Православный портал о благотворительности

Разговор с бегуном по соседней дорожке

Вот мама и папа — православные люди, и от них закономерно ждут того, чтобы они воспитали церковных людей. И у них для этого есть возможность, помощь, силы. Значит, если что-то плохо, то это они виноваты. А если хорошо, то что же, это их заслуга?

Дети даны родителям не для того, чтобы родители из них что-то такое сделали, а для того, чтобы родители продолжали свой духовный путь, чтобы они менялись. Потому что дети ставят перед родителями такие задачи, которые больше никто никогда перед ними не поставит. Cвоим опытом воцерковления и воспитания делится мама семерых детей, старший преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ Мария КРАСОВИЦКАЯ.

Мария Сергеевна КРАСОВИЦКАЯ родилась в 1967 году. Окончила немецкую спецшколу, в 1983 году поступила на классическое отделение филфака МГУ. С 1988 по 1992 год — м.н.с. Центрального музея древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева. С 1992 года по настоящее время преподаватель литургики в ПСТГУ. В 1993 году вышла замуж. У Марии Сергеевны семеро детей (от 4 до 12 лет): пять мальчиков и две девочки. Преподаватель Закона Божия, латинского языка в гимназии «Свет», литературы — в московской Традиционной гимназии. Научные труды: Учебное пособие «Литургика» (курс лекций)

Детей нужно поразить

— Вы сами росли в верующей семье или пришли в церковь уже взрослой?
— Детство прошло в неверующей семье, а когда мне было четырнадцать лет, моя мама привела меня в церковь и я крестилась. Так что уже и отрочество, и юность были церковными. Я вообще должна сказать, что для меня ценным представляется опыт тех родителей, у которых дети выросли и вступили в христианский церковный брак. Вот тот, кто уже прошел весь путь, от младенчества до брака своего ребенка, тот только может делиться своим опытом. Даже если этот опыт он не считает полностью положительным.
Но здесь вступает в силу другое соображение. Получается, что люди, которые уже вырастили своих детей, жили в другую эпоху. В обществе был совершенно другой момент, другое состояние, другие отношения между людьми, все другое. И Церковь тоже переживала другой момент своей земной истории. И то, что действовало тогда, оказывается, уже не действует сейчас. Эпоха очень быстро меняется, а мы от нее сильно зависим, поэтому интересно, что думает бегун, который бежит с тобой по параллельной дорожке. Но его опыт еще не имеет результатов. Мне, например, очень трудно говорить о воспитании, потому что я еще никого не вырастила — у меня старшему двенадцать лет.

— И все-таки, как вам кажется, нужно ли с детьми говорить о Боге, и если нужно, то как, когда начинать и в какой форме?
— Все должно проходить, я думаю, соответственно возрасту. Когда ребенок еще совсем маленький, с ним молятся, ему показывают иконы, говорят очень простые вещи, которые ему понятны. Потом ему можно рассказать о творении, о мире. И это обязательно должно быть кратко, потому что дети лекции слушать не будут. А потом ребенок может неожиданно задать какой-то важный вопрос. Обычно это бывает в четыре-пять лет, потому что, это и психологам известно, человек в этом возрасте решает важные мировоззренческие вопросы. Например, он может спросить, Кто такой Бог, почему Его нельзя видеть, как мы узнаем, что Он от нас хочет. И к этим вопросам приготовиться, с одной стороны, невозможно, с другой стороны, на них нужно быстро и кратко ответить. Если этот вопрос упустить, то будет плохо, потому что ребенок должен найти почву под ногами, он должен получить ответ, который его удовлетворит на достаточно долгое время, очевидно, до отрочества. В отрочестве он задаст уже следующие вопросы.
Многие дети с удовольствием читают книги, например, пересказ Библии и Евангелия. Тут надо стараться найти максимально благородный вариант, потому что есть такие книги, которые пересказывают Священное Писание упрощенно и легкомысленно. Много значат иллюстрации, потому что наши дети живут в городе, и видят серое небо, серые дома мало видят красивого и очень мало видят истинной иконописи. Если приложить труд, можно найти пересказы Ветхого и Нового Завета, которые проиллюстрированы в иконописном стиле. Есть очень интересные издания, в которых использованы древние — V-VI века — римские мозаики и фрески.
Лучше всего говорить что-то к случаю. Например, к празднику сказать несколько фраз. Но это не должно быть подчинено какой-то системе, мне кажется, не должно быть такой цели — рассказать обо всем, а важно сказать именно что-то впечатляющее. Одна многодетная мама поделилась со мной советом: когда ребенок идет в храм, нужно каждый раз его чем-то поразить, что-то такое сказать о храме, о празднике, о чудесах, чтобы это его удивило. И это очень трудно, потому что быстро получается, что дети уже многое знают и ты не можешь их задеть, сказать что-то интересное. Приходится специально обдумывать. Это очень сложно — и рассказывать что-то к случаю, и всегда отвечать на вопросы. Ребенок часто задает в неудобный момент трудный вопрос. И оказывается, что ты не готов сейчас ответить для его возраста, или твой ответ его не удовлетворяет.

