Православный портал о благотворительности

Расстройство пищевого поведения у детей: что нужно знать родителям

Анорексия, булимия, компульсивное переедание – разные грани одной беды. Расстройство пищевого поведения (РПП) касается не только подростков, от него страдают дошкольники и даже младенцы. РПП – это серьезно, но его можно предотвратить, вовремя распознать и даже – вылечить

Фото: freepik

Расстройство пищевого поведения (РПП) – это ненормальная модель питания, при которой человек может радикально сокращать количество съеденного или, наоборот, есть гораздо больше, чем нужно.

Причины РПП могут быть разными – проблемы в привычном образе жизни, психические расстройства, стрессы, наследственность и социальное давление «стандартов красоты». Мы собрали для вас четыре важных текста о расстройствах пищевого поведения у детей: как они протекают и что делать родителям, чтобы не усугубить состояние ребенка.

Возненавидела все, что делало тело женственным

Рисунок

В юности Дарья Мошарева была склонна к полноте, в то время как вокруг была мода на радикальную худобу, а сверстники, родители и учителя не подбирали слов, комментируя ее внешность. Триггером к началу болезни стало повышенное внимание к девушке со стороны одного из преподавателей: «Я возненавидела все, что делало мое тело женственным. Поэтому перестать есть воспринималось как выход», – рассказывает Дарья. Когда-то она чуть не погибла от анорексии, а сегодня Дарья – врач-терапевт, помогающий другим выздоравливать. 

Анорексия – самое опасное из расстройств психического поведения. Около 10% случаев заканчиваются летальным исходом. В статье Марии Хорьковой «У меня была анорексия, а я каялась в чревоугодии» Дарья Мошарева рассказывает свою историю о том, как она прошла через РПП. 

Все началось в 14 лет, и к 17 достигло пика. Девушка отказывалась от еды постепенно, теряя 5–10–15 килограммов. Чувство голода поначалу давало ощущение эйфории и контроля над собой. Окружающие долго не замечали, что у Даши развивается болезнь, и восхищались ее силой воли. А сама девушка считала, что отказ от пищи не только попытка изменить свое тело, но и необходимый аскетизм, часть ее духовной жизни. Когда ее вес достиг 47 килограммов (при росте 173 см), Дарья ела два раза в день и только фрукты. Давление стало критически низким, от слабости и истощения она с трудом могла учиться. Отправной точкой к началу лечения стал разговор со священником. 

«Батюшка каким-то образом смог меня убедить в том, что, чем больше я буду есть, тем лучше, в том числе во время поста, все это будет моим христианским подвигом. Прямо так и сказал! Это была моя отправная точка к началу лечения», – вспоминает Дарья. Тяжелый анорексичный эпизод длился год, еще столько же заняла реабилитация. 

В статье Дарья рассказывает, какие ошибки на пути к выздоровлению допустила, что не стоит делать, если у близкого человека анорексия, и какой поддержки на самом деле ждет страдающий от РПП.   

Фу, я это не буду!

Расстройство пищевого поведения у подростков чаще всего связано с неприятием своего тела – дисморфофобией, а почему от еды отказываются дошкольники? Мамы сходят с ума от беспокойства, когда маленькие дети не прикасаются даже ко всеми любимой пицце и картошке фри, мотают головой при виде овощей и фруктов, не знают вкуса еды, кроме трех-четырех знакомых продуктов. 

Педиатры, невропатологи и гастроэнтерологи разводят руками, предлагая родителям идти на хитрость, завлекая ребенка к столу необычной подачей – цветочками из моркови, яичницей в виде забавной рожицы и фигурными макаронами. Но все это не работает, и мамы выбиваются из сил от усталости и тревоги. А проблема действительно есть, и называется она – ограничительное/избирательное расстройство пищевого поведения (ОИ-РПП) или по-английски Avoidant/Restrictive Food Intake Disorder (ARFID). 

Ребенок с ARFID не ест, потому что вкус, запах, текстура, температура и цвет еды кажутся ему отвратительными. И это не каприз, а функциональное расстройство, при котором дети боятся пробовать новое, ограничивая свой рацион до опасного минимума. РПП у детей лежит на стыке педиатрии, гастроэнтерологии и психиатрии, в его лечении нужен незамедлительный и комплексный подход.  

В материале Екатерины Загуляевой «Ребенок не ест, совсем», детский врач Сергей Бутрий рассказывает о причинах РПП у дошкольников и даже младенцев, которые полностью отказываются от еды в первые 2–3 месяца жизни. В статье вы узнаете, от чего зависит прогноз и последствия РПП у малышей, может ли ARFID в детстве стать причиной дисморфофобии в подростковом возрасте и что делать родителям, чтобы поддержать себя и ребенка. 

Он просто «пухленький»

Фото РИА Новости/ Александр Уткин

Ребенок в отличие от взрослого не выбирает среду, не формирует самостоятельно меню и мало знает о последствиях переедания. Между тем проблема детского ожирения давно перестала быть сугубо западной и стала глобальной.

На то есть две главные причины: во-первых, в питании человечества произошел серьезный сдвиг в сторону продуктов высокой калорийности с большим содержанием сахаров и жиров, во-вторых, снизилась физическая активность детей, большая часть которых проводит свободное время в гаджетах и мало ходит пешком. 

Родителям бывает непросто распознать, где заканчивается норма и начинается лишний вес. Мамы часто не замечают, что их малыш перешел из категории «пухленький» в группу риска по ожирению. В статье «Детское ожирение угрожает человечеству. Как вовремя заметить его у ребенка» Мария Солодовникова рассказывает о тревожных звоночках, на которые родителям стоит обратить внимание. 

Если ребенок продолжает есть даже после плотного обеда или прибегает к еде, чтобы успокоиться, – это причина обратиться к врачу и проверить его физическое и психологическое состояние. В статье вы найдете 11 практических советов, как предотвратить развитие ожирения у ребенка, а также узнаете, как влияет на лишний вес бытовая пыль и генетика. 

«Здоровая еда» – не значит здоровье

Фото: freepik

Не существует одной, главной причины расстройств пищевого поведения. Доказана генетическая предрасположенность к РПП, есть предположения об отдельных участках ДНК, которые могут отвечать за анорексию, и аналогичные исследования по булимии. Эмоциональное состояние человека и социальное давление «стандартов красоты» тоже играют свою роль. Однако факторов намного больше, а признаками РПП может быть не только отказ от пищи или переедание, но и излишняя избирательность – скрупулезный выбор «здоровых продуктов». 

В статье «Если вы не ходите в гости, потому что там «вредная еда» – вам надо встревожиться», журналист Елена Симанкова задает главные вопросы про РПП психологу Зое Звягинцевой. Специалист отмечает возникновение пищевых расстройств, связанных с концепцией правильного питания, здорового образа жизни и мечтой о здоровье и долголетии. Например, бигорексия – заболевание, проявляющееся в навязчивом стремлении к избыточному наращиванию мышц. Люди, страдающие бигорексией, постоянно совершенствуют свое тело, бо́льшую часть свободного времени проводят в спортзале, на тренажерах, начаться это может еще в подростковом возрасте, когда дети особенно недовольны своим телом.

Психолог уверена, что профилактика расстройств пищевого поведения начинается с освобождения от диетических убеждений, а также от нереалистичной идеи красоты, которую можно достичь только худым людям. В тексте вы найдете ответы на главные вопросы, связанные с РПП: кто подвержен риску, можно ли до конца вылечить анорексию, что делать, если ребенок «толстый», и куда бежать, если подросток перестал есть. 


Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version