Православный портал о благотворительности

Рецепты личностного роста от Шлиссельбургского епископа

Размышления священномученика Григория Лебедева помогают понять смысл Евангелия здесь и сейчас, действовать по-христиански даже в условиях ограниченности и неопределенности

Епископ Григорий (Лебедев). Фото: из коллекции М.Ю. Мещанинова/wikipedia

Священномученик Григорий (Лебедев, 1878–1937) рано потерял мать, но его отец-священник понимал, как важно для детей женское тепло, и брал с собой Сашу (так звали св. Григория до монашества) с собой, когда служил в женском монастыре: матушки старались чем-то утешить мальчика, побаловать, порадовать.

Сначала Саша пошел по традиционному пути сына священника: духовное училище, семинария, Казанская академия. Но потом целых 15 лет работал педагогом: несамостоятельное положение Церкви в Синодальный период, косность управления не привлекали молодого, полного надежд на перемены учителя.

В 1919 году, уже взрослым, сложившимся человеком, Александр почувствовал горячее стремление к монашеству – Церковь, только избравшая своего патриарха и принявшая ряд важнейших реформ, дававших надежды на возрождение, оказалась гонимой от безбожников; наступали настоящие христианские времена, когда искренне служить Богу шли ради Иисуса, а не ради хлеба куса.

37-летний учитель принял постриг в Зосимовой пустыни, служил в Свято-Даниловом мужском монастыре Москвы. В 1923 году хиротонисан патриархом Тихоном, святителем, во епископа Шлиссельбургского с переводом в Петербург: в момент, когда его должны были посвятить в епископы, будущий архипастырь сказал:

«Задача моя одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом. Без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершится таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли моей, в настроении моем и на языке моем одно слово – слово молчания».

Вскоре епископ Григорий назначается наместником Александро-Невской Свято-Троицкой лавры и знакомится с иеромонахом Варнавой (Муравьевым), будущим старцем Серафимом Вырицким, преподобным.

Не признал Декларацию 1927 года митрополита Сергия (Страгородского). В августе 1928 года уволен на покой «по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд». Оставил пост наместника лавры, служил тайно. Несколько лет перед арестом жил в городе Кашине Калининской области. Работал сторожем на птицефабрике, служил тайно.

Епископ Григорий много общался с людьми, вел переписку и писал на духовные темы. Он имел дар понимать душу человека, объяснить причины неудач и возможные пути решений. Составил комментарии к Евангелию от Марка, давал ответы в письмах – его слова и теперь смело можно назвать рецептами по саморазвитию и личностному росту.

Священномученик Григорий (Лебедев) был расстрелян в ночь с 17 на 18 сентября 1937 года, а причислен к лику святых в 2005 году.

Не торопи Бога

Свято-Данилов мужской монастырь
Свято-Данилов мужской монастырь. Фото: Олег Ласточкин/РИА Новости, 01.04.1995

Из «Благовестия Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления» святителя Григория (Лебедева):

… Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога открыть тебе Свои объятия. Дух Господень приходит не по первой твоей мысли: «Вот я пойду ко Христу…» Это пока одно парение… Надо покаяться – распрощаться с тем своим «я», которому мнится, что все ему должны, и не в мыслях только, но и на деле – оставляя всякое своеволие, постоянно отдавать себя во власть Христа и Его благой воле.

Не бойся, потому что надлежит этому быть

Едва только душа встала на путь к Богу, сейчас же, как вихрь пустыни, набрасываются на нее искушения. Пустыня – это мир бесплодной жизни, это жизнь земли. Она немедленно обрушивается на душу, потому что нет между ними сродства. Между ними борьба. И христианин лишь только объявил себя Божиим, немедленно вынужден начать эту борьбу с миром искушений. Она неминуема. Иначе он не сын Духа, а сын земли. И ты будь готов к испытаниям. В спокойствии прими их.

