Православный портал о благотворительности

Рамадан – время, когда закрываются сложные сборы: как жертвуют мусульмане и почему это может быть интересно немусульманским НКО

Во время Рамадана пожертвования увеличиваются кратно. Для многих мусульманских фондов это время, когда есть надежда закрыть большое количество сборов и помочь максимально быстро многим нуждающимся. В 2023 году Рамадан завершается 21 апреля

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости, 02.04.2022

У Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе развернуты шатры: здесь мусульмане, которые не имеют возможности попасть внутрь из-за наплыва верующих, могут молиться, здесь же для них организуют ифтар – вечерний прием пищи во время Рамадана (разговение происходит после захода солнца). В шатрах также стоят ящики для пожертвований в форме сердца: так можно отдать закят.

Закят – ежегодный обязательный налог в исламе, его предписано выплачивать каждому, кто за год смог заработать сумму больше, чем стоимость 85 граммов золота, по текущему курсу Центробанка это примерно 470–480 тысяч рублей. Если человек накопил такую или бóльшую сумму, совершил крупную покупку от указанного диапазона цен, он выплачивает 2,5% стоимости приобретенного имущества.

Закят платят только взрослые мусульмане в любое время в течение года, но многие специально откладывают этот момент и делают пожертвование именно в священный месяц Рамадан. Считается, что во время Рамадана награда за благие дела увеличивается в 70 раз. В это время важно не только молиться, соблюдать пост, но совершать добрые поступки, и помощь нуждающимся – один из самых очевидных способов.

Мы поговорили с московским фондом «Закят», региональным фондом «Тешам» из Ингушетии, международным приложением Tooba, которое развивает традиции мусульманской благотворительности в цифровой среде, и узнали об особенностях этой практики.

Два миллиона рублей за вечер 

«Год назад в Рамадан через приложение Tooba пользователи перечислили свыше 67 млн рублей, в этом мы уже перевалили за эту отметку – 122 млн рублей», – рассказывает Рамазан Меджидов, основатель Tooba.

При этом сумма пожертвования может различаться: кто-то перечисляет небольшие платежи (50–100 рублей), а иногда большую сумму переводит крупный донор, что позволяет завершить сбор. Так, во время Рамадана 2023 года в приложении Tooba одно за другим всплывали сообщения о закрытии сборов – психолог Ильяс Амирагаев пожертвовал больше 2 миллионов рублей от своего стартапа «Семья».

Рамазан Меджидов перечисляет и другие успешные кейсы Рамадана-2023: так, всего за сутки удалось собрать более миллиона рублей для фонда «Тут добро» на помощь с реабилитацией детям с ДЦП, а для маленького Ильхама, подопечного фонда «Дети-бабочки», который помогает пациентам с буллезным эпидермолизом, удалось собрать средства на дорогостоящие лекарства. «В такие моменты я понимаю, что мы работаем над приложением не зря», – говорит Меджидов.

Приложение Tooba работает с 2018 года как своеобразный маркетплейс, только продаются здесь не товары, а возможность сделать пожертвования в различные фонды. НКО, которые заранее прошли проверку, могут размещать на Tooba свои сборы. При этом ограничений по принципу религии нет: здесь выставлены не только мусульманские фонды.

«У добра не должно быть границ, ни национальных, ни межконфессиональных. Наши пользователи помогают всем, и в Рамадан, и в другие месяцы, – объясняет основатель Tooba Рамазан Меджидов. – Например, недавно мы закрыли несколько сборов „Фонда имени Ани Чижовой« из Чувашии, который помогает неизлечимо больным детям. А на днях пользователи перевели свыше 230 тысяч рублей для сироты Дани. Малыш перенес несколько операций, и еще предстоят новые. Фонд „Дорога жизни« открыл сбор на услуги няни, чтобы ребенок не оставался один в больнице в Москве. Необходимую сумму удалось набрать за сутки».

Пожертвования в исламе: что можно и нужно выплатить, кроме закята? 

Впрочем, небольшие нюансы в мусульманской благотворительности все-таки есть. Закят – один из пяти столпов ислама, он входит в число важных обязанностей верующих. Это обязательная милостыня, которую распределяют только между мусульманами. «В исламе нет приоритетов, нет разделения на конфессии и нации – человек нуждается, люди помогают. Если в нашей местности
живут люди и им нужна помощь, мы в любом случае поможем. Но вот закят распределяется только мусульманам», – поясняет Хамзат Осканов, координатор программ фонда «Тешам» из Ингушетии.

