«Солевые повязки исцеляют даже от рака», «солевые инъекции убивают раковые клетки, вызывая их саморазрушение». Первый заголовок размещен на популярном российском интернет-ресурсе, второй – в Daily Mail, британской газете, которую читают, обсуждают, хвалят и ругают во всем мире. Ругают, в том числе, и за упрощенчество при освещении медицинских тем. Приведенное выше сенсационное заявление, вынесенное в заголовок, превратно толкует результаты реального исследования: лекарство от рака якобы найдено, простое и дешевое, да и способ его введения в организм незамысловатый – обычная инъекция. Кстати, дешевизна и доступность – те качества, которые вокруг любой терапии легко создают ореол несправедливо непризнанной. И это неслучайно.
Препараты от рака настолько дороги, что стоимость противораковой лекарственной терапии в отдельных случаях превышает 100 000 долларов в год, цена запредельная для среднестатистического больного даже в самых развитых и богатых странах. Эта ситуация приводит в отчаяние не только больных и их семьи, но и врачей, которые не могут помочь пациенту в силу отсутствия финансовых, а не медицинских средств.
Гливек, препарат от хронической миелоидной лейкемии, приносит огромную прибыль фирме Новартис. Он появился на рынке в 2001 году и, как утверждают эксперты, первоначально обходился американским пациентам в 30000 долларов в год. С того времени цена препарата утроилась несмотря на то, что Гливеку приходится конкурировать на фармацевтическом рынке с пятью вновь появившимися лекарствами того же назначения, но они стоят еще дороже.
Весной 2013 года 100 влиятельных специалистов по онкологическим заболеваниям из разных стран мира попытались убедить ведущие фармацевтические компании снизить цены на спасительные лекарства.
По подсчетам экономистов, прибыльность фармацевтического бизнеса составляет 70%-80%. При этом у каждой из крупных фармацевтических компаний помимо списка достижений есть список судебных исков от граждан и государства за недобросовестный маркетинг, нарушения при проведении клинических испытаний препаратов, приуменьшение негативных побочных эффектов препаратов, приведшее к тяжелым осложнениям, а в некоторых случаях – к гибели пациентов. Все это, конечно же, подрывает доверие публики к их продукции.
Финансовые возможности государственных научных учреждений несравнимы со средствами фармагиганта, но у последнего нет мотивации для исследований лечебного эффекта пищевой соды или поваренной соли, так как запатентовать лекарство и получать сверхприбыли от его продажи может не получиться в силу всеобщей доступности и дешевизны исходного материала. Ничего личного, просто бизнес, невыгодными проектами он не занимается.
Несмотря на то, что эта картина во многом реалистична, она создает почву для новых когнитивных искажений: неискушенный в науке человек от абсолютной веры в докторов и прописанные им дорогие лекарства легко перемещается на противоположный полюс, к полному недоверию профессиональной медицине и фармакологии. Он готов поверить в любую панацею, которая, как оказывается, все время валялась у нас под ногами, но из-за одержимости продуктами фарминдустрии мы ее не замечали. Корпорация фармацевтических монстров скрывала от нас правду, и вот, наконец…
Но так ли все просто на самом деле?
Не в этом соль!
Летом 2013 года журнал Nature Chemistry опубликовал отчет об исследовании международной группы специалистов из США, Великобритании, Южной Кореи и Саудовской Аравии под руководством профессора университета Техаса (г. Остин) Джонатана Сесслера.
Важно иметь в виду, что эксперименты проводились в лаборатории, что называется, in vitro, на изолированных человеческих клетках, так что исследователи пока что находятся в самом начале пути. Тем не менее, содержание работы заслуживает того, чтобы назвать ее важным этапом в изучении механизма гибели клеток, который в будущем может быть использован для лечения рака.
Ученые установили, что повышение уровня хлорида натрия в клетке, как раковой, так и здоровой, приводит к ее смерти. Проблема, однако, заключается в том, как доставить ионы натрия и хлора внутрь клетки. В норме они проникают туда через ионные каналы, которые ведут себя как своеобразные ворота в клеточной мембране, и нарушение внутриклеточного баланса ионов приводит к апоптозу (гибели клетки).