Не расслабляйся и не унывай. Борьба с грехом неминуема для воина Бога; значит, если ты воин, то и воюй, а не складывай рук в малодушии. Борьба будет долгой.

Теща Симона, лежащая в горячке, – образ человека в миру

Каждую душу в миру трясет сатана, как в горячке. «Се сатана просит, дабы сеял вас, как пшеницу». Как трясется высеваемое зерно, так дьявол трясет человеческие души.

Надо, чтобы Господь взял душу как бы за руку, и тогда она стала служить Ему. В душе есть обращенность к Господу, есть желание работать Ему, а сил нет… мир теряет душу, и усилия души бесплодны. Ищи Божию руку, и тогда встанешь от болезни мира и станешь служить Христу.

Своя маленькая жизнь

Один человек и в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни, и видно, что еще нет у него правды в пути.

У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. Они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится.

И вот, такой человек топчется и ползет… И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит… Хотя он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши, и ничего не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, топчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь. Это – «внешний».

Приласканная гниль

Если ты укрываешь в своей душе глубокий тайник любимых желаний, укоренившихся привычек и думаешь, что можно временно и поберечь этот тайничок и не сразу же обнажать его, то ты лукавишь сам с собой.

И чтобы тебе в свое время не стало очень, очень тяжко пред Господом, пред другими, да и пред собой, что ты укрыл в своей душе приласканную гниль, уж лучше обнажи все разом. И с Божиим Светом поступи так: повесь его повыше в душе.

Пусть осветит все закоулки, чтоб обнажилась вся неубранность и засоренность души. Будь в этом строг к себе. Это выгодней. Скорее во свете приберешься. Да не туши свет и по временам. Уж какая приборка во тьме! Только размажешь грязь, разнесешь сор по углам, перетряхнешь его с места на место…

Это мы и делаем, когда ступаем во свете шаг вперед и потом в потемках два шага назад. А душа томится и болит от пустоты и неудовлетворенности.

И тебе Господь откроет Свои тайны «наедине»

«Ученикам наедине (Господь) изъяснял все» (Мк. 4, 34).

И тебе Господь откроет Свои тайны «наедине», когда ты душой уйдешь от шума мира, вырвешь душу из обволакивания земными делами, убежишь от расслабляющего влияния человеческого порока и похоти и оборвешь путы, связывающие твои ноги.

Вот когда ты придешь к Нему «наедине», придешь с чистой, свободной, несвязанной душой, оставив все сзади себя, тогда Господь и будет открываться тебе в уединенной глубокой молитве, в проникновенном чтении Писания, в святом размышлении о Божиих путях.

Почему Христос «не активен»

Надвратная церковь, названная в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Фото: Всеволод Тарасевич/РИА Новости, 01.10.1994

Твоя жизнь – плывущая лодка, а кругом волнующееся море. Потому будь готов! В свое нелегкое плаванье христианин идет со Христом: «они взяли Его». И Он занял место на корме. Ведь Он же рулевой. Он – кормчий жизни. Но в жизненной беспечности человек всегда забывает о Начальнике жизни и забывает, что плывет он над бездной. Человек сам правит жизнью. Ведь он же все понимает, и свою-то пользу он не упустит.

Выходит, что Христос лишь присутствует при жизни человека, но не играет роли. Он не активен; Он не допускается управлять жизнью; Он как бы в бездействии. Святой евангелист образно выражает эту мысль словами: «а Он спал на корме».

А вот когда разразится с человеком несчастье, когда захлестывают искушенья и человек видит свое бессилие, тогда он хватается за Бога и часто, часто обращает к Нему мольбу с оттенком упрека: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»

А вы не будьте беспечны! И в бодрствовании, когда плывете с Ним, всегда отдавайте Ему рулевое весло. Ведь Он же Кормчий! А то в духовной сонливости слабеет вера, а в маловерии – растерянность, в растерянности – боязливость.

Истина неискоренима

Во все века, когда Сын Человеческий в лице Своих последователей сталкивается с миром зла, зло обрушивается на Него всеми своими агентами. Агентами зла были и первосвященники, и старейшины народа. И они побеждали: «Сыну Человеческому надлежит быть убиту».

Но истина жизни неискоренима. И Сыну Человеческому надлежит в третий день воскреснуть.

Крик пустоты

Ты думаешь, что это за рабство диаволу? Вот оно: «всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни».

Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты кругом, при всех усилиях наполнить жизнь. И, конечно, крик пустоты… Крик без устали, ночью и днем, как печать отверженности.

… А бывают семьи лжи, семьи легкомыслия, семьи черствости, семьи гордости и пр. Зло захватывает совокупность семей (род), отпечатлевается на племени, бросает свою тень на целый народ.

А то зло концентрируется по группам; люди обозначают группы названием «среда» и говорят: «Среда (т.е. окружающее общество) погубила».

Так как в этом мире плевелы не выпалываются до времени, зло не истребляется Господом поголовно, то Господь снисходит к очагам зла и терпит их.

Но за людьми, за их суетливостью, за мелочами ничтожных интересов, за борьбой самолюбий и тщеславий надо находить Всемогущую Божию Руку, ведущую жизнь в целом и направляющую события к своему концу. Тогда поймешь текучесть событий, найдешь свое место в них и поймешь, что требует от тебя Господь. Только тогда может быть ясность в жизни и спокойствие в деятельности.

Люди при пустоте души, при невозможности для них жить чем-то своим большим, внутренним, захватывающим и интересным, с азартом начинают бросаться от впечатления к впечатлению, до отказа напихивать сознание внешними видимостями жизни. Им надо увеличивать дозу их и усиливать остроту. Чтобы некогда было задуматься о себе…

Чтобы толчея сменяющихся и усиливающихся внешностей давала иллюзию жизни и чтобы, таким образом, не проскользнула пустота. Так поддерживается «угар жизни», и пустые души живут в этом угаре.

Пустяки

Божии знаменья есть в каждой жизни. Если быть внимательным, они на каждом шагу, они кругом… А оценка их – оценка недоумения и духовной слепоты: «Это все – пустяки». И человек остается со своими «пустяками». Остаются закрытыми глаза и заткнутыми уши…

Благословение Бога дает полноту и насыщенность в жизни

Деревянный мост через реку Кашинка в городе Кашин. Вид на Воскресенский кафедральный собор, который является памятником архитектуры конца XVIII – середины XIX вв. Тверская область. Фото: Юлий Ахромеев/РИА Новости, 25.06.2023

Когда земная жизнь устраивается под этим могучим благословением, тогда как бы повторяется чудо насыщения малым количеством хлебов: всего хватает, малое удовлетворяет большое, не раздражает, и нет постыдного рабства вещей, ради «живота».

Когда же жизнь строится без Божьего благословения, по эгоистической самости, тогда она обращается в египетский плен вещами. Человек приобретает и не насыщается, заботится и не уменьшается ярмо забот. Весь свой век человек в хлопотах и тревоге, и конца нет делам, и не прибывает спокойствия и удовлетворения жизнью. Какое-то беличье колесо. Бег без достижения и радости… Плен, ярмо вещей… Так всегда, когда жизнь строится без Бога.

Сумей ощутить Господа

Не похорони совесть в постоянных сделках, в приспособлениях в устраивании жизни по понятному и земному, а сумей ощутить Господа и приход Его. Да не малодушествуй, робея и как бы стесняясь принять Божеское, пытаясь приспособить его проявления к земным естественным явлениям, а с внутренней теплотою, открытым сердцем прими Христа, возблагодари Его милосердие, что Он взыскивает тебя грешного и забывшего Его, и тогда Господня рука выведет тебя из бедствия и с ее помощью ты пойдешь прямее и тверже.

