Фили-Давыдково – далеко не самый плохой район Москвы. В нем есть прекрасные скверы, много магазинов, благоустроенные дворы. Не забыты и люди с инвалидностью. То там, то здесь желтеет тактильная плитка, имеются пандусы и понижения бордюров на пешеходных переходах. Но если присмотреться внимательнее, обнаруживаешь, что некоторые из этих атрибутов доступной среды могут вызвать лишь раздражение у тех, кто попытается ими воспользоваться.
Корреспонденты «Милосердия.ру» и тестировщик на коляске Сергей Прушинский, эксперт РООИ «Перспектива», отправились на прогулку по самым обычным человеческим маршрутам – метро-магазин-сквер-поликлиника, взяв с собой фотоаппарат, и результаты пометили – плюсом (доступно!) или минусом (недоступно).
Зебра с препятствием
Подземный переход рядом с метро «Славянский бульвар» очень неплох.
Но если человек на инвалидной коляске захочет пересечь сам Славянский бульвар рядом с торговым центром «Океания», то его ожидает неприятный сюрприз.
С одной стороны проезжей части понижение бордюра имеется, и попасть на «зебру» легко. А с другой стороны – нет. В конце пешеходного перехода любая коляска врежется в достаточно высокий бордюр. Можно ли на него въехать без посторонней помощи?
— Я могу, я подвижный, руки крепкие и коляска у меня активного типа, — говорит Сергей Прушинский, — Но не зимой. А у кого руки слабые? Да и мне самому неохота лишний раз через бордюр прыгать. А в дождь? А на электрической коляске вообще не въедешь.
Лифт под землю
Станция метро «Славянский бульвар» была открыта в 2008 году и благодаря своей «молодости» приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Подняться с платформы можно на лифте.
Правда, при выходе на улицу человек видит перед собой… Ну, не Эверест, конечно, а всего лишь высокую лестницу и пандус, преодоление которых для людей пожилых и нездоровых, наверное, сродни штурму высочайшей вершины мира. Лестница высокая, подъем пандуса невероятно крутой, а в дождь по его и без того скользкой поверхности течет вода.
К счастью, альтернатива восхождению есть – целых два лифта. Один из них, по словам местной жительницы, уже давно не работает, но другой исправен.
Что будет, если второй тоже сломается, неизвестно. Воспользоваться другими станциями метро, расположенными в Фили-Давыдково («Пионерская» и «Филевский парк») смогут не все: там нет ни лифта, ни пандуса, и даже эскалатор отсутствует.
МФЦ: войти можно, но рискованно
МФЦ района Фили-Давыдково, несмотря на пандус у входной двери, оказался доступен далеко не для каждого человека с инвалидностью.
Сергей Прушинский:
— Наклон пандуса приемлемый, хотя в своей верхней части он и превышает допустимый градус, но ситуацию спасает то, что сам пандус короткий. Дверь открывается почти правильно, не в сторону пандуса.
Но ступени напротив нее сделаны напрасно. Площадка должна быть огорожена со всех сторон, кроме стороны самого пандуса. Сейчас, если вы целиком подниметесь на нее и попробуете открыть дверь, то можете скатиться со ступеней. Или же вам придется открывать дверь, оставаясь на наклонном пандусе, а держаться при этом не за что, потому что правой рукой вы должны дотянуться до ручки двери, одновременно цепляясь за поручень справа.
Я достаточно мобильный, чтобы все-таки войти в эту дверь. А если это женщина, то она будет вынуждена обращаться за помощью. И любой мужчина на коляске с травмой шейного отдела позвоночника тоже будет просить о помощи. Поручни, кстати, тоже чуть-чуть не доработаны: они должны выступать за пределы пандуса на 30 см.
Отличный пандус — пологий пандус
Поблизости от МФЦ находится городская поликлиника № 40. Вход в нее оборудован отличным пандусом.
— Они сделали дополнительную дверь у въезда с пандуса, — отметила руководитель Кунцевской местной организации Всероссийского общества инвалидов Елена Бескова. — Молодцы. Хорошее решение». Около двери есть звонок, что тоже облегчает задачу человеку с инвалидностью, если он вдруг не справился.
