А уж если любимый сыночек не поступил в вуз на бюджет, а платить нечем, самобичевание достигает самых крайних форм. Что теперь? Техникум? Пересдача ЕГЭ? Пойдет работать? Армия?
Накануне ЕГЭ регулярно начинаются разговоры особенно трепетных родителей о том, куда «они поступают» – «мы подадим документы на три факультета в МГУ», «мы поступаем в Вышку», «мы хотим учиться в Плешке». Казалось бы, что в этом плохого? Ведь действительно, ребенок юн, ему нужна помощь, родитель ответственно подходит к серьезному испытанию.
Нам всем хочется быть «правильными» родителями. Недавно в соцсетях можно было прочитать о том, что значит быть хорошим родителем в 2017 году: «Следить, чтобы интеллектуальные, эмоциональные, психологические, ментальные, духовные, физические потребности ребенка вовремя удовлетворялись. Чтобы он ни в коем случае не перевозбуждался, но был достаточно активен. Также правильно его лечить, правильно его кормить, не носиться вокруг, как курица, но не допускать появления в жизни гаджетов, полуфабрикатов, ГМО-продуктов, негативной энергии, пластика, чтобы ребенок рос в бодипозитивной, социально-ответственной, равноправной, но авторитетной и заботливой семье. В билингвальном окружении, двухэтажном доме, без химикатов, на тупиковой улице с большим двором, с братьями и сестрами с разницей в возрасте 2 года. И еще не забыть про кокосовое масло!»
Помню, как мы грызли себя от того, что пустили на самотек поступление ребенка, и в итоге он поступил не туда, ушел после первой сессии. Обстановка в доме была накаленной, потому что все упрекали друг друга в «неудаче». Ситуация разрядилась, когда сын пошел работать официантом в ресторан, где смена длилась 12 часов. В общем, он стал лучше представлять себе, что такое взрослая жизнь.
Часто у нас в голове складывается образ того, как надо, как должна сложиться будущая жизнь нашего ребенка. С какими баллами он должен закончить школу, куда поступить, как учиться, куда пойти работать, когда и на ком жениться.
Если все сложится так, как мы хотим, к 30 годам мы будем иметь безвольное, аморфное существо, неспособное принять никакого самостоятельного решения, а потому неуспешное и в профессии, и в семейной жизни. Ребеночка двухметрового роста, предъявляющего претензии постаревшим родителям.
Поэтому так часто жизнь и вносит свои коррективы – не сдал, не поступил, не написал. В какой-то момент мы должны дать ребенку право на ошибку. Конечно, не слишком рано, но в возрасте, когда наши дети заканчивают школу, в 18 лет, они имеют право принимать самостоятельные решения, совершать взрослые поступки и ошибаться.
Когда ты любишь кого-то, свою любовь ты можешь проявить разными способами – испечь пирог, погладить рубашку, купить неожиданный подарок, но все-таки главное проявление любви – дать человеку свободу. Причем не такую, какую «я хочу», а ту, где он сам решает, как поступить и как с этим жить дальше.
Мы же, родители, наверное, должны учиться уходить в тень, молчать, наблюдать со стороны, учиться не решать за них, не проживать их жизнь, при этом мы должны быть готовы помочь, подставить плечо, выслушать и, если нас спросят, дать совет. Думаю, те мамы и папы, которые дали возможность ребенку самостоятельно принять решение, ошибиться, поступить не так, как хотелось родителям, не жалели об этом спустя какое-то время.
Но формулировка «я плохая мать» нехороша еще и тем, что человек, начинает себя грызть, он сам, а следом и окружающие начинают верить в то, что вся вина за неудачи ребенка лежит на родителях. А, сделавшись виноватым, мама и папа превращаются в отличный объект для манипуляций со стороны детей.
Упреки, ревность, претензии будут расти. А оправдываться с каждым разом сложнее и сложнее. «Почему не оплатили вуз, почему не откосили от армии, почему всех устраивают на работу, а меня нет, почему другим покупают квартиры, а вы нет…»
Как просто было бы жить, если бы с самого начала мама не чувствовала себя виноватой, а знала, что она дала ребенку возможность выбора, что она поверила в него как во взрослого человека, который может ошибиться, но готов это признать и ошибку исправить.
Как много среди состоявшихся взрослых людей тех, кто поступил в вуз не с первого раза, кто перешел из одного вуза в другой, кто отслужил в армии. Со мной на курсе учился молодой человек, который после окончания филологического факультета МГУ поступил в медвуз, блестяще его закончил и стал врачом. Не думаю, что его мама чувствовала себя «плохой матерью».
«Все, что ни делается – к лучшему», – говорят умные люди, «Господь управит», – добавляют верующие.