Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Реабилитация при ДЦП: не курсовая, наскоками, а постоянная и включенная в жизнь

Родители ребенка с детским церебральным параличом зачастую готовы на все, чтобы «вылечить», «преодолеть», «победить». Но вылечить и победить ДЦП нельзя, даже если поехать на курс дорогостоящей реабилитации. А улучшить жизнь семьи можно

Научиться самому

Виктория Фахреева ездила с сыном по реабилитационным центрам в течение пяти лет. У Федора ДЦП. Единственный способ действенно ему помочь – не останавливать реабилитацию. Но каждый курс стоит около 100 000 рублей, а то и больше. Поэтому время между поездками Виктория тратила на поиски денег – обращения в благотворительные фонды, самостоятельный сбор в интернете.

Как-то Виктория с сыном вернулись с очередной реабилитации, и ее муж Александр сказал: «Чем тратить такие деньги, я лучше сам научусь и буду помогать сыну». Он поступил в Башкирский государственный университет и стал специалистом по реабилитации.

«С тех пор наши достижения стали стабильнее», – делится Виктория. Все-таки регулярная реабилитация, включенная в обычный жизненный ритм, и реабилитация наскоками, урывками отличаются друг от друга.

В первом случае поставленные цели достигаются медленнее, не так заметно, но стабильно, «нанизываются» друг за другом. Во втором случае – эффект от реабилитации заметнее и ярче, но он исчезает так же быстро, как наступил, не становясь регулярным навыком.

Александр стал помогать не только сыну, но и другим детям, нуждающимся в реабилитации. А три года назад они с Викторией открыли свой физкультурно-оздоровительный центр «Сделай шаг» в Стерлитамаке.

«К нам приводят детей не только из Стерлитамака, но и других окрестных городов. Некоторые приезжают каждый день, другие – несколько раз в неделю. Одна семья из Хабаровска привезла к нам на реабилитацию ребенка, и в итоге они решили переехать жить в Стерлитамак. Так и остались здесь».

Реабилитировать – научить жить в обществе

Вера Анатольевна Змановская, главный врач ДЛРЦ «Надежда» в Тюмени, 30 лет занимается вопросами детской реабилитации при ДЦП:

«Мне давно стало понятно, что никакие краткосрочные курсы с выездом наших детей за границу или в другие регионы не приносят того результата, который сегодня мы хотим видеть от реабилитации.

Нам важно не просто восстановить работу какого-то сустава или конечности, не просто научить ребенка ходить.  С позиции международной классификации функционирования надо повысить его активность в обществе.

Реабилитировать ребенка – это значит научить его жить в обществе, общаться, учиться. А как можно чему-то научить ребенка, если он оторван от реальных событий жизни, от привычного общества, от собственного дома?

Однозначно ребенок должен получать реабилитацию не курсовым методом, а на постоянной основе, каждый день.

А это можно сделать только в своем или в близлежащем городе, когда ребенок проходит обучение или посещает дошкольное учреждение, и в этот же процесс внедряется коррекционная работа, педагогическая, физическая, эрготерапевтическая».

«Авось поможет» не помогало

«Раньше мы ездили на курсовую реабилитацию, – рассказывает Карина Вечканова, мама шестилетней Юли. – Сначала курс ЛФК в одном центре, потом занятия в бассейне в другом, затем ипотерапия. Разные специалисты, разные центры, разные города.

Как выбирали куда ехать? Куда нас брали, на что хватало денег, туда и ехали: „Авось поможет!«»

«Когда мы обратились в службу помощи „Милосердие«, нам впервые посоветовали пройти длительную реабилитацию по месту жительства. И помогли собрать деньги на оплату такой реабилитации в центре „Сакура« у нас в Челябинске.

Конечно, мне больше понравилась такая форма реабилитации. Во-первых, она стала непрерывной. Во-вторых, стабильной. Мне больше не нужно ломать голову и тратить силы на поиск новых и новых возможностей. Я просто знаю, что в понедельник, среду и пятницу мы идем на занятия. У нас появился режим.

Наши изменения происходят, может быть, не так быстро, но каждое из них – достижение, которое уже не исчезнет. Потому что Юля сама их видит, ценит, умеет использовать», – говорит Карина.

Перестали искать «волшебную таблетку»

В России нет пока исследований и статистики, которые могли бы цифрами измерить результаты курсовой и долгосрочной реабилитации детей с ДЦП.

«Но у меня есть большой опыт общения с родителями, которые уже имеют взрослых детей с церебральным параличом, – делится Вера Змановская. – Они все это прошли: хватались за любую соломинку и отправлялись на любой реабилитационный курс, который манил их быстрыми результатами или обещал „волшебную таблетку«.

В конце концов они осознали, что именно дома их ребенку спокойно и комфортно. И именно постоянная работа привела их к повышению качества жизни в целом – семьи и ребенка. И тогда они обрели гармонию».

Мы здесь не «временные пациенты»

«Когда мы раньше приходили в государственный центр на реабилитацию, никто из специалистов не обращал внимание на то, как именно мы зашли, как мы общаемся с ребенком, как ведем себя. Наша реабилитация начиналась в кабинете и заканчивалась ровно в тот момент, когда мы выходили за дверь, – вспоминает Алена Клейменова. – Занеси я сына, перебросив мешком через плечо, никто бы не заметил. Максим для них – „временный пациент«.

Сейчас мы уже три года непрерывно занимаемся у одних и тех же специалистов в АНО „Физическая реабилитация« у нас в Санкт-Петербурге. И я уверена, что такая поза – через плечо – не осталась бы там незамеченной.