— А вот, например, Евангелие, не пересказ, а сам текст Евангелия детям можно читать в раннем возрасте?
— Конечно, когда Слово Божие звучит дома — это очень хорошо. Но для этого нужно найти подходящее время. В этом году у нашей семьи был такой месяц, когда мы все вместе отдыхали — папа, мама и все дети. И мы старались каждый день после краткого общего правила прочесть зачало из Евангелия. Когда я потом вспоминала, какой был самый поразительный момент из всего этого месяца, то поняла, что это был момент, когда звучало Евангелие. Это действительно голос Христа, и надо давать возможность Ему звучать. Хорошо, когда по этому чтению потом возникают какие-то вопросы и рассуждения.

— Вы говорите, что нужно быть готовым уметь ответить ребенку на вопросы. А что главное должно быть в ответе, чтобы ребенок воспринял это?
— Мне кажется, взрослый находится сам в движении, он же не стоит на месте; остановка — это смерть. Вот он сам для себя решает какие-то вопросы, переживает кризисы, сомнения или, наоборот, какие-то очень хорошие периоды, узнает что-то новое. И в том багаже, который он накапливает, обязательно найдется такой уголок, который будет соответствовать вопросам ребенка. Как отвечать ребенку, это зависит от личности взрослого и от личности ребенка, от их контакта.. Один будет отвечать очень сухо, другой, наоборот, заливаться соловьем. Какой уж ты есть, так ты и ответишь. С другой стороны, ты живешь, знакомишься со своим ребенком. Ты замечаешь, что вот на такие вещи он реагирует хорошо, а на это он реагирует плохо. И постепенно, когда ты общаешься с ребенком, становится ясно, что на него лучше действует и каких ответов он от тебя ждет. Одному лучше подложить книгу, другому журнал, третьему рассказать случай из своей жизни, ошеломить его какой-то откровенностью.

— Но обязательно любопытство ребенка нужно удовлетворить?
— Конечно, детские вопросы — это очень важный момент. Потому что это пиковый момент во внутреннем развитии ребенка. Обычно мы детям что-то навязываем, насильно всучаем какие-то знания, стараемся их заразить своими интересами, ответить на вопросы, которые у них еще не возникли. А когда он спрашивает тебя, ты встречаешься с тем, что его действительно волнует серьезно, с тем, что он уже сформулировал, решился тебе высказать. Он тебе доверяет. Это могут быть вопросы не только о вере, вообще обо всем Эти вопросы надо очень ценить. Но бывает, что на это нет времени. И это очень жалко и опасно, потому что такой момент встречи душ, может быть, не скоро повторится.

— Если ребенок с детства ходит в храм, переживает ли свою веру, как вам кажется? Или он живет в ней, как в воздухе, он же не замечает воздуха, не задумывается о его составе.
— Я думаю, он свою веру переживает. Во-первых, сравнивая свою жизнь с жизнью других людей. Очень рано возникает вопрос, почему не все идут в храм. Даже если ребенок не имеет неверующих родственников, он все равно встречается в своей жизни с другим отношением к вере и к Церкви. И это первый клубок вопросов, которые он должен для себя решить. Оказывается есть люди, которые любят его и которых он любит, но Церковь им не нужна. Как ему к этому относиться?