Но не так просто перехитрить рак, который инактивирует ионные каналы, запирая ворота клеточных мембран наглухо. Какую бы высокую концентрацию хлорида натрия ни создавали экспериментаторы в межклеточном пространстве, это никак не сказывалось на состоянии самих раковых клеток.
Ионы натрия и калия по своей природе гидрофильные, то есть легко растворяются в воде. Внутренняя сторона клеточной мембраны липофильная, то есть жирная. Чтобы понять, насколько сложно «протолкнуть» ионы через мембрану, попробуйте смешать в сосуде воду с растительным маслом или растворить в масле кристаллы соли – у вас это просто не получится.
Экспериментаторы опробовали несколько типов синтетических молекул – «ионных транспортеров», и нашли два типа, которые связывались с ионами хлора и натрия, но при этом оставались липофильными, что позволяло им проникать через клеточную мембрану и доставлять ионы по назначению. Результатом такой «инъекции», как и предполагалось, стал апоптоз изолированных клеток нескольких видов рака (легкого, поджелудочной железы и простаты).
Для того чтобы полученный учеными результат воплотился в конкретный препарат, нужно пройти очень длинный и непростой путь. Пока что сделан только первый шаг, хотя и в правильном направлении. Руководитель исследования профессор Сесслер помимо научного интереса имеет и личную заинтересованность в результате: дважды в своей жизни он победил лейкемию. Кроме того, есть надежда, что синтетические ионные транспортеры дадут шанс на преодоление неизлечимого в настоящее время муковисцидоза, причина которого коренится в дисбалансе ионов хлора и натрия в клетках.
Здесь важно отметить тот факт, что если лекарство на основе поваренной соли увидит свет, то важнейшей составляющей в структуре его цены будет не стоимость соли, а ценность ноу-хау. Метод доставки ионов внутрь раковой клетки при помощи синтетических молекул-транспортеров наверняка будет запатентован, а кроме того, по ходу исследования ученым придется найти способ введения препарата в организм, который обеспечил бы его прицельное попадание в злокачественное новообразование, минуя здоровые клетки. Поэтому есть некоторые сомнения в том, что полученное лекарство будет непременно дешевым, по крайней мере, в период действия патента.
Не сыпь мне соль на рану
А что же с исцеляющими от рака солевыми повязками, о которых рассказывает российский интернет-ресурс thePo.st со ссылкой на ЗОЖ 2002?
Некая медсестра, оставшаяся анонимной, рассказывает о разнообразных целебных свойствах соли, часть из которых хорошо известна и применяется в медицине. Например, рекомендуемая ею практика промывания ран солевым раствором вполне распространена и многократно описана в медицинской литературе.
А вот что пишет автор о лечении рака:
«Хотите – верьте, хотите – нет, но 4-слойная солевая повязка из хлопчатобумажного полотенца, наложенная на обе грудные железы на 8-9 часов на ночь, помогла женщине избавиться за две недели от рака грудных желез. Моя знакомая с помощью солевых тампонов, наложенных прямо на шейку матки часов на 15, справилась с раком шейки матки. После 2 недель лечения опухоль истончилась в 2-3 раза, стала мягче, рост ее прекратился. Такой она осталась до настоящего времени».
Нам, конечно, очень хотелось бы поверить. Если предположить, что рассказанные неизвестной медсестрой истории – чистая правда, то придется признать, что в этих двух случаях жизнь победила смерть неизвестным науке способом. Соль не могла ни абсорбировать раковые клетки, ни разрушить их по уже известной нам причине: проникнуть в клетку самостоятельно ионы натрия и хлора не способны.
Лечились ли эти женщины как-то еще, помимо накладывания солевых повязок? Не было ли факторов, активирующих их собственную иммунную систему на борьбу с раком? И, прежде всего, был ли у них точно рак, если даже поверить в то, что сами эти женщины точно были? Все эти вопросы остаются без ответа.
Сильно навредить солевая повязка вряд ли способна, но подобного рода истории опасны тем, что воодушевленный перспективой чудесного излечения пациент может отвергнуть терапию, которая дает реальный шанс на спасение. И рак молочной железы, и рак шейки матки являются излечимыми при своевременной диагностике и оперативном вмешательстве, отказавшись от которого, женщина подвергает себя смертельному риску.
Между тем, не являясь панацеей, соль остается продуктом, чрезвычайно важным для организма человека. Однако это тема заслуживает отдельной статьи.
Читайте также: