Православный портал о благотворительности

Шесть драм из-за прописки

Без этого документа вы легко можете стать бездомным, безработным, детей не примут в школу, и даже двери хосписа для вас будут закрыты

Фото с сайта prosobstvennost.ru

Регистрация бывает постоянная – «по месту жительства», и временная – «по месту пребывания». Человек, который приехал на заработки в другой город, но владеет жилплощадью на родине, может иметь одновременно оба вида регистрации. Постоянная оформляется бессрочно, как штамп в паспорте. Это аналог прописки, упраздненной в 1993 году. Временная выглядит как свидетельство на бланке, и ее срок не может превышать 5 лет.

Работал на стройке, получил травму, стал бездомным

«Молодой человек, 30 лет, приехал в Санкт-Петербург с Дальнего Востока на заработки. Его родители умерли, но в наследство ему ничего не досталось, все было распределено между сестрами и братьями. В родном городе он был «выписан», а оформить регистрацию в Санкт-Петербурге возможности не было. Знакомые помогли ему найти работу на стройке», – рассказывает об одном из клиентов руководитель консультационной службы благотворительной организации «Ночлежка» Наталья Шавлохова.

Получив травму, молодой человек какое-то время не мог работать. Накоплений у него не было, платить за жилье стало нечем, и он оказался на улице. Сотрудники «Ночлежки» помогли ему заселиться в приют, подлечиться. Но когда он занялся поисками новой работы, выяснилось, что отсутствие регистрации – большая проблема. А без работы уйти с улицы не получится.

«На собеседовании в транспортной компании, которая занимается грузоперевозками, ему сказали: мы готовы взять, но при наличии регистрации. Мы помогли ему оформить регистрацию по адресу приюта, и только после этого он поступил на работу», – рассказала Наталья Шавлохова.

«Наверное, треть людей, которые приходят в нашу консультационную службу, а каждый день к нам приходит от 30 до 70 человек, говорят: «Помогите мне устроиться на работу, меня без регистрации не берут»», – рассказал Григорий Свердлин (признан в РФ иноагентом) , директор благотворительной организации «Ночлежка».

«По Трудовому кодексу, людям не могут отказывать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации. Но если посмотреть подавляющее большинство объявлений о вакансиях, то везде будет написано, что требуются люди с регистрацией», – отметил он.

И дело не только в упрямстве кадровиков. «Они опасаются, что у человека не будет не только регистрации, но и СНИЛС. Такой риск действительно есть, но у многих эти документы имеются, несмотря на отсутствие регистрации. Кроме того, СНИЛС можно легко восстановить, в течение недели», – объяснил Григорий Свердлин.

Заболел раком легких, но медицинскую помощь не получал

Фото с сайта homeless.ru

«Мужчина, около 50 лет, пенсии пока не получает. Несколько лет назад он развелся и оставил жилплощадь супруге. У него была дача, не совсем пригодная для жизни – просто избушка с участком. В Петербурге снимал койку в хостеле. Потом у него начались проблемы со здоровьем, он остался без работы, деньги закончились, и он оказался на улице», – рассказывает Наталья Шавлохова.

«Год назад стало известно, что у него онкологическое заболевание, рак легких, – продолжает она.

– Система устроена так, что ты можешь пройти обследование, можешь попасть к врачу, но встать на учет в диспансер, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, медикаменты и обезболивающие ты не можешь, если нет местной регистрации.

В приют «Ночлежки» этот человек заселился как раз для того, чтобы мы помогли ему получить медицинскую помощь. Мы оформили ему регистрацию, сейчас он проживает у нас, наблюдается у врачей, получает обезболивающее. Оказалось, что болезнь у него запущенная. Когда ему понадобится активная медицинская помощь, он отправится в хоспис».

«Многие виды высокотехнологичной медицинской помощи финансируются не из федерального, а из регионального бюджета. Поэтому получить ее может только человек, который имеет какое-то отношение к городу. А город отношение усматривает только в наличии регистрации. Человек может прожить в Санкт-Петербурге всю жизнь, но без регистрации получить такую помощь сложно», – отметила Наталья Шавлохова.

«Во многих регионах до сих пор невозможно получить даже полис ОМС, если нет штампа о регистрации в паспорте, – говорит Григорий Свердлин. – А без полиса человеку оказывают только экстренную медицинскую помощь».

Недавно Минздрав предложил внести изменения в законодательство, чтобы временно зарегистрированные граждане получали медицинскую помощь в том же объеме, что и обладатели постоянной регистрации.

Прописаться ближе к лицею

Фото с сайта deti-club.ru

«Для того, чтобы в Москве оформить через портал госуслуг заявку на прием ребенка в детский сад или в школу, нужно указать адрес регистрации. Без этого завершить процесс подачи заявки не получится», – напоминает Константин Троицкий, координатор программы по доступу к образованию комитета «Гражданское содействие» (признан в РФ иноагентом).