— А что можно ответить на этот вопрос?
— Я думаю, когда ребенок задает такой вопрос, не надо на него вываливать сразу всю философию, все диалектичность этого вопроса. Нужно говорить по теме, но очень кратко. Например, один раз можно сказать так: «Вот мы считаем себя верующими, но по-настоящему то мы Христа не знаем, ведь есть признаки учеников Христа, разве они к нам подходят? Значит, мы еще не достигли конца, мы находимся в пути. Также и твой неверующий родственник, он находится на каком-то этапе пути. И он может за очень короткое время оказаться впереди тебя. И такие случаи известны». А в другой раз можно сказать: «Так мы же можем ему помочь, если он увидит красоту в нашей жизни». А в третий раз: «Знаешь, человек свободен, и ты тоже свободен. И на призыв Бога каждый даст свой ответ».
А потом, конечно, наступает отроческий период, лет с двенадцати, когда все, что было раньше несомненным, подвергается сомнению. Мне приходилось слышать такую фразу — ну, я же не могу верить только потому, что мне так сказали. То есть человек хочет иметь свой личный религиозный опыт.

Усилия родителей — еще не все

— Если ребенок переживает период отрицаний и сомнений, родители, наверное, начинают думать, что они что-то сделали не так. Это вина родителей?
— Это, на самом деле, очень таинственно. Вот мама и папа — православные люди, и от них закономерно ждут того, чтобы они воспитали церковных людей. И у них для этого есть возможность, помощь, силы. Значит, если что-то плохо, то это они виноваты. А если хорошо, то что же, это их заслуга? Оказывается, что тот, кто вырастил христиан, глубоко церковных людей, никогда не скажет, что «это я сделал». Оказывается, что чем больший путь проходит родитель, тем больше он подвергает сомнению свои взгляды, он в себе не так уж и уверен. И когда человек проходит путь до конца, он говорит: «ребенок у меня благополучный, слава Богу, спасибо духовнику, и вообще это чудо, потому что мои усилия были несоразмерны с этим результатом».
Сейчас Церковь живет очень активной жизнью, и в самом пике своего служения, у которого уже видны результаты, находятся те люди, которых никто не растил в Церкви, которые не были христианами по воспитанию и с детства. Оказывается, что наша Церковь наполнилась христианами, которых специально никто так не растил. Как же тут понять роль их родителей? И получается, что решающий диалог происходит не между родителем и ребенком, а между человеком и Богом, между душой и Господом, Который может призвать из любого состояния.

— То есть роль родителей не так уж велика?
— Роль родителей очень велика, но не абсолютна. Нам известны случаи, и в новейшей истории Церкви, когда святой человек имел неверующих детей. Например, святитель Лука. У него были неверующие дети. Причем его младший сын даже отрекся от отца для того, чтобы учиться в институте. При этом он приходил к отцу обедать, иначе бы он умер от голода. Были в Церкви новомученики, у которых дети были гонителями Церкви.

— Может быть, родителям не ставить такую цель — вырастить именно верующего человека, а положиться на Бога в этом вопросе? Просто растить ребенка, давая ему все максимально. И тогда родителям станет сразу легче жить, им не надо будет все время думать: как бы мой ребенок не отошел от Церкви, как бы он не перестал ходить в храм.
— Я думаю, что это не так. Как во всяком деле, усилия зависят от нас, а успех от Бога. Конечно, родительское сердце не может не болеть за своего ребенка. Воспитание — это не то, что тебе дали задание и ты его выполняешь на оценку. Ты этим живешь и действительно стараешься делать все, что можешь, хотя и чувствуешь свое несовершенство. Но оказывается, что твое усилие — это еще не все. И получается, что на этом пути ты познаешь свою немощь и милость Божию, и оказывается, что крепкая надежда — это Господь, а не твои какие-то умные слова, мысли и усилия.

