Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ребенок в коррекционном интернате: без права быть личностью

Тяжелее всего сейчас в России детям, которые находятся детских домах-интернатах для детей с особенностями развития. Как можно ли облегчить их участь? Что нужно сделать, чтобы у таких детей появилось будущее?

Тяжелее всего сейчас в России детям, которые находятся детских домах-интернатах для детей с особенностями развития. Как можно ли облегчить их участь? Что нужно сделать, чтобы у таких детей появилось будущее?

Фото с сайта http://philanthropy.ru

«Право на индивидуальность: защита прав детей-сирот в коррекционных интернатах и ДДИ» так называлась конференция, которою фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провел в конце декабря в Общественной палате. Специалисты НКО из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и других регионов собрались, чтобы поговорить о том, как можно изменить будущее детей- сирот из интернатов.

Жизнь в системе

В нашей стране есть категория детей, которые до сих пор живут в условиях, нарушающих все их возможные права. В частности, полностью игнорируется право на индивидуальность, право быть личностью, быть собой, иметь хоть какую-то возможность развития.

Само устройство учреждений таково, что перспектив у этих детей нет: их не готовят к жизни в обществе и вообще не готовят к жизни, общение с ними ограничивается уходом и кормлением, никакого развития не предусмотрено, не происходит в большинстве случаев лечения и реабилитации. Из ДДИ дети переходят в интернат или дом престарелых и остаются там пожизненно. С наступлением совершеннолетия государство лишает их дееспособности, а с ней и возможности что-то решать в своей жизни, за них все решают другие – где жить, во сколько просыпаться, что есть и когда мыться. По отношению к подопечным интернатов государство выполняет функцию «камеры» хранения.

Об этом говорили участники встречи и ее ведущая, Елена Альшанская, директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Весной мы побывали в трех учреждениях в Тульской и Владимирской областях. Число выпускников, которые вышли из этих учреждений не в психоневрологические интернаты и не в дома престарелых. Причем дом престарелых – лучший вариант, это считается удачей.

Несмотря на то, что у большинства подопечных интернатов живы и здоровы кровные родители, но случаи возвращения из интерната в семью чрезвычайно редки. О возможности самостоятельного проживания для выпускника ДДИ сейчас в России никто пока даже заговаривает.

Если такие дети остаются в семье, то над их развитием, образованием и устройством в жизни по мере сил работают родители. Государство семье никак не помогает, государственные механизмы включаются только для контроля. Если государство решит, что семья не справляется с воспитанием и наносит ребенку вред, то ребенка из семьи изымают и передают в интернат».

Новый закон – перемена участи

Каким образом можно изменить ситуацию, разорвать замкнутый круг, вывести сирот из системы, которая их калечит? Первое что приходит в голову – изменить закон. Работа над документом, который изменит жизнь подопечных детдомов, домов-интернатов и домов ребенка уже начата и представители общественных организаций в ней активно участвуют.

Проект документа по этому вопросу уже подготовлен и может быть рассмотрен правительством уже в январе 2014 года. «Постановление Правительства РФ Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработано Минобрнауки во исполнение изменений в статью 155-1 СК РФ, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ.

Специалисты НКО, изучившие документ, отметили, что в нем, в частности, говорится о том, что устройство ребенка в учреждение – временное, до его семейного устройства. Появляется надежда на то, что интернат, наконец, перестанет быть для особых людей местом жизни. Но, тем не менее, в документе есть статьи, которые позволяют человеку пожизненно оставаться в интернате. Приоритет семейного устройства в проекте постановления не заявлен и путь, который должен пройти ребенок для устройства в семью – не прописан. При желании новый закон можно прочитать как некие правила помещения сирот в госучреждение. Информации о том, что прежде чем передать ребенка, нужно исчерпать все возможности его устройства в семью, в документе нет.

Елена Альшанская: «Самая сложная тема в этом постановлении – дети с особенностями развития. Наша организация участвовала в разработке этого документа в рамках рабочей группы при Министерстве образования и говорили о том, что главное необходимое изменение – возможность не делить детей по диагнозам. Если ребенок остался без семьи, это очень тяжелая для него ситуация, мы очень надеемся на то, что она будет временной и в это время ребенок должен получить какую-то реабилитацию, помощь и поддержку. Но акцент именно на профильную помощь и уход, который ставился раньше – не верен, это ведет к изоляции от социума. И нам удалось добиться того, чтобы в документе появились строчки о том, что дети должны обучаться в учреждениях, находящихся рядом с местами проживания».

Сегодня особый ребенок, завтра «ничейный» взрослый

На встрече специалисты много говорили о том, как построить для особого человека путь
развития, рассуждали не только о том, как вывести детей с нарушениями из интерната в жизнь, но и о том, что можно сделать для того, чтобы в интернат не попали взрослые особые люди.

Когда у особого человека нет семьи и нет тех, кто в состоянии его защитить, он действительно может стать жертвой мошенников. Беда в том, что из-под опеки государства нет выхода. Но, оберегая, государстволишает человека дееспособности, а вместе с ней – права распоряжаться собственной личностью, у него нет ни малейшей свободы – пенсию забирают, каждый шаг контролируют. Жизнь такого человека превращается в пожизненное заключение в интернате.

К психоневрологическим интернатам приковано и внимание «особых» родителей, ведь их детей от помещения в подобное учреждение отделяет буквально один шаг. Если рядом нет родителей, для инвалида других вариантов – нет.

Среди представителей НКО на этой встрече была Светлана Бейлезон, общественный деятель, мама взрослого инвалида с психиатрическим диагнозом: «Для тех, кто живет в семье тоже никаких вариантов нет, он просто они пока живут дома. Если что-то случится с родителями, подросший ребенок попадет в интернат. Где взять для такого человека приемную семью? Кто захочет стать его опекуном?

Как воплотить в закон мечту об обычной жизни для инвалида, о его жизни в обществе?

Я бываю в психоневрологических интернатах, когда я пытаюсь как-то помочь позаботиться о подопечных, даже директора не против. Там на 500 человек – 5 человек персонала, там физически некому заниматься с подопечными, сил хватает только на насущные действия. Даже о прогулках речь не идет.

Мы ищем какие-то возможности обучения для колясочников, но находим их только в негосударственных учреждениях, которые от интерната далеко. Мне кажется что мы должны придумывать какие-то ходы для того чтобы эти люди могли жить по-человечески и предлагать их государству»

Помогаем развиваться и учиться

На сегодняшний день инициативы по реабилитации, развитию и обучению подопечных интернатов – точечные. Проекты реализуются силами НКО. Об образовательном проекте для особых детей, живущих в интернатах Санкт-Петербурга рассказала на встрече директор Cанкт-Петербургской общественной организации «Перспективы» Мария Островская, об этом проекте мы уже писали.

Присутствовавшая на встрече Светлана Емельянова, координатор волонтеров и сестер милосердия в московском интернате для детей-сирот № 15, рассказала о том, как волонтеры и сестры помогают особым детям, чтобы сделать их жизнь полноценной. Благодаря сюжету, который есть у нас на сайте, это можно даже увидеть.

О своих проектах и методах взаимодействия с государством говорили и другие представители общественных организаций. К сожалению, это пока капли в море, но диалог с законодателям начат, а значит есть надежда на то, что каждый человек в России, вне зависимости от здоровья и удачи сможет воспитываться в семье и жить в обществе, а не в интернате.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?