Вырученные в форме закята деньги и иную материальную помощь передают восьми категориям нуждающихся, которые указаны в Коране: нищим, малоимущим, должникам, путникам и тем, кто находится в чужой стране. Ранее закят также мог быть использован для выкупа рабов и освобождения пленных, в пользу самих сборщиков закята, на поддержку духовных инициатив.

Если закят – обязанность и помощь от своих – своим, то для остальных категорий нуждающихся, а также для тех мусульман, которые испытывают желание творить добрые дела, есть садака – добровольные пожертвования. В более широком смысле садака – это дела милосердия, не только денежная, но и вообще любая помощь.

Считается, что лучше совершать их тайно, при этом размер садака и частота пожертвований не регламентируется так строго, как это происходит с закятом.

В Рамадан особое значение получает разновидность этой милостыни: фитр-садака. Считается, что выплатить ее необходимо до завершения священного месяца. Эта милостыня отдается с каждого члена семьи, в том числе с грудных детей. Ее размер зависит от благосостояния и устанавливается каждый год Духовным управлением мусульман из расчета средней стоимости определенных продуктов, среди них финики, ячмень, пшеница, изюм. Размер фитр-садака на 2023 год – 150 рублей с малоимущих, 500 – для людей со средним достатком и 800+ от состоятельных. Эта милостыня идет малоимущим, которые находятся в трудных жизненных ситуациях, не могут полноценно питаться, одеваться.

Для выплаты фитр-садака во время Рамадана многие мусульманские НКО предлагают готовые решения. Так, московский фонд «Закят» на своем сайте не
только разъясняет допустимые размеры пожертвований, но и предлагает соответствующий QR-код или SMS на короткий номер с уже готовым кодовым словом: это максимально облегчает верующим процесс.

Кому готовы жертвовать мусульмане: больные дети, жертвы землетрясения в Турции и Сирии и другие нуждающиеся

У мусульман, желающих творить добрые дела в Рамадан, приоритеты в целом стандартные: больше всего они хотят помогать малоимущим, старикам, сиротам, больным – словом, тем, кто слаб и меньше всего защищен. «Чаще всего открываются сборы на помощь детям, они же активнее и закрываются, – комментирует основатель приложения Tooba Рамазан Меджидов. – С системной помощью сложнее, но эта ситуация в целом актуальна для всей нашей страны. На Западе, например, популярнее именно системная помощь: люди активнее жертвуют на исследования, нежели на спасение чьей-то конкретной жизни».

В московском фонде «Закят» подтверждают тезис коллег о том, что пожертвования на больных детей идут активнее всего: «У нас был открыт сбор для малышки, ей нет и годика. Мы собрали сумму на лечение свыше 400 тысяч за считанные часы», – говорит генеральный директор фонда Сулейман Аджиев.

Реалии 2023 года – помощь мусульманам, пострадавшим от землетрясения в Турции и Сирии. Фонд «Закят» продолжает сбор для регионов, попавших в зону ЧС, чтобы построить там временное жилье и восстановить разрушенную стихией инфраструктуру.

«Масштаб этой трагедии огромный. К сожалению, государство не всегда успевает все вовремя восстановить. Поэтому у нас есть такой запрос от фондов-партнеров, которые работают на местах», – говорят в фонде.

Впрочем, в Рамадан закрываются и нестандартные сборы. Так, фонд «Тешам» из Ингушетии вел сбор средств для семьи погорельцев из своей родной республики: они долго строили дом, вкладывали в него каждую копейку, отец семейства делал все своими руками и уже ожидал новоселья, но случился пожар. «Мы решили помочь купить строительные материалы. Сбор был очень долгим, уже боялись, что не закроем, – делится Хамзат Осканов. – Но затем один человек отправил достаточно большую сумму, около полумиллиона. Это была такая радость!»

Не только в Рамадан: когда еще наступает пик мусульманской благотворительности

Махачкала во время священного месяца Рамадан. Фото: Елена Афонина/ТАСС, 17.04.2022

Кроме священного месяца Рамадан и следующего за ним праздника Ураза-Байрам, активно жертвуют в День рождения пророка Мухаммада и на Курбан-Байрам – это три главных праздника для совершения пожертвований.

