Православный портал о благотворительности

Рай — это город

Из русских городов я люблю Владивосток. Это удивительно романтичный город, свободный. И хотя центр там очень запущен, но он потрясающий по красоте! Стиль модерн, последний великий стиль европейской архитектуры, имперский стиль. Город построен как единый ансамбль, это — ворота Российской империи на Востоке. Я даже думаю, что, если бы не советская власть, это был бы один из самых красивых городов мира, Сан-Франциско и рядом бы не стоял, это совершенно точно

Почему христианство считается городской верой? Об особенностях современного городского христианства нашему корреспонденту Екатерине СТЕПАНОВОЙ рассказал профессор Александр ДВОРКИН, президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, подолгу живший в разных странах, убежденный урбанист.

Александр Леонидович Дворкин (родился в 1955 году в Москве) — историк, богослов, эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России, один из лидеров антисектантского движения в России. В 1977 году эмигрировал из России в США. В 1980-м окончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности «русская литература» и продолжил образование в Свято-Владимирской православной духовной академии, которую окончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию. В последний день 1991 года вернулся в Россию и был принят на работу в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. С 1993 года возглавляет Центр священномученика Иринея Лионского по борьбе с сектами. В 1993-1999 годах — профессор Российского православного университета. Ныне — заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ. Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр».

— Александр Леонидович, вы долго жили в Америке. Где больше верующих — в мегаполисах или в провинции?
— Деревень в Америке нет вообще — там есть только большие города, небольшие города, совсем маленькие городки и фермы. И чем дальше от больших городов, тем больше людей, посещающих церковь. В Америке чуть ли не 60 процентов ежевоскресно что-нибудь да посещают — это намного выше, чем в других странах. Но интересный вопрос — почему они это делают? В Америке такой уклад, так положено. И это «так положено» работает по преимуществу в маленьких городках, где все друг друга знают. Хочешь не хочешь — но по воскресеньям приходится ходить туда, куда ходить положено: итальянцы или ирландцы ходят в католическую церковь, евреи в субботу — в синагогу, немцы, шведы, норвежцы — в лютеранскую церковь и так далее. С другой стороны, посещение церкви многими рассматривается как остановка от гонки жизни. В храме можно посидеть, расслабиться — получить небольшой сеанс психотерапии.
В большом городе если человек ходит в церковь — то часто это более осознанный выбор. Давление соседей, общественное мнение в большом городе отсутствуют. Потому что (если, конечно вы не живете в тесном этническом квартале) здесь никого не волнует, куда ты идешь в воскресенье.
Помню, когда я жил в Вашингтоне и в воскресенье утром ехал в православный храм, по пути в автобус садились негритянские пожилые дамы, одетые во все самое лучшее: белые и розовые платья, шляпки и перчатки. Они ехали в какой-нибудь свой баптистский молельный дом, а я любовался ими. Они были похожи на ангелов! Смотреть на них действительно было замечательно, они ехали служить Богу.




— Как вы думаете, а в России где больше веры?
— Мы вернулись к ситуации ранней Церкви, к тому времени, когда христианство начиналось как городская религия. Только позднее появилось такое расхожее представление о рае как о некоем пасторальном пейзаже: цветущие луга, овечки, рощицы. Но рай в представлении ранних христиан — это город, Небесный Иерусалим. Настоящий город — вспомните Откровение святого Иоанна Богослова — город со стеной, с воротами, которые никогда не закрываются, а ночи там нет. Символика Небесного Иерусалима, городская символика пронизывает всю раннюю христианскую письменность. В городе был епископ, а вокруг него собиралась и городская община.
Сельская же местность была родиной язычества. И земледелец-крестьянин тесно связан с ним всей своей жизнью. Он зависит от сил природы, от того, разольется ли вовремя Нил, выпадет ли вовремя дождь или, наоборот, будет ли вовремя сухо для того, чтобы собрать урожай. Поэтому он и молится богу Нила, богу ручья, богу горы, с которой сходят тучки. Христианизировать деревни и села было намного сложнее. Города уж давно повсеместно стали христианскими, а за их стенами язычество держалось очень долго. Постепенно крестьянство все-таки сжилось с Церковью и с годовым кругом праздников до такой степени, что селянин, например, в русском языке стал «христьянином».

— Непонятно, а почему же все-таки именно горожане восприняли христианство, ведь они тоже могли оставаться язычниками?
— Потому что горожане не так сильно связаны с природой. Крестьянину часто даже некогда задумываться над философскими вопросами. А в большом городе у человека больше свободного времени и больше выбор, можно было отдать свое предпочтение любому культу, хоть всем сразу, единственное ограничение — содержимое собственного кошелька. Но ни один из этих культов — новых, интересных, красочных, каких угодно — не мог ответить на реальные вопросы так, как это сделало христианство. В городе люди легче воспринимают новое еще и в силу своей оторванности от корней. В деревнях все гораздо более консервативно. Крестьяне восприняли христианство календарно, через цикл праздников и постов.
И сейчас мы видим, что христиане — это в основном вновь городские жители. Если в селе открывается храм, то оживление церковной жизни в нем начинается летом, когда приезжают городские дачники. А зимой местные сельские жители, кроме двух с половиной старух, в храм не ходят. К сожалению, сейчас в деревне больше царит пьянство и развал. А вот когда в деревню переезжают жить горожане, они чаще всего и являются ядром нового прихода и новой церковной жизни. Поэтому сегодня христианство — городская религия, и наилучшие условия для христианской жизни — в городе.

— В чем особенности современного городского христианства?
— Чем больше город, тем более разнообразна в нем церковная жизнь. И в этом смысле с большим отрывом в стране лидирует Москва. Можно жаловаться на дороговизну, пробки, переполненность и жесткий ритм. Но что касается церковной жизни, то здесь она самая активная и наполненная. В современной Москве сложилась живая общинная жизнь, такая, какой и до революции не было. Тогда все были приписаны по месту жительства к определенному храму, который в том числе исполнял роль ЗАГСа. Прихожане там крестились, венчались и отпевались. Сейчас люди ездят не в тот или иной храм, а к конкретному священнику. По этому принципу в современной Москве и организовались церковные общины.
В мегаполисе большой выбор. Всегда можно найти священника, который вам созвучен, и, став прихожанином храма, где он служит, влиться в его приходские проекты. А в маленьком городе и деревне, где один-два храма, хочешь не хочешь, приходится ходить к тому священнику, который есть поблизости. В этом случае церковные общины развиваются редко. Большинство людей приходит в храм только на службу, после нее не остаются и в приходских проектах (если они имеются) не участвуют.

Читать дальше


Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version