Люди во все века – рабы и попугаи

Они – рабы и попугаи не только в быту, где все делается, «как принято», они – рабы даже в своей мнимой идейности, когда под влиянием и под давлением модного течения мысли они сами перестраивают свою «идейность» под него, и начинается их танцеванье под модные перепевы.

Чаще внешнее впечатление само по себе не есть добро или зло, оно нейтрально

Его окрашивает встречная волна восприятия, которая идет от сердца. Если во встречной волне будет элемент зла, то и внешнее впечатление получит преобладающую окраску зла. Не будет элемента зла, впечатление воспринимается как нейтральное.

Вот пример. Всякому мужчине естественно встретить женщину и естественно смотреть на нее. А при взгляде на женщину образуется внешнее впечатление, которое и посылается уму и сердцу. Такое впечатление может быть совсем нейтральным, и в нем не будет греха. Грех будет тогда, когда порочное сердце мужчины воспримет впечатление с порочной окраской и такую окраску сообщит воспринятому. Так сказал и Господь, что согрешает не всякий посмотревший на женщину, и лишь тот, кто посмотрит с вожделением.

Даже чаша воды

Когда у христианина вся жизнь обращена к Богу и каждый шаг жизни наполнен желанием исполнить Божию волю о себе и стать ближе к Небесному Отцу, когда чаша воды подается с трепетным сознанием: «Вот Отец послал ко мне Своего сына и моего брата, и я с любовию обнимаю его», тогда, конечно, вода силою твоей обращенности и любви поднимет тебя до высоты неба и сделает причастником части Господней.

Итак, если ты устремлен своей жизнью к Богу и хочешь проникнуть в часть Господню, то, делая малейшее добро с Христом и ради Него, ты и становишься через Него причастником Его Царства.

Сын Давидов, услышь, помилуй

Душу, рвущуюся ко Христу, будет останавливать все окружающее. Ее будут останавливать и снисходительными улыбками, и рассуждениями, и поправками, и насмешками, и угрозами… Ей будут говорить, что ее влечение несвоевременно и только повредит всем, и что оно неразумно, что это узкий фанатизм, маньячество и просто ненормальность.

Так же заставляли молчать Вартимея, когда он звал Христа. Но он не смущался и продолжал звать. И Христос услышал.

Добро без фундамента

Без Божеского фундамента в душе все внешнее построение жизни (хотя бы и основанное на разумном и добром, например та же помощь нищим) будет висеть в воздухе, предоставленное случайностям человеческих взглядов, настроений, человеческого душевного состояния.

Путь Креста – не дорога раба

Ново-Голутвинский Свято-Троицкий женский монастырь в Коломне. Фото: Великжанин Виктор/ИТАР-ТАСС, 08.09.2002

невольно загнанного на нее и боязливо озирающегося на ней. Он не горькая доля побежденного. Путь Креста – путь победителя. На него становятся свободным волеизъявлением. На нем нет рабов. По нему идут «свободные», и «сыны», и «дети».

Из писем священномученика Григория:

Относитесь покойнее ко всяким «сдвигам» жизни. Это и есть жизнь. Самая подлинная, неприкрашенная. А вы при неудачах со стороны сами-то не заражайтесь «падучим» настроением. Недостаток в какой-то точке вне Вас совсем, совсем не равносилен тому, что все уж никуда не годится.

Я скорее бы сделал обратное заключение: недостаток во внешней точке увеличивает мою ценность, ценность изведанную и испытанную, и делает для меня ответственным сбережение моей ценности.

* * *

Ваша большая ошибка, которой Вы не замечаете, в том, что христианство и путь Христа отрицает не радость земли, а отрицает искажение этих радостей грехом. Христианство отрицает не любовь между людьми, мужчиной и женщиной, не брак, не искусство, в частности театр, не шутки, не смех, не любовь к траве и цветку.

