Когда родился наш первый ребенок, мне было 20 лет, последний родился – почти в сорок. С первым задача была лишь одна – вырастить из него «мамину гордость». В полгода он еще не переворачивается? Катастрофа! Зато встал раньше всех! Первое слово сказал на месяц раньше предписываемого врачами срока! Победа!
Владимир Боровиковский. Портрет неизвестной с ребенком (1804г.) Иллюстрация с сайта rmuseum.ruu
Ребенок как «мамина гордость»
Потом то же самое было с первыми шагами, обучением чтению, игрой на фортепиано, поступлением в школу! Помню, мы пришли на собеседование и нас спросили что-то про сказку «Красная шапочка». Ребенок не понял, о чем идет речь, потому что в это время мы читали «Дети капитана Гранта» и изучали коллизию путешествия героев на глобусе.
Сейчас, когда моему старшему ребенку 20 лет, я могу констатировать, что проект под названием «Успешный ребенок» удался. Итогом его была победа на олимпиаде, когда сразу два факультета одного из лучших вузов страны предложили зачисление без экзаменов.
И вот теперь, 20 лет спустя, у нас снова есть маленькие дети. Подход к их «выращиванию» кардинально изменился. То ли потому, что у нас нет такого количества сил и энергии, то ли потому, что мы стали мудрее.
На самом деле, то, насколько рано ребенок встанет, пойдет, попробует яблоко или колбасу, а затем прочитает «Повести Белкина», вообще ни на что не влияет. Это не сделает его более счастливым и даже более умным или образованным. Единственная задача, которая теперь стоит перед нами как родителями – услышать его и принять любым.
Никакого «раннего развития»
Не будучи «молодым и неопытным» родителем, я вдруг пошла на занятия для мам и малышей – Pekip. Это отнюдь не имеет никакого отношения к пресловутому «раннему развитию». Я просто открыла для себя огромный и удивительный мир – мир младенцев.
Оказалось, что даже совсем маленькие малыши – возраста 2-3 месяцев могут сообщить родителям о своих предпочтениях и желаниях. Кому-то нравится бодрая музыка, кому-то спокойная, кто-то любит рассматривать яркие игрушки, а кто-то предпочитает внимательно разглядывать человека.
Когда мы делаем «гамачок» из одеяла, взяв его за четыре конца, и покачиваем в нем младенца, один с удовольствием мурлычит, а другой начинает беспокоиться и отказывается от такого «аттракциона». Неужели мне когда-то казалось, что все малыши одинаковые?
В нашей группе занимаются еще три младенца со своими мамами. Знакомство и общение с ними – отдельный большой подарок. Одна мама пришла в группу, потому что она молода, это ее первый ребенок, и она хотела научиться тому «языку», на котором с ним можно общаться.
Вторая мама – многодетная. Это ее шестой ребенок. На первом занятии наш преподаватель спросила ее, почему она решила к нам присоединиться, разве есть что-то, чего она не знает о малышах? Мудрая мама сказала: «Дома я уделяю время остальным детям – я делаю с ними уроки, леплю и рисую, занимаюсь музыкой, хожу гулять и вожу на занятия, но мне очень хочется, чтобы с младшим у меня тоже было какое-то свое, особое время, когда мы сможем общаться с ним вдвоем. Дома возможности остаться с ним наедине у меня нет, поэтому я пришла сюда».
Как появляются дети
Третья мама также рассказала о себе. Полгода назад они с мужем усыновили маленькую трехлетнюю девочку. И вдруг месяц назад им позвонили из органов опеки и сказали, что биологическая мама этой девочки родила еще одного ребеночка.
«Сначала она даже думала оставить его себе, – сказал специалист опеки. – Но потом оказалось, что во время родов у мальчика была вывихнута ручка. Мать решила, что ребенок с таким дефектом(!) ей не нужен и написала отказ».
Органы опеки не вправе были настаивать на том, чтобы эти люди взяли себе и маленького мальчика, потому что на момент усыновления девочки, братика у нее еще не было, но все же они предложили паре забрать себе и малыша. Так, в семье, в которой еще несколько месяцев назад вообще не было детей, оказались сразу двое. Опыта выхаживания младенцев у родителей не было, поэтому они также пришли к нам в группу.
Так и оказалось, что четверо младенцев – с абсолютно разыми характерами и темпераментами оказались вместе. Им уже по 6-7- месяцев, а они умеют общаться. У них есть любимые задания.
Девочка самой молодой мамы всегда «удивлена» – она очень любит разглядывать, что происходит вокруг. Девочка из многодетной семьи очень активная, она все время ползает, хватает все новые вещи, пробует их на вкус и хочет со всеми «общаться».
Малыш из приемной семьи не такой активный, но ему очень нравятся занятия, которые сопровождаются музыкой. Например, вчера мы выключили в комнате свет, зажгли маленькие электрические свечи, поставили их на пол сели со своими малышами вокруг и накрылись большим одеялом сверху. Наш руководитель Дарья включила тихую музыку и в этой импровизированной палатке мы сидели вместе с детьми и наслаждались уютом. Мальчик, о котором речь шла выше, замер. Он любовался мерцающими свечами и слушал музыку.
Не торопиться!
Самое главное, что я поняла за эти 20 лет – общаясь с детьми, никогда не надо торопиться.
Не надо спешить, ожидая, что «настоящая жизнь», полноценное общение начнутся тогда, когда ребенок начнет ходить, заговорит, пойдет в школу или, наконец, ее окончит.
Беседа с ребенком происходит в любой момент, начиная с рождения. Только незнание языка общения лишает нас возможности наслаждаться ею. Чтобы научиться этому языку, надо и очень мало, и очень много – остановиться, никуда не бежать, прислушаться и присмотреться. Современному человеку сделать это бывает очень трудно.
Но если научиться останавливать себя, если подстроиться под темп и ритм ребенка, а не навязывать ему свой, окажется, что ты откроешь для себя новый неизведанный и очень интересный мир, в котором достижение – не быть первым, а быть неповторимым.