Если у семьи есть временная регистрация или постановка на миграционный учет (для иностранцев), в школу ребенка примут, хотя и тут бывают проблемы, продолжил он. Но поступить в детский сад временная регистрация или постановка на миграционный учет очень часто не помогают. В этом случае ребенка обычно ставят в очередь, которая не двигается годами.

Документ, на который при этом ссылаются чиновники, – «Временные правила» зачисления детей в дошкольные учреждения. Как отмечается на сайте комитета «Гражданское содействие», министерство юстиции не проводило ни правовой, ни антикоррупционной экспертизы этих правил.

Родители без регистрации порой пытаются добиться зачисления ребенка в школу или детский сад через суд.

«Сейчас у нас в суде находится четыре иска только по школам, и еще пять по детским садам, – рассказал Константин Троицкий. – Преимущественно это граждане Афганистана, есть одна семья из Узбекистана». На родине эти дети учились в школе, но продолжить обучение в Москве без регистрации не могут.

«Мама, гражданка Белоруссии, работала в Москве по контракту. Она поставила себя и ребенка на миграционный учет, пришла в школу, а там у нее стали требовать постоянную регистрацию, хотя иностранный гражданин не может ее получить», – говорит Константин.

Трудности, связанные с регистрацией, характерны не только для Москвы. Например, в начале этого года форумы и интернет-сайты Нижнего Новгорода наводнили объявления, авторы которых предлагали родителям оформить за деньги временную регистрацию на территориях, закрепленных за известными в городе лицеями и гимназиями.

«Судите сами: только по этому году могу сказать, что соотношение временных и постоянных регистраций при поступлении в возглавляемое мною учебное заведение составляет примерно 70% к 30%» – рассказал директор одной из нижегородских школ.

Аналогичная проблема есть в Екатеринбурге. Там власти решают ее, объединяя территории, закрепленные за школами, чтобы у родителей была возможность выбора между несколькими учебными заведениями.

«У ребенка диабет, но мама не получает пособий»

Елена Буртина, член правления комитета «Гражданское содействие». Фото с сайта dw.com

«Без регистрации можно встать на пенсионный учет, но никаких городских выплат в Москве получить нельзя – никаких пособий, никакой социальной помощи, – рассказала Елена Буртина, член правления комитета «Гражданское содействие». – Раньше по временной регистрации можно было получать детские пособия. Сейчас нет. После того как ответственность за многие виды социальной помощи была передана с федерального уровня на региональный, в Москве перестали давать детские пособия по временной прописке».

«Я знаю, например, одинокую мать с двумя детьми, – продолжила она. – У одного ребенка диабет, но она не получает никаких детских пособий, нам не удалось этого добиться, потому что у нее нет постоянной московской прописки».

Многодетную семью заочно лишили регистрации, а вместе с ней и льгот

Оксана и Андрей Илющук были зарегистрированы в московской муниципальной четырехкомнатной квартире вместе с мамой, отчимом, а также сводными братом и сестрой Оксаны. В семье родились шестеро детей: три мальчика и три девочки. Десять лет назад многодетная пара получила от государства коттедж в Солнцево по договору безвозмездного пользования (до совершеннолетия младшего ребенка).

По условиям программы, и родители, и дети должны были сохранять постоянную регистрацию в той квартире, где жили до переселения. Однако полтора года назад Оксана и Андрей узнали, что родственники через суд лишили их регистрации в московской квартире. Без регистрации остались не только родители, но и все шесть детей.

Теперь семье отказано в московских льготах и пособиях по многодетности, Оксана, имеющая вторую группу инвалидности, не может получать положенные выплаты. Возникли сложности с зачислением детей в школу.

Но самое главное – безвозмездное пользование коттеджем положено только москвичам. Власти могут потребовать от жильцов съехать в любой момент, пишет «Московский комсомолец».

Прожила всю жизнь в Москве, но паспорт получила лишь в 31 год

Григорий Свердлин, директор благотворительной организации «Ночлежка». Фото с сайта paperpaper.ru

«Маша родилась в Свердловске, ей было два года, когда мама приехала с ней в Москву, – рассказала Елена Буртина. – Из Свердловска мама выписалась, в Москве вышла замуж второй раз и летом 1992 года прописалась на жилплощади мужа». Потом отчим Маши потерял квартиру из-за денежной авантюры, какое-то время семья жила у его друга, но после его смерти и мама, и дочка оказались на улице.

