Митина. – Радует, что растет количество людей, желающих взять взрослую собаку. Раньше старались брать щенков».
Фонд «НИКА» является частным и не получает государственной поддержки. И фонд справился с непосильной задачей: в Зеленограде строится приют нового формата «Мокрый нос». Это будет современный Центр помощи животным, с собственной ветеринарной станцией и прогулочным парком для посетителей. Сейчас здесь уже построена первая очередь помещений, впереди работы над прокладкой инженерных сетей. К концу года часть животных из первого приюта фонда отпразднует новоселье.
Благотворительный фонд «В добрые руки», приют в Шереметьево
Приют в Шереметьево вырос из команды помощи породным собакам.
Проблем у породистой собаки, оказавшейся на улице, как выясняется, подчас больше, чем у дворняги. Собаки так называемых «бойцовских» пород, хотя таковых не существует, вызывают страх, а не умиление.
И такой собаке сложно надеяться на жалость прохожего. Их чаще отстреливают – люди просто вызывают отлов, а не спасают собаку. Или же ловцы везут пса в муниципальные приюты, где не всегда заботятся о содержании собаки. «А там другая беда: гладкошерстные собаки не выживают в суровых условиях приюта, в холоде. Страдают не только стаффорды или питбули, но и доберманы, далматины. Дворняжкам, особенно длинношерстным, легче пережить тяготы жизни в приюте», – говорит Анна Лукьянова, волонтер приюта.
Условия здесь очень хорошие. Полы с подогревом, диваны, кондиционеры. « Специфика нашей деятельности такова, многие собаки (30 процентов) приходят при смерти. Поэтому мы оборудовали свой медицинский кабинет. Здесь даже делают операции, – рассказывает Анна. – У нас двухразовый выгул животных, капельницы мы делаем болеющим собакам даже ночью, то есть сотрудники работают круглосуточно. И рабочие живут на территории приюта». Собаку выдают новым владельцам только по договору, предварительно тщательно выбирая «ручки» для животного.
16 июля уже второй год приют проводит на ВДНХ День защиты бездомных животных. Участники события смогут посмотреть шоу по фрисби (ловле «тарелочек»), соревнования по обидиенс (дрессировке), поговорить с кинологами. На праздник приедут собаки приюта в Шереметьево, а также подопечные и других породных команд помощи. В прошлом году благодаря такому мероприятию нескольким четвероногим участникам праздника удалось найти хозяев.
Советы специалиста: как и кого спасать
Лидия Ушакова, психолог, зоопсихолог, кинолог-консультант:
– В первую очередь человек должен оценить возможности своей семьи. Чаще всего собака из приюта – это не просто собака. Если вы хотите минимизировать проблемы, то нужно брать бывшую домашнюю собаку, а не выросшую в приюте или бездомную. И лучше породистую или метиса.
Есть негласная война между любителями породистых и беспородных собак, но речь только о том, что такое генетика: породистые собаки все же поколениями живут с человеком и они более социализированы. А метисы – самые здоровые.
Остальные категории собак – как правило, потому что бывают и исключения – это собаки с проблемами. Они в первую очередь заслуживают счастья и жизни в семье, но нужно быть готовым к сложностям. Могут быть «маленькие» сложности – с бывшей домашней собакой, от которой отказались из-за локальных проблем. Допустим, собака непослушная, или писает, или грызет предметы. То есть банальные бытовые проблемы, с которыми можно справиться.
Самое сложное – это собаки-парии, то есть дикие. Это немного другие собаки. Тут тоже есть негласные споры между теми, кто считает всех животных одинаковыми, и кто видит разницу. Я эту разницу вижу в своей работе. Собаки, выросшие на улице, щенки, которые были рождены родителями, которые сами поколениями жили на улице, другие. Их ориентация на человека значительно меньше.
Самый тяжелый вариант – собака с дикими генами, выросшая в приюте. Она совершенно не приспособлена к жизни в квартире и семье. Она детдомовка. Для нее будет стрессом все. Лифт, двери, бытовые приборы, даже сам человек. С этим тоже можно и нужно справляться, но важно к этому быть готовым. Чаще всего причина возвратов как раз не в том, что люди плохие, а в том, что они были не готовы. Они хотели «просто собаку» и не думали, что так будет. Например, семья с ребенком не готова к такой работе с собакой.
Как вести себя при знакомстве с собакой
Нужно взять собаку на поводок и пойти с ней гулять. Обычно собаки очень возбуждены, потому что живут в скученном пространстве. И появление человека их тоже возбуждает, и они ведут себя не так, как будут вести себя в повседневной жизни.