Курбан-Байрам, который еще называется праздником жертвоприношения, каждый год начинается в разное время, это связано с тем, что мусульмане живут по лунному календарю. В 2023 году выпала дата 28 июня. «Это время паломничества, когда люди совершают хадж в Мекку и после делают жертвоприношения. Мы в фондах замечаем, что люди активнее делают и благотворительные пожертвования», – говорит Хамзат Осканов, координатор программ фонда «Тешам».

По словам основателя благотворительного приложения Tooba Рамазана Меджидова, мусульмане также чаще и больше жертвуют в пятницу – главный день недели, когда все собираются в мечети для совместной молитвы.

Можно пожертвовать не только деньги: продуктовая помощь востребована в регионах

Фото: Егор Алеев/ТАСС, 24.04.2020, Казань

Жертвовать в Рамадан можно не только деньги, но и еду, одежду. Некоторые мусульманские фонды также принимают мебель или технику для малоимущих. Так, фонд «Тешам» из Ингушетии как раз специализируется на помощи продуктами первой необходимости. «Такие пожертвования мы можем максимально быстро распределять и максимально правильно – тем, кому без них
действительно никак. А это очень важно, например, когда надо в летний период быстро развести нуждающимся мясо», – объясняет Хамзат Осканов. Он добавляет, что и вырученные деньги фонд часто тратит именно на продукты питания: «Если нечего есть, то обо всем остальном и говорить не стоит». На продукты жертвуют охотно, далее идут медицинские сборы.

В Московской Соборной мечети недалеко от метро «Проспект мира» есть несколько пунктов сбора помощи фонда «Закят», где в том числе собирают одежду: разумеется, в хорошем состоянии, чистую. Раз в две недели вещи забирают волонтеры, описывают, считают, фиксируют всю информацию в протоколе. Затем отвозят на склад, где сортируют и раздают малоимущим семьям Москвы и Московской области.

«Помимо одежды к нам привозят и продукты, мы формируем из них продуктовые наборы и так же развозим через наше волонтерское движение в местные религиозные организации, общины, которые затем ее сами распределяют среди нуждающихся, многодетных семей, бедных студентов и так далее», – говорит генеральный директор фонда «Закят» Сулейман Гаджиев.

Как жертвуют чаще: онлайн, через мечеть или в фонды?

Намаз в первый день священного месяца Рамадан в мечети Кебир-Джами в Симферополе. Фото: Дмитрий Макеев/РИА Новости, 22.03.2023

С пожертвованиями в Рамадан есть еще один тонкий момент: если закят был совершен с нарушениями (например, средства пошли не на благое дело), то его придется повторить в полном объеме, чтобы исправить ситуацию. Поэтому для мусульман вопрос доверия тому, кому они отправляют свои пожертвования, стоит достаточно остро.

Традиционно мусульманская благотворительность шла через мечети: именно они становились своего рода гарантами честности и прозрачности сбора. Сейчас такая ситуация сохраняется: «У нас в мечетях есть сборы: они или сами это организуют, или там стоят люди от фондов, например, в пятницу, в день молитвы, либо в праздничные дни, – рассказывает о ситуации в Ингушетии Хамзат Осканов, координатор программ фонда «Тешам». Он добавляет, что в целом в регионе постепенно растет доверие к благотворительным фондам, налаживается их взаимодействие с мечетями.

«Когда нам требуются волонтеры, мы просим имамов оповестить, что в такой-то день нужна помощь. Или к имамам обращаются люди за помощью, и они направляют их к нам в фонд. Когда появляется нуждающийся, имам или его помощник звонит нам и просит проверить, действительно ли нужна именно такая помощь».

«Мышление у людей, к сожалению, не до конца поменялось, но мы работаем над этим. Два главных препятствия на пути к совершению пожертвования – неудобство и недоверие. Нам удобнее закинуть купюру в ящик, чем регистрироваться на сайте или в приложении», – говорит Рамазан Меджидов, основатель Tooba. По его словам, главные преимущества Tooba в данном случае – наличие специальной регистрации для фондов и их проверки, прозрачная отчетность и удобство для пользователей: совершить платеж можно в три клика без обязательной регистрации. Благодаря этому, удобству и доверию, Tooba продолжает активно расти, а благотворительность становится мобильной.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version