Христианство говорит, что мир «лежит во зле» и может испортить все это невинное, доброе и радостное и сделать так, что от всего этого будет «смердить» грехом. И разве христианство ошибается в таком утверждении? Разве часто не изгажено все в мире зла? Разве не опошлена любовь? Разве не загажена природа? И что перечислять!

Только угар и большее одичание, и большее удаление от недосягаемой радости, к которой зовет христианство…

Радость христианства – это радость и о земном, но, прежде всего, при отвержении мира зла, испортившего радость.

* * *

Коренной момент – обращенность души ко Христу как основной регулятор всей жизненной устремленности. И в этом моменте – культивирование «доброй молитвы ко Христу». Молитва – альфа и омега жизни в Спасителе.

Второе – неизбежность подвига, насилия над собой, проводимого с малых доз, но насилия и, непременно, насилия.

Третье – необходимость внешней связи с людьми одинаковой настроенности. Эго неустранимо и по-человечески, и по-Божески, это движение себя в соки живой лозы Христа («Я лоза, а вы – ветки»), мистическое обвязывание себя благодатной стихией Церкви, Христа, Его Святого Тела.

* * *

Я знаю и вижу, что Вы, как ребенок, торопливо хотите вперед. А я так медлителен, и горький опыт жизни слишком часто иллюстрирует беспочвенность и потом – бесплодность поспешных взлетов. Поэтому, оберегая молодость, чистоту и пылкость души, направьте их сейчас не вперед, а вглубь.

* * *

Жизнь мамы Вы отдали в Божьи руки. Что сказать к этому? «Да будет, Господи, воля Твоя». Для мамы делайте все требующееся, но не угнетайтесь сами. Делайте в радости сердца, как исполняя послушание пред лицем Господа.

* * *

Призовите помогающего Христа и мужественно противостаньте помыслу болезни. Как будто ее и не бывало. Противовесом пусть будет сердечное убеждение, настроенность: «Ты зовешь меня к Себе, радостями зовешь и скорбями. За все слава Тебе». «Сам твори во мне волю Твою».

* * *

Держите сердце в просторе и преданности Отцу Благому. Не обращайте внимания на планы и большие задачи. Освящайте Господним присутствием каждый данный миг жизни и учитесь уходить в счастье этих мгновений настоящего. А ко всему принижающему настроение относитесь так, как Вы выучили себя относиться ко внешнему, т.е. выводя себя из него, становясь над ним, почти игнорируя его.

* * *

Упадок настроения – законное явление. И в духовной жизни бывают свои «отливы», чередующиеся с духовным подъемом. Правильное отношение к упадку – усиленное сознание человеческой слабости и отдача себя Божьему покровительству.

При упадке должно быть чувство ответственности пред Богом за свое бессилие и смиренная молитва о Божьей помощи. Когда их нет и когда взамен их охватывает равнодушие, тогда душа погружается в духовный сон, что уже опасно.

* * *

Вера – сила, которая должна вывести душу из греха и ограниченности, поднять душу из земной малости, уныния, загороженности предметами и лицами, путем включения души в просторный мир «Божьих судеб». Это мир Божьего попечения (Промысла) о земле и людях, все в целом должно выполнить свое назначение и все должно оправдаться. В этом мире нет ничего «малого», затеривающегося, одинокого, ненужного. Все велико, даже отдельная душа, как выполняющее святую и великую Божью волю, направленную к Вечной Гармонии…

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Григорий (Лебедев), епископ. Евангельские образы. // Богословские труды. 1980. Сб. 21. С. 170–180.
  2. Индзинская О. Священномученик Григорий (Лебедев) – наместник Александро-Невской Лавры // Апостол: церковно-общественный журнал. – 2020. – № 2 (24). – С. 50–56.
  3. Лебедев К., прот. Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. – № 5. – С. 73–75.
  4. Проповеди; Благовестие святого евангелиста Марка : (Духов. размышления); Письма к духовным чадам / Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). – М. : Отчий дом; [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1996. – 431 с.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version