Православный портал о благотворительности

Реформа здравоохранения глазами рядовых врачей: специалист vs терапевт и гибельность бумажной работы

Свое представление о том, как нужно реформировать медицину есть у многих медиков. Но не все готовы высказать свое мнение публично. Сегодня мы публикуем комментарии, которые нам дали врачи на условиях анонимности

Свое представление о том, как нужно реформировать медицину, есть у многих медиков. Но не все готовы высказать свое мнение публично. Сегодня мы публикуем комментарии, которые нам дали врачи на условиях анонимности.

Фото с сайта psysocialis.ru

Выжить после реформы

Удивительно, но мнение этого московского психиатра во многом совпадает с тем, что говорил уже в нашем опросе профессор-гематолог Павел Воробьев, возможно, в этом совпадении есть подтверждение того, что мнение обоих врачей – именитого и рядового – содержит рациональное зерно.

Врач-психиатр, стационар, Москва:
– Сейчас есть проблемы с доступностью амбулаторной помощи. Центр, который обслуживал 100 тысяч человек, теперь должен обслуживать 500 тысяч. Врачи-специалисты стали практически недоступны, или доступны только за деньги. Попасть к ним в участковой поликлинике можно только через терапевта.

В современных условиях вместо терапевтов в поликлинике необходимы врачи общей практики, но их у нас очень мало, поэтому и качество амбулаторной помощи оставляет желать лучшего. Такой врач – и терапевт, и специалист одновременно. Он может сделать малую хирургическую операцию, при необходимости даже принять роды, он проводит первичный прием больного, если с чем-то не справляется, посылает к специалисту. Но нынешний терапевт такой квалификацией не обладает, он выступает, как дополнительное препятствие на пути к специалисту.

Возможность попасть к доктору уже становится удачей. А к тому, который лечит – совсем фантастика. При этом увольняются и сокращаются именно специалисты, люди которые имеют не только свое мнение, но и опыт. Они выдавливаются в платные центры. Бесплатная помощь для населения в государственных учреждениях становится недоступна.

Еще один парадокс. Больницы есть, они работают, но попасть туда вы не можете, потому что скорая вас туда не везет, поликлиника вас в больницу не отправит, потому что при подушевом финансировании она получает деньги за пролеченного больного. А если она не вылечила и отправила в стационар, с нее деньги снимают и отправляют в стационар. Кто же на такое пойдет? Кончится все это тем, что больницы будут получать тяжелых запущенных больных, которых долгое время мучили, пытаясь лечить в поликлинике, не справились и отправили в больницу.

Реформы, которые идут в Москве сейчас, абсолютно не продуманы, не подготовлены, экономически не обеспечены, для них нет специалистов. У нас сейчас слепо копируется западная модель, которая и там уже дает сбой, а на российской почве вообще бесполезна.

Реформа нужна, но провести ее надо так, чтобы и пациенты, и врачи остались живы! Сначала нужно подготовить специалистов, а для этого изменить программу медицинских вузов. Потом создать кабинеты врачей общей практики, обеспечить доступность помощи. У нас же – все наоборот. Хочется верить, что это осознают и остановят непродуманные реформы.

В наше отделение всегда очередь, и раньше была, и сейчас. Но мы работаем благодаря тому, что являемся бюджетным учреждением, то есть существуем на средства государства, а не ФМС, поэтому мы еще как-то живем, но работать становится все сложнее.

Хочу работать, а не писать бумажки

А теперь мнение терапевта, который – «дополнительное препятствие на пути к специалисту». Врач-терапевт, с которым мы поговорили, рассказал о своем видении реформы и высказал свои предложения.

Терапевт, стационар, Москва
Мои предложения такие:
Обеспечить социальную направленность внутренней политики государства. Закрепить в законе об охране здоровья граждан приоритет бюджетных расходов на здравоохранение над другими бюджетными разделами и признать медицину не прибыльной, и закрепить приоритет не прибыльной медицины над прибыльной.

Запретить институт нормативов и прочих отчетов, для больниц поликлиник и врачей, перестать сравнивать больницы и врачей по разным усредненным показателям. Жестоко бороться с коррупцией в вузах и при поступлении, но уменьшить долю физики, химии, математики против клинических дисциплин (сейчас наоборот). Ввести возможность бесплатных стажировок для студентов и молодых врачей на срок от 1 месяца до года в крупнейших клиниках Европы и США. Все последипломное образование должно быть бесплатным. После этого можно приступать к реформе здравоохранения.

Терапевт, педиатр и общий хирург действительно должны быть ключевыми людьми в здравоохранении, только прежде всего надо обучить уже существующих врачей всеми необходимыми навыками для работы и обязательно законодательно расширить обязанности таких врачей, терапевт должен лечить простую пульмонологию, кардиологию, гастроэнтерологию, эндокринологию, неврологию, инфекционные болезни, офтальмологию, лор, и т.д. Но это не значит, что следует сокращать врачей– специалистов. Создавайте новые поликлиники и давайте терапевту возможность работать, а не писать бумажки.

Обеспечить нормальное соотношение врач-пациент во всех стационарах и амбулаториях (сейчас не хватает врачей и сестер). Обеспечить возможность 12 и 8 часовых дежурств при сохранении оплаты для сестер. Увеличить количество поликлиник. Конечно, желательно чтобы поликлиники были при стационарах, чтобы поликлинические врачи имели возможность ротации по отделениям больницы и наоборот. Приемное отделение должно взять на себя функции отделения неотложной помощи, а не сортировочного пункта. В больнице должно быть несколько уровней отделений: общее отделение – отделение неотложной помощи; отделение сестринского наблюдения; отделение интенсивной терапии – реанимация.

Главный врач не должен получать больше заведующего отделением, а зав. отделением должен получать 100 000-150 000 рублей – минимум.

И самое главное – надо прекратить коррупцию везде. Воруют страшно, на всем – от бинтов до покупки томографов.

Система кнута и пряника – не работает

Участковый терапевт, районная сельская амбулатория, Саратовская область:
– Реформа, которая сейчас известна нам под словом «оптимизация», мне совершенно непонятна. Хорошее дело таким словом не назовут. Если в результате оптимизации люди только страдают, то вряд ли происходит что-то хорошее. Нельзя подходить к медицине с точки зрения экономики. Если все переводить в деньги, то нужно больше роботов производить, а не людей лечить.

Если б у меня была возможность реформировать систему, то я бы начала с пристального внимания к тому, что было хорошего в советской медицине. Было ведь много позитивного – в первую очередь, бесплатность и доступность высокотехнологической помощи. Также – вернула бы обязательную диспансеризацию, потому и происходят ужасные вещи с очень молодыми людьми, которые запускают болезни, поддающиеся лечению на ранних стадиях.

Странно слышать о повышении зарплат врачей. Не знаю, как в Москве, а у нас они если и бывают большими, то всеми правдами и неправдами нас стараются от «лишних» денег избавить – например, огромными штрафами за отсутствие каких-то важных бумаг.

Бумажная работа для врача – гибельна, во-первых, потому что она совершенно непродуктивна, во-вторых, потому что ее сегодня очень много, а в-третьих, она не имеет отношения к лечению. Не может доктор вдохновенно лечить, если знает, что у него на каждого пациента 8-10 минут в день. А без выполненного плана приема – снова штраф. В общем, система кнута и пряника в медицине не заработает никогда. А если заработает, то лечить скоро будет некого. И некому.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version