Неподвижность — это пытка

— Расскажите, пожалуйста, про ваш опыт посещения храма.
— У меня опыт не окончательный, его нельзя пока что оценить. Просто есть какой-то поиск, попытка найти нужное именно этому ребенку именно на этом этапе развития. С младенцем не возникает никаких вопросов, пока он молчит и спит на руках. Потом наступает возраст, когда он может мешать другим людям в храме. Дети имеют разный темперамент и разные возможности стоять на службе Есть удивительные стойкие дети, которые в четырехлетнем возрасте могут следить за службой по книгам. Нужно просто очень хорошо понять своего ребенка, потому что вообще-то для ребенка неподвижность — это пытка. Взрослые часто хотят посидеть, полежать, а дети хотят бегать. Это связано с их физиологией. Поэтому устраивать из службы пытку нельзя. И нужно смотреть на своего ребенка — если он с легкостью выстаивает долгие службы, это великое счастье, стой с ним рядом и молись. А если он живой, вертится, можно постоять, потом во время, предположим, ектеньи, выйти из храма, никому не мешая, потом снова зайти. А есть дети, который надо просто провести к Чаше и сразу уйти.
Что касается детей постарше, лет десяти, тут нужно смотреть на все: на их интересы, на здоровье, на занятость, что у них было вчера, что будет завтра, сколько они способны выдержать, сколько времени занимает дорога до храма, как они себя ведут после той или иной частоты посещения служб. Я наблюдала в одной многодетной семье девочку, которая очень-очень, как казалось, редко ходила в храм. Ее родная сестра бывала часто. Спрашиваешь: «А где твоя сестра?» «А она дома, отдыхает». Ее родители правильно оценили ее возможности — человек был физически невыносливым. И она выросла прекрасной верующей церковной девушкой. Недавно сказала мне, что хочет учиться в таком институте, в котором ничто бы не мешало ей посещать церковь. Получается, что редко ходить в храм для нее было правильно. А как это узнать, что правильно твоему ребенку — это секрет, который родитель должен стараться разгадать.
Должен ли человек каждое воскресенье ходить в храм? Он должен знать, что это норма. Но норма не всегда совпадает с практикой. Я думаю, что это обязательно надо обсуждать с духовником, потому что он лучше чувствует и семью, и детей. Мало ли что бывает с человеком. Дети не всегда могут все высказать, бывает, они не могут рассказать о своей болезни, переутомлении, даже нервном истощении. Взрослый должен по каким-то признакам это определять. Я опять же знаю многодетную маму, которая говорит: «Иногда мы остаемся дома в воскресенье, или не все дети идут в храм. Но дома я напоминаю своим детям, что это святой день, что его нужно провести особенным образом. Да, мы не пошли в храм, но мы постараемся дома чуть-чуть побольше помолиться, чуть-чуть побольше почитать, вообще, как-то выделить этот день».
Когда в праздничный день мне хотелось бы в храм, но мы туда не попадаем, мне хочется всегда своим детям передать свою тоску по храму. Иногда я говорю: «сейчас все наши знакомые, наши братья и сестры уже приближаются к храму, сейчас священник облачается, сейчас будет возглас». Напоминаю им, чего мы сегодня лишены. Я говорю так: мы остались дома по немощи. Или по послушанию. Как по послушанию? Вот в монастыре не все же на службе, кто-то должен остаться сварить обед, а кто-то ухаживает за коровами. У нас иногда так было: я со здоровыми детьми иду в храм, а кто-то из школьников остается с малышами. Почему ты не идешь в храм? А потому что должен другое послушание сделать. Убраться дома, приготовить еду, последить за малышом. И ты тоже участвуешь в празднике, просто по-другому.