Понаблюдайте за ней. Как она себя чувствует, насколько она откликается на действия человека, насколько она контактна. Собаки-парии, например, впадают в панику, страшно боятся, не откликаются, не хотят контактировать. Бывшие домашние, как правило, вспоминают практики прогулки с человеком. Если собака социализирована, это будет чувствоваться сразу.
Я верю, что собака и человек должны подходить друг другу. Даже если человек любит собак, это не значит, что ему подойдет любая собака.
И чем более молодого возраста вы берете собаку, тем проще будет вам адаптироваться друг к другу. Волонтеры часто говорят, что если вы берете взрослую собаку, а не щенка, то вы обезопасите себя от грызни или луж на полу. Но это не так. Как раз чаще всего на первом этапе адаптации вы столкнетесь как раз с грызней, туалетом в квартире и истерзанной дверной дверью – собака воспринимает вашу квартиру как новый вольер и пытается из него выбраться. Щенку проще адаптироваться, у него гибкая психика.
Если это выброшенные щенки, и родила их домашняя собака, то это будет более контактный щенок. Если это щенки, родившиеся от бездомных родителей, это будут менее контактные собаки.
Вот, к примеру, история Черри, с которой я сейчас работаю. Ей 8 месяцев. Она вместе со своим братом родилась у собаки, живущей на стройке, и их всех вместе посадили в хозблок. До трех месяцев они не знали ничего, кроме хозблока и человека, который приходил и бросал им еду.
Волонтеры решили пристроить щенков и забрали и маму, и щенков. Один уехал в Германию, а Черри сбежала при перевозке на передержку. Ее долго ловили. Она находилась в состоянии дикой паники – как раз тот самый возраст страхов, и при этом она абсолютно не знала мира, в котором оказалась. В итоге она забралась под какие-то сваи и чуть ли не неделю не вылезала оттуда. Это была зима, и вокруг на снегу не было следов – то есть она даже не выходила к еде, которую бросали рядом. Потом люди из соседских домов пожаловались, что по ночам там кто-то воет. Ее обнаружили и наконец с трудом вытащили оттуда. Тяжелее собаки у меня в практике не было. О том, чтобы ее погладить, мы даже не мечтали. Она была как дикий волк, металась по квартире. Пристраивать такую собаку невозможно, с ней надо работать. Я с ней работаю уже 3,5 месяца. Мы добились уже невероятных результатов, и надо отдать должное хозяйки передержки, которая выполняет все рекомендации.
Мы радовались, например, когда она начала воровать со стола. Это прогресс, потому что она стала вести себя, как нормальный щенок. Когда мы первый раз отправились с ней на прогулку, сбежался весь дом посмотреть, кто тут убивает собаку – с такими воплями она шла на улицу.
Но теперь она уже спокойно гуляет, виляет хвостом, подходит к человеку. Это пример и генетики, потому что она родилась от собак, поколениями живущих на улице, и влияние образа жизни в младенчестве, когда собака была полностью лишена социализации. Она и не знала, что столько людей на свете бывает – она же видела только одного человека.
Как себя вести, когда вы приводите в дом собаку из приюта
Процессы адаптации нужно запускать сразу. Только на прогулке с человеком на поводке формируется стайное чувство, она начинает доверять человеку, который с ней гуляет. В квартире этого невозможно добиться. Часто хозяева делают ошибку: считают, что пусть сначала собака привыкнет к квартире, а потом мы приучим ее к улице и прогулкам. Надо делать все сразу.
Не надо ставить миску туда, куда забилась собака в квартире. Оставьте еду на кухне. Ей придется превозмочь страх и в итоге она придет на кухню поесть. Переждите.
Еще одна ошибка – сразу ласкать и залюбливать собаку, пытаться жалеть ее. Она еще к этому не готова. Это все равно, что вас начнет обнимать и целовать посторонний незнакомый человек. Дождитесь появления доверия, собака сама подаст знак, когда она готова к ласке, и пойдет сближение.
Создайте доброжелательную и спокойную, расслабляющую атмосферу. Не старайтесь ее как-то или развлечь, или прессовать. Дайте ей время приспособиться к новой среде.
Многие люди берут собаку из приюта, не потому что хотят собаку, а потому что хотят ее спасти. И где-то в подсознании живет мысль, что вы принесли жертву. А потом срываются на собаке, считая ее «неблагодарной», если она «плохо себя ведет». Но надо понимать, что у собаки нет этого чувства благодарности. Ее задача – перебороть свой стресс и страх и привыкнуть к новой среде и к вам. Помогите ей в этом и будьте терпеливы.