Сергею Прушинскому наклон пандуса тоже понравился:
— Да, он длинный, но зато пологий. Я по нему поднимусь, даже не пользуясь поручнями. И дверь открывается внутрь, это удобно.
Впрочем, эксперт заметил поперечные металлические полоски, закрывающие стыки частей длинного пандуса. «Пешеходы не обращают внимания на такие вещи, но под колесами это мешает и раздражает, особенно на наклонной плоскости», — сказал он.
Лифт для маломобильных граждан в здании поликлиники имеется. Правда, он работает с 9 до 17.30, а другой лифт слишком мал для коляски.
Елена Бескова также указала на недостаток парковочных мест для инвалидов у поликлиники.
К продуктам — обходными путями
Пандус, ведущий к продуктовым магазинам, расположенным по адресу Славянский бульвар, д. № 9, к. 1.
Практические единственные в микрорайоне продуктовые магазины расположены в доме № 9 по Славянскому бульвару. Дом стоит на холме, ко входу в магазины ведут две лестницы и пандус. Однако человек в коляске вряд ли рискнет этим пандусом воспользоваться.
— Он достаточно крутой, и здесь явно не хватает второго поручня. Одной рукой тут себя не вытащить, нужно двумя, — объяснил Прушинский. — Понятно, что здесь естественный рельеф использован, сложно было бы сделать пандус более пологим, но нужен второй поручень. Причем, ограждение каменное есть, а вот за что ухватиться рукой — этого нет.
Можно, конечно, подойти к магазинам справа, где имеется пологий подъем, обусловленный рельефом местности. Но место для парковки инвалидов находится вовсе не со стороны этого подъема, и даже не напротив непригодного пандуса, а еще дальше — напротив лестницы. Получается, что покупателю с инвалидностью придется сделать солидный крюк, чтобы попасть в эти магазины.
Парковка без возможности подъема на тротуар
— Смотрите, вот парковка, и вот тротуар. Переход с парковки на тротуар – только по дороге. Потому что здесь бордюр. Я не смогу сразу подняться на тротуар, — говорит Прушинский.
Чтобы попасть в «Дикси» или «Перекресток» на Славянском бульваре, человек, приехавший на автомобиле с ручным управлением, должен будет преодолеть на своей коляске приличное расстояние по проезжей части с довольно оживленным движением.
Аппарель: благозвучно, но не имеет права на существование
Магазины «Хозтовары» и «Любимый» по ул. Минская, д. 9 имеют общий вход с улицы. Лестница оборудована аппарелью и одним поручнем.
Сергей Прушинский: «Это издевательство. Никакой тут «безбарьерной средой» и не пахнет. Въехать по аппарели можно только в том случае, если кто-то подойдет и поможет, и то, если размер коляски соответствует расстоянию между «железками». Видите, мои колеса сюда не вписываются. Аппарель может быть только под один размер, а коляски все разные . Аппарель вообще не имеет права на существование. Ни в одной строительной норме она не упоминается. Уж лучше бы кинули настил».
Что касается единственного поручня, то он в этой ситуации бесполезен для человека на коляске. Для других людей с инвалидностью от этой детали тоже мало толку.
— Обратите внимание, — показывает Елена Бескова, — перила поставлены только с одной стороны, и то совершенно неграмотно. За них неудобно держаться – и при подъеме, и при спуске. При этом над головой человека, который захочет здесь подняться, висит кондиционер, из которого льется вода – прямо на голову.
Если же кому-то все-таки удастся подняться по аппарели и как-то развернуться на крошечной площадке, он окажется перед деревянной дверью. «Как человек на коляске будет ее открывать и проезжать одновременно? Ему придется ждать, пока кто-нибудь посторонний не откроет и не придержит ему дверь», — считает руководитель Кунцевской организации ВОИ.
«Зимой я на этот пандус не въеду»
Магазин «Пятерочка» (ул. Малая Филевская д. 14 корп. 2) позаботился о пандусе для инвалидов. Однако человек с проблемами не заедет сюда, считает Елена Бескова. Ширина пандуса соответствует нормам, но подъем слишком крутой, а поручни — только с одной стороны. «Колясочники все разные, у многих руки тоже плохо действуют. Да даже если руки сильные, попробуйте въехать и попробуйте удержаться, когда вы съезжаете. И коляски бывают разные, есть достаточно тяжелые», — сказала Бескова.
