Как вы думаете, сколько людей заинтересовалось судьбой ребенка, замерзающего в центре Москвы? Авторы ролика рассказали нам всю правду об эксперименте, его участниках и результатах.
Фото: action4equalityscotland.blogspot.ru
Блогеры решили переснять популярный норвежский социальный ролик в российских реалиях.
Проект ВоroDa существует в виде группы в социальной сети «ВКонтакте». Его участники решили заняться социальными экспериментами, они планируют регулярно снимать видеоролики и размещать их в интернете. В таком мегаполисе, как Москва, социальных проблем много, а это, по мнению участников проекта, означает, что и работы в столице – непочатый край.
17 человек на всю Москву
Первой работой ВоroDы стал видеролик с замерзающим ребенком.
Мальчик без куртки сидит в центре Москвы, на остановке неподалеку от Пушкинского музея. Вот к нему подходит женщина:
– Ты чего сидишь раздетый?
– Мы с классом на экскурсию приехали, мы вышли из автобуса, я задумался и потерялся.
Шесть съемочных дней, более трех тысяч прохожих. Сколько же людей помогли ребенку? Ответ авторов ролика: 17 человек.
«Мы планировали снять ролик за несколько часов, – признались создатели, – но, увы, первые два-три дня никто не помог. Помогать начали позже. Тем не менее, мы считаем, что это – очень неплохие результаты. Можно быть уверенным в том, что в случае чего, твоего ребенку не каждый, но поможет».
Пользователи соцсетей ролик не только хвалили и благодарили, но и переживали.
За Россию:
«Вы специально делали антипатриотическое видео? Если говорить, что вокруг много добрых людей, то люди будут добрее. А если говорить, что мы все равнодушные – люди лучше не станут».
За правду:
«Справедливости ради хочу отметить, что в анонсе наврано. Я это место очень хорошо знаю, бываю там всякий раз, когда приезжаю в Москву. Эта остановка – около музея современного искусства. Пушкинский музей чуть дальше от метро и эти 3000 человек, стоящие в очереди, просто не могли видеть этого паренька. Моя ремарка только ради справедливости. Сам эксперимент понравился, молодцы!»
Но, конечно, больше всего зрители беспокоились за мальчика-актера. Кто-то из зрителей даже был готов подать на авторов «жалобу за антиобщественные опыты». Но, разумеется, мальчику не пришлось несколько дней подряд сидеть на остановке в ожидании помощи.
Вот что рассказали авторы:
«На мальчике было термобелье и 4 кофты. На улице он сидел не более 5 минут, после чего шел в машину греться и пить чай».
Некоторых комментаторов эксперимент навел на размышления:
«Думаю, если аналогичный эксперимент провести в четырех разных городах – в Москве, в любом городе-миллионнике, в городе с населением меньше миллиона и в совсем маленьком городе, результаты (процентное соотношение прохожих и неравнодушных) во всех случаях будут сильно отличаться».
На это участники группы ответили, что планируют совместный проект с сибирскими блогерами, с которыми договорились тут же, в комментариях.
Неравнодушные люди есть, это здорово
Нам удалось поговорить с одним из авторов ролика.
Сергей Бузилов:
«Проект BoroDa – это я и Геворг Осипян, мы оба занимаемся digital маркетингом. Раньше ничем подобным не занимались. К волонтерству и благотворительности относимся с большим уважением. Название проекта было придумано спонтанно и не несет никакой смысловой нагрузки.
Мы просмотрели много видеороликов западных пранкеров, которые привлекают внимание к проблемам современного общества, и захотели попробовать снимать подобное в России, чтобы проследить, как люди ведут себя в нашей стране. Если хотя бы один человек после нашего ролика задумается об этой проблеме, тогда мы уже не зря занимаемся этим!
Удивили некоторые пользователи, которые начали нас обвинять в антипатриотизме. Мы не стремились показать, какие у нас равнодушные люди в стране, мы хотели сделать акцент на тех единицах, которые подошли, что они есть, и нужно следовать их примеру.
Мальчик, который снимался в ролике, – брат нашей хорошей знакомой. Он очень радовался, когда его обнимали и одевали, чтобы согреть, и был благодарен людям за это.
Неравнодушные люди есть, это здорово – вот к чему мы пришли в итоге. Собираемся работать дальше. Вопросом моральных ограничений не задавались, но котиков мучить точно не будем».
Проект новый, авторы – любители, мнения зрителей разделились. А что скажут эксперты, специалисты по социальной рекламе?
У эксперимента должна быть цель
Светлана Горбачева, руководитель программы «Социально активные медиа» фонда поддержки и развития филантропии CAF Россия (объявлен в РФ иноагентом):
«Жанр провокативной социальной рекламы спорен сам по себе. На мой взгляд, в этом жанре нужно работать либо идеально, либо никак. Если говорить про первоисточник, то в нем правильная коммуникация – вы готовы помочь ребенку на соседней улице, так может быть, вы поможете такому же ребенку в Сирии? Дети – везде дети!
Светлана Горбачева. Фото: Евгений Глобенко
В российском аналоге цель и сообщение мне не понятны. 3000 человек видели замерзающего ребенка и только 17 решили помочь. Это плохой результат? Хороший результат? Во что дальше трансформируется эта информация? Социальная реклама – это не квест, она должна быть понятной и, желательно, содержать призыв к действию.
С другой стороны, если рассматривать российский ролик не как рекламу, а как эксперимент, который призван провоцировать дискуссию в соцсетях, то, возможно, это и имеет смысл. Но общественные дискуссии тоже стоит затевать с какой-то целью, и они нуждаются в модерации. Этого я проекте BoroDa пока не заметила».
Искреннее добро – редкость в наше время
Илья Каукин, руководитель проекта «Все равно?!»:
«Как правило, в таких роликах участвуют только актеры. Но не вижу ничего плохого в таком формате социальной рекламы, которая призывает задуматься, найти паузу в бесконечном потоке невероятно важных мыслей про себя любимого, посмотреть вокруг, вдруг обнаружить тех, кому плохо. И может, даже помочь. Или хотя бы посопереживать.
Илья Каукин. Фото: Miloserdie.ru
Есть и более крутые заходы, когда американский бизнесмен притворялся нищим и вручал всем, кто одаривал его мелочишкой, конверты с пачками банкнот внутри. Или история, когда Ричард Гир вживался в роль бездомного, и прохожая угостила его остатками пиццы. Такие ролики в очень современном и максимально понятном формате показывают чистое, искреннее добро. А это – исключительная редкость в наше время».