Потому что они чувствуют ответственность не только за наше настоящее, но и за наше будущее.

Они понимают: если мама таким образом перемещает своего ребенка, она, с одной стороны, не бережет себя и свою спину (ведь он же будет прибавлять в весе и таскать его будет все сложнее), а, с другой стороны, не дает своему ребенку почувствовать собственное тело и ответственность за него.

Я всегда остаюсь в поле зрения своих специалистов, даже если мы пришли с сыном печь печенье и пить чай. Мне всегда подскажут, как лучше переложить, достать, одеть ребенка. А я всегда с удовольствием беру их опыт. Понимаю: если я не подправлю неудобное движение сейчас, спустя время оно может стать болезненным.

И наоборот. Если дома у меня возникает хоть малейшее затруднение, например, Максим стал во время еды принимать кривое положение, я тут же отправляю фотографии моим специалистам (физическому терапевту, эрготерапевту, которые наблюдают его все это время), чтобы они помогли мне исправить ситуацию.

Что бы ни происходило в семье, первый вопрос к ним же: „Мы хотим на месяц поехать на море, и нам тяжело тащить вертикализатор – как это будет Максиму?«. И физический терапевт дает объективное заключение, исходя из состояния Максима на этот момент: „К сожалению, без вертикализатора ему сейчас никак, берите с собой«. Или: „Сейчас пока можете обойтись, но вам ежедневно нужно делать такие упражнения«».

Особенность долгосрочной реабилитации не только в плотном сотрудничестве, но еще и в том, что в таком тесном взаимодействии можно ставить цели, иногда краткосрочные, иногда стратегические.

Когда специалисты понимают, что ребенок не «заехал к ним на пару недель», а будет под их патронажем длительное время, возможно несколько лет, они могут вместе с родителями выстроить маршрут его развития.

У семилетнего Максима сложная форма ДЦП – IV уровень. Он не может самостоятельно ходить, но благодаря занятиям и благодаря тому, что изменилась установка мамы, он пользуется активной коляской. Максим может ездить в гости, в кафе, в кино, вести активный образ жизни.

«Одна из целей реабилитации Максима – подготовка к школе. И в нашем случае ключевая стадия подготовки к школе – научить его пользоваться туалетом, – делится Алена. – Это сложная, многоступенчатая задача. Мы начали двигаться к ней давно, два года назад.

Одна из этих ступеней – передача ребенку ответственности: ведь наши дети «укутаны заботой», они не привыкли отвечать за свои действия, даже за туалет. Другая ступень подготовки к пользованию туалетом – умение держаться за поручни. Третья – умение снять штаны (при этом на штаны по рекомендации эрготерапевта нужно пришить петельки в определенных местах, чтобы Максим мог сам за них тянуть). И так далее. Шаг за шагом, цель за целью».

Сначала накормить и обезболить

«Для меня нет понятия неперспективный ребенок, – признается Вера Змановская. – У всех детей есть перспективы. Они растут, у них открываются возможности.

Но 30% детей с тяжелой двигательной патологией (ДЦП IV и V уровня) не могут сами есть, потому что у них парез не только рук и ног, у них также ослаблена артикуляционная и жевательная мускулатура. Это значит, что они обречены на голодную смерть. О какой двигательной реабилитации может идти речь, пока мы этих детей не накормим?!

Последние пять лет мы в Тюмени стали активно говорить о том, что таких детей важнее сначала накормить (чаще всего установив гастростому), нормализовать нутритивный статус (соотношение мышечной и жировой массы), обезболить, правильно позиционировать».

Обеспечить комплексную паллиативную помощь невозможно с помощью разовых поездок в реабилитационные центры. Это можно сделать только по месту жительства с помощью выездной паллиативной бригады.

Это ежедневный процесс, который требует наблюдения, контроля, корректировки назначений. Только так можно подобрать подходящее лечебное питание, отследить проявления и прогрессирование остеопороза, проверить уровень белково-энергетической недостаточности.

«И сегодня родители благодарны нам за то, что мы открыли им глаза. Если ребенка сначала накормить и обезболить, то у него появляются биологические силы, открываются те психические, когнитивные и двигательные возможности, которые были просто угнетены в силу его состояния. И только после этого можно предлагать ребенку ЛФК и другую двигательную реабилитацию».

Реабилитация как образ жизни

Для Алены Клейменовой реабилитация сына – просто новый образ жизни семьи, в котором подобрана правильная коляска, эргономическая ложка, отрегулирована высота стола и стульев так, чтобы коляской было удобно пользоваться.

Родители, которые выбрали реабилитацию долгосрочную, «как образ жизни», из обслуживающего персонала («привез – сдал – забрал обратно») превращаются в полноправного и очень ценного участника этого процесса.

Они не сидят за дверью, но активно учатся сами выстраивать реабилитационный процесс.

«Я сама очень выросла как мама за эти три года, – признается Алена. – Вместо того чтобы мечтать о том, как он пойдет, я смогла принять тот факт, что развивать самостоятельность можно при любых двигательных нарушениях. Она может проявляться в выборе еды, в том, что он сам протянул мне руку, чтобы я вдела ее в рукав».

Пусть это крупинки. Но это ценнейшие крупинки самостоятельности, самосознания и развития. И тогда ребенок уже не «мешок через плечо», а личность с собственным выбором и ответственностью. И эти достижения действительно формируют его личность, но только когда он делает это ежедневно, непринужденно, естественно.

Иллюстрации Оксаны Романовой

При поддержке фонда президентских грантов
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?