«Для определения принадлежности к российскому гражданству критической датой является 6 февраля 1992 года, – объяснила Елена Буртина. – Это день вступления в силу российского закона о гражданстве. Все, кто постоянно проживал на территории России на 6 февраля 1992 года, а потом в течение года не отказался от гражданства, являются гражданами России. В феврале ни у мамы, ни у дочки московской прописки еще не было».

Матери российский паспорт все-таки выдали, а Маше пришлось жить без этого документа до 31 года.

Паспорт удалось получить лишь благодаря усилиям комитета «Гражданское содействие». Несмотря на то, что Маша всю жизнь прожила в Москве и в детстве имела местную прописку, сейчас регистрации у нее нет, потому что нет своего жилья. Пять лет назад она родила девочку, но найти работу без регистрации очень сложно, соответственно, невозможно снять жилье.

«Многие люди оказываются на улице, переехав в другой город. Они сталкиваются со сложностями в трудоустройстве, а если потерян паспорт, то найти работу совсем тяжело. Даже если его восстановить, в нем не будет регистрации. Такая ситуация как раз и приводит к бездомности», – говорит Григорий Свердлин.

По его словам, существующая система регистрации является одной из причин, по которым люди становятся бездомными.

«В каком-то смысле российская система регистрации является наследницей крепостного права», – считает он.

Собственники обязаны регистрировать жильцов, но боятся

Фото с сайта alljus.ru

Чтобы зарегистрироваться, нужно либо иметь квартиру (дом, комнату и т.п.), либо заручиться согласием всех ее владельцев. Но собственники крайне редко соглашаются на регистрацию жильцов, опасаясь непредвиденных юридических последствий.

«Когда люди снимают жилье, зачастую это никак не оформляется, – отметила Наталья Шавлохова. – Люди заселяются, платят собственнику, но договор не подписывают. Не оформляется и регистрация. Обычно это вызвано страхом, что у человека даже с временной регистрацией по месту пребывания появятся какие-то права на жилплощадь».

Естественно, временная регистрация никаких прав собственности не дает. Но проблемы возникнуть могут.

Например, если у людей, временно зарегистрированных в квартире, есть ребенок младше 14 лет, то его можно зарегистрировать по месту пребывания без согласия собственника.

«Родитель может прописать несовершеннолетнего ребенка на срок, превышающий срок своей временной прописки (так как нормативные акты, которые бы строго регламентировали сроки прописки ребенка, отсутствуют).

В результате вы получаете проблему – как только закончится срок регистрации родителя, он имеет право через суд принудительно зарегистрироваться обратно, по адресу своего ребенка», – говорит эксперт агентства «Нора-недвижимость» Елена Солдаткина.

Постоянная регистрация тоже не дает права собственности на жилплощадь. Но она позволяет участвовать в приватизации, если жилье муниципальное. Выселить человека, имеющего постоянную регистрацию, можно лишь с его согласия, либо в судебном порядке.

Штамп в паспорте дает гражданину право прописывать родственников по своему адресу, соглашаться или не соглашаться на регистрацию других жильцов, защищает его интересы в случае продажи квартиры.

Надо сказать, что регистрация по месту жительства или по месту пребывания – обязанность граждан. За проживание без регистрации предусмотрены штрафы: до 5 тысяч рублей для жильца и до 7 тысяч рублей для собственника квартиры (статья 19.15.1 КоАП).

Впрочем, фиктивная регистрация (когда человек не живет там, где зарегистрирован) наказывается гораздо строже: штраф от 100 тысяч рублей и даже лишение свободы до 3 лет (статья 322.2 УК).

Разделить задачи, или регистрировать всех желающих

Фото с сайта pinterest.com

«Одним из путей модернизации системы постоянной и временной регистрации, который позволил бы снять напряжение между собственниками жилья и людьми, желающими быть зарегистрированными, могло бы стать разделение двух задач прописки: обеспечение доступа к государственным услугам и регистрационный учет граждан в административных целях», – считает юрист Дарья Кузнецова.

Для бездомных, по мнению директора «Ночлежки», выходом могла бы стать «дополнительная, третья форма регистрации, чтобы люди могли регистрироваться по адресу социальных или медицинских учреждений – больниц или центров социальной адаптации».

«Все те места, куда обращаются и бездомные люди, и люди, освободившиеся из мест лишения свободы, могли бы делать временную регистрацию хотя бы на год по своему адресу. Тогда на улице оказывалось бы гораздо меньшее количество людей», – говорит он.

Сейчас зарегистрировать в социальном учреждении человека можно лишь в том случае, если он там живет. «Например, в «Ночлежке» мы можем зарегистрировать 52 человека, которые у нас живут. Для сравнения, в нашу консультационную службу в прошлом году обратились 3517 человек, и подавляющее большинство из них регистрации не имеют», – пояснил Григорий Свердлин.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version