— Если ребенок просыпается утром и говорит: я не хочу идти в храм, хотя бы в воскресенье хочу поспать подольше! Что тут делать родителям?
— Бывает, если ребенок маленький, то подобные слова можно просто пропустить, потому что у них язык часто поворачивается без участия головы. Как-то можно этот вопрос замять. Бывает, что ребенок заболевает, или действительно устал, тут уж нужно смотреть на его состояние. В норме, конечно, маленькие дети с радостью идут в храм. Им просто приятно идти вместе, приятно, что их берут, и у них, конечно, еще такие чистые и прекрасные души, что они чувствуют святое. Ребенка лет десяти можно как-то вдохновить. Я знаю одну матушку, которая говорила своей дочке: «вставай, вот тебе красивое платьице, надень его, мы пойдем с тобой в храм». И такое вдохновление красивым платьем ничем плохим не кончилось, эта девочка сейчас сама стала многодетной матушкой.
Очень хорошо действует ответ, что «если ты не хочешь идти в храм, пожалуйста, оставайся и вообще, знаешь, храм — это не для всех, это только для тех, кто очень сильно это любит, кто очень сильно этого хочет. Вот мы идем с тобой по улице, и множество людей идут совершенно по другим делам. Кто-то едет на огород, кто-то в гости, кто-то на работу. И очень немного тех, кто идет в храм. Отозвались на этот зов Господа совсем немногие. Знаешь, это только для тех людей, которые к этому зову относятся серьезно, которые свою жизнь хотят именно с Христом связать, это не для всех. Если ты не хочешь, мы ни в коем случае мы тебя не заставляем». И я знаю случай, мне его рассказывал уже выросший ребенок, который как-то так и сказал своим родителям — а я не хочу идти в храм. Они сказали — хорошо, оставайся. И он остался и был дома один. И это был определенный опыт, такой опыт отрыва от всех. Важен опыт общности, важен и опыт отрыва. И потом, ребенок должен почувствовать, что он действительно свободен. Чтобы человек понял, что его не тащат на аркане, что это не какая-то обязаловка, а это то, чего можно лишиться.
Только отвечать ребенку нужно всегда по-разному, чтобы он никогда не знал заранее, что вы ему ответите, потому что если отвечать запрограммировано, то ребенок эту систему вопрос-ответ будет воспринимать, как нажатие на кнопку: нажал на эту кнопку, мама подпрыгивает. Это будет ему ужасно интересно. А он никогда не должен знать, что мама ответит. Один раз можно сказать: «ну конечно, дорогой, ты так устал, сегодня ты поспишь, а в следующее воскресенье мы пойдем вместе». В другой раз: «как, ты хочешь остаться? А как же батюшка, он выйдет из алтаря, и я пойду на исповедь, а тебя нет. Он же сразу заметит, что нет тебя». Или так: «а как же Чаша? Ведь сам Христос ждет нас, что же, мы скажем Ему «нет?» В следующий раз, например, так: «ну, как же ты не пойдешь, ведь и Саша, и Маша, и все твои одноклассники, они меня всегда спрашивают, где ты, и что я им скажу, что ты остался понежиться в постели?» А в четвертый раз можно сказать: не хочешь, и не надо. Но это, конечно, не для малышей, которым четыре, пять или семь.

— А нужно ли спрашивать ли ребенка, хочешь ты в храм или не хочешь? Или этот вопрос вообще не должен возникать?
— Я думаю, что не нужно об этом спрашивать ребенка, особенно маленького, а нужно создать такой порядок, в котором посещение храма будет естественно. Вообще дети и собаки любят твердую руку. И им легче слушаться, чем выбирать. Выбор — это, надо сказать, довольно большое мучение. Они будут этот вопрос принципиально решать в шестнадцать лет, но никак не в восемь. В норме дети до десяти лет не должны отказываться. Для них это действительно радость, им это действительно еще не могло надоесть, если их не таскали на четырехчасовые всенощные. И на них не надо взваливать никакого выбора, не свойственного для их возраста. Нужно все хорошо обдумать, самому принять решение и его объяснить ребенку. Поход в храм надо готовить с вечера. Настроить ребенка, что мы завтра едем в храм. Дать возможность ему выспаться, может быть, поплотнее поужинать, чтобы он на службе не страдал от голода. Обсудить с ним, как пройдет завтрашний день. Что будет после храма, может быть, будет что-то радостное, например, какое-то общее дело с друзьями.

Читать дальше


См. также: Идти ли в гости после службы?

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version