«Зимой я на этот пандус без поручней не въеду, хотя я крепкий и сильный», — отметил Сергей Прушинский. Да и летом пандус доступен только для спортивного человека на соответствующей коляске активного типа, добавил он.
Бескова передвигается, опираясь на палку. По ее словам, лестница при входе в магазин тоже не слишком удобна: высота ступеней выше положенной нормы. Вокруг здания мешает передвигаться неграмотно положенная плитка: тротуар выглядит волнообразно, в нем полно щелей и ям, где застревают как трости и костыли, так и обычные каблуки, что может приводить к травмам.
Идеальное кафе
В качестве образца доступности Елена Бескова привела кафе «Бегония» (ул. Минская д. 11). «Здесь предусмотрено замечательное место для парковки инвалидов, оно близко к входу в кафе, выходу из машины ничто не мешает. Дверь в здание на уровне земли. Вот если бы везде так было», — сказала она.
Как добиться доступности
Ну хорошо, мы увидели проблемы с доступностью. А можно ли их исправить?
Если в магазине плохой пандус, то нужно написать заявление в управу, в отдел торговли и услуг, рассказали нам в администрации района Фили-Давыдково.
По словам Геннадия Родина, председателя правления фонда «Без барьеров», сначала лучше поговорить с владельцем или управляющим торгового заведения. И только если магазин откажется идти навстречу, следует жаловаться в управу.
С обустройством пешеходного перехода дело обстоит сложнее.
Как сообщили в управе Фили-Давыдково, заявление пишется на общий адрес управы, затем вопрос рассматривается на комиссии по безопасности дорожного движения Западного административного округа. Комиссия состоит из представителей префектуры, управы, ДПС (Дорожно-патрульная служба), ЦОДД (Центр организации дорожного движения), МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) и всех остальных служб, «имеющих к этому отношение». Вопрос о понижении бордюрного камня решится не быстро, на это может уйти два-три месяца, предупредили в управе.
Что касается конкретного пешеходного перехода через Славянский бульвар, то судьба этого участка вообще довольно туманна. Сейчас власти рассматривают вопрос ввода одностороннего движения на этой улице, и если решение будет принято, то все благоустройство будет проведено заново. В то же время руководство «Океании» предлагает расширить дорогу до четырех полос, сказали в управе. Это предложение тоже рассматривается. Так что обустройством отдельно взятого пешеходного перехода вряд ли сейчас будут заниматься, это «нецелесообразно».
Геннадий Родин рассказал, как обычно действует он, чтобы добиться доступности тротуара или пешеходного перехода для людей с ограниченными возможностями. «Либо вы пишете заявление в управу, в отдел ЖКХ, и они уже сами отправляют письмо организации-подрядчику, либо, когда этого недостаточно, можно зайти на сайт Департамента ЖКХ и благоустройства города и отправить им письмо в электронном виде с приложением фотографий. Там оперативно реагируют. Только надо указать конкретный адрес перекрестка, где не сделано понижение бордюрного камня».
— Буквально этим летом я писал письма в Департамент ЖКХ и благоустройства и прикладывал фото перекрестка Ленинского проспекта и улицы Гарибальди, рассказал Родин. С одной стороны понижение бордюра было сделано, а с другой стороны улицы, бордюрный камень был достаточно высоким. На мое письмо отреагировали, но сначала сделали не так, как нужно. Пришлось писать еще, и со второго раза они сделали, как надо.
Если человек с инвалидностью испытывает неудобства при посещении государственного учреждения, такого как МФЦ, нужно обращаться в ГБУ «Жилищник», сообщили в управе Фили-Давыдково. Родин советует писать по тем же адресам, что и в случае с пешеходным переходам. Кроме того, можно оставить заявку на сайте правительства Москвы.
Фото: Павел Смертин
Читайте также:
Как добиться установки пандуса или подъемника